После долгого перерыва в Национальном академическом Большом театре Беларуси снова идут репетиции под руководством Елизарьева. Он работает над одной, но очень знаковой постановкой — балетом «Спартак», премьера которого в белорусском театре состоялась в 1980 году и имела резонанс далеко за пределами республики. «Спартак» возвращается на сцену благодаря 70-летнему юбилею балетмейстера: показ спектакля 31 октября станет первой частью встреч с мастером в театре, где он служил, приехав в Беларусь из Ленинграда по распределению в 1973 году. С того времени началась новая история белорусского балета, когда он на несколько десятилетий стал художественным брендом уже независимой страны. Это сумел сделать Елизарьев, который был главным балетмейстером, позже директором — художественным руководителем Театра балета, в котором работал до 2009 года. В настоящее время является профессором Белорусской государственной академии музыки.
35 лет жизни в Большом театре Беларуси, за которыми — и его персональные победы на престижных конкурсах и в советское время знаменитые звезды балета обращались к балетмейстеру из Минска в поисках оригинальной современной хореографии. Например, Майя Плисецкая (для нее создавался фильм-балет) и Андрис Лиепа с Ниной Ананиашвили (постановка Елизарьева принесла победу советскому балету на конкурсе в Америке). Он имел свое видение во всем: когда поставил «Тиль Уленшпигель», оказалось, что произведение белорусского композитора Евгения Глебова может быть востребовано не только здесь, и появилась постановка в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. Даже в классическом «Щелкунчике» Чайковского он мог себе позволить отойти от хореографии Мариуса Петипа и предложить свою версию. Балет «Страсти» (о драматической судьбе Рогнеды) белорусского композитора Андрея Мдивани принес постановщику престижную награду «Бенуа де ля Данс» в Париже. Его приглашали создавать спектакли по всему миру, но дом — так повернулась жизнь — был в Беларуси.
Об этом рассказывает документальный фильм «Валентин Елизарьев. Балет — искусство мысли» (авторы А. Лукашевич и А. Алексеев), где своим ощущением работы хореографа делятся разные личности. Например, народная артистка Беларуси Людмила Бржозовская отмечает: «Если балерина или танцовщик станцевали в его спектакле, то они могут все...» Фильм создавался к 70-летию мастера (премьера состоялась 29 октября на телеканале «Беларусь 1») и стал поводом для встречи с народным артистом Беларуси и СССР Валентином Елизарьевым, он пояснил, каких принципов придерживается:
В профессии
— Эта профессия — часть моей души. Часть меня. Если я сам являюсь источником энергии, то потому, что меня таким родили родители (родной город героя Баку. — Авт.), я получил хорошее образование у прекрасных педагогов в городе Ленинграде. Мне посчастливилось попасть в Беларусь: здесь были созданы все условия для моей работы. Меня никто не заставлял делать то, чего я не хотел. И даже когда были случаи творческого непонимания, они сами собой решались. Мне, например, не очень советовали ставить спектакль о Боге, дьяволе, Адаме, Еве (имеется в виду балет А. Петрова «Сотворение мира». — Авт.). Но успех постановки снял все вопросы... Я очень благодарен Беларуси за возможность творчества. Я сам уже стал белорусом — три четверти жизни здесь прожил. Не представляю себя в другой стране. Во всех мировых энциклопедиях я обозначен как белорусский балетмейстер (до распада СССР считался советским).
В семье
— У меня очень хорошая жена, мы работали вместе в театре. В родственных жанрах, музыкальных, — балете и опере, — но они абсолютно разные: в одном случае выразительным средством является голос, а во втором — человеческое тело. Тем не менее, это все равно жизнь в театре. Какие-то закономерности установились еще со времен древних греков (мы привыкли вести отсчет европейского театра с тех пор, хотя это искусство существовало и раньше). Мы с женой интересны друг другу, нам есть о чем говорить, чем делиться. У нас прекрасные сын и дочь, двое внуков.
В учениках
— Мало кому дан этот дар — видеть мир в художественных образах. Мне очень хотелось бы, чтобы после меня остались ученики и школа Елизарьева, при том что они все равно не могут быть моей копией, да я и не стараюсь этого достигнуть. Стараюсь рассмотреть зерно таланта, увидеть их индивидуальность, развить способности, передать знания. Когда был молодой, мечтал, что накопленные знания смогу передать своим детям, но они не выбрали театральные профессии. Поэтому предостерегаю учеников, чтобы избегали ошибок, которые я делал в жизни. Есть важные вещи, через которые должен пройти каждый человек. Моя задача как учителя не только передать знания, но и объяснить: если не будет успеха сразу, не стоит огорчаться, потому что дорогу осилит идущий далее.
Учеников не может быть много. Вообще хореографов в мире сейчас не хватает, даже самые лучшие театры испытывают голод. Это редкая профессия. Много кто может называть себя хореографами или художественными руководителями балета. Но в этом искусстве должно управлять творчество. Даже должности заведующих балетной труппы (фактически чиновников от балета) на самом деле творческие, созидательные, художественные.
В театре
— Труппа меня приняла очень хорошо, сердечно. Все прекрасно работают, у меня никаких замечаний...
Где есть творческие лидеры, там есть и творчество. По моему мнению, нужно более качественно работать над постановками, особенно теми, что рождаются на этой земле, а не откуда-то привозят для эксплуатации. Мне очень нравятся голландские спектакли, что есть сейчас в репертуаре театра, но они взяты напрокат. А есть что-то, что здесь рождалось, здесь жило, здесь развивалось. Существенная разница. Лучше пусть наши спектакли куда приглашают. Например, я когда-то поставил «Спартак» в 4 странах кроме Беларуси... Посмотрите, что за последние годы поставлено в нашем театре, насколько это удачно. И насколько оправдались деньги, которые вложило государство, — а это большие затраты на постановку каждого спектакля.
В вере
— Делаю финалы в спектаклях с верой в людей. Особенно верю в женщину. Если кто знаком с моим творчеством, то практически каждый спектакль я посвящаю женщине... Таким меня создал Бог: я действительно верю в человека.
Поздравить Валентина Елизарьева с юбилеем готовятся звезды со всего мира: этому будет посвящен вечер 2 ноября в Большом театре. Ожидается диалог творцов разных стран и поколений, среди которых народный артист СССР Юрий Григорович, народная артистка России, ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова, народный артист России, ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе, народная артистка России, прима Большого театра России Светлана Захарова, любимый в Беларуси народный артист Молдовы, руководитель «Киев модерн-балета» Раду Поклитару и бывшая минчанка, а теперь артистка театра балета Бориса Эйфмана Любовь Андреева... Будут гости из Китая, Чехии, Грузии. И не менее дорогие балетмейстеру звезды белорусского театра — их много, тех, кто ответственно готовит свои номера к выходу на сцену вместе с Елизарьевым в этот вечер. А дальше?..
Министр культуры Юрий Бондарь:
— Валентин Елизарьев — это пример того, как приходит в театр молодой человек с инновационным мышлением и становится классиком мирового балета. Немного мы знаем людей с таким авторитетом, как у Валентина Николаевича Елизарьева, чтобы легкомысленно относиться к его творчеству, к его возможностям, к уникальному авторскому стилю. Министерство культуры на определенном этапе включилось в подготовку юбилейных мероприятий в честь Валентина Елизарьева. В рамках празднования юбилея мы получим обновленный вариант балета «Спартак» с использованием новой сценографии. Полагаю, что будет полезно продлить показ «Спартака» на сцене, тем более что к нему уже есть колоссальный интерес зрителей: билеты все проданы. Сегодня в афише Большого театра Беларуси семь спектаклей Елизарьева. У нас большие перспективы сотрудничества, надеюсь, мы найдем удобную форму и для Валентина Николаевича, для труппы театра — право Министерства культуры влиять на эти процессы.
Лариса ТИМОШИК
Фото Константина ДРОБОВА
Хорошо там, где молодежь есть!
Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.
Спросили у экспертов.