Вы здесь

Говорить страшно, но необходимо


Белорусские архивисты обнародовали новые документы по уничтоженных в годы войны деревнях, а также первые рассказали о трагедии населенных пунктов России.

Владимиру Милентею с Шарковщины не было и двух лет, когда каратели жгли его родную деревню Свилы. Сгорело все дотла: ни одной хозяйственной постройки не осталось. Местным жителям повезло — партизанская разведка предупредила: идут гитлеровцы. 


Несколько дней люди просидели в лесу, на болоте. Маленький Владимир грелся у папы на руках. «Через неделю одна семья решила посмотреть, что делается в деревне, — рассказывает житель сожженных Свил. — Как только они вошли в свой дом — сзади немцы. Семь человек сгорели вместе со своим домом. Трое детей, двое стариков... »

Всего от рук карателей погибло 17 жителей деревни. Те, кто вопреки холоду и голоду остались в лесу, разошлись по родственникам. Милентеи нашли убежище у своих родителей в деревне Дубники. На пепелище вернулись только после освобождения. 

Более чем 9200 деревень изведали похожую судьбу. Сколько невинных людей погибло в костре, зверски растопленном фашистами! Кажется, о сестрах Хатыни, о тех населенных пунктах, которые возродились после войны, уже немало рассказано. Но каждый раз в биографии сожженных деревень возникают новые факты. Особенно, если еще живы свидетели тех бесчеловечных трагедий.

Многие из них, к сожалению, до сих пор не имеют статуса жертв нацизма. Они никогда не получали никаких компенсационных выплат и не участвовали в гуманитарных программах. Но так было до недавнего времени. В рамках международного проекта «Социальная поддержка людям, которые выжили в сожженных белорусских деревнях» более двух тысяч белорусов получили материальную помощь от берлинского благотворительного объединения «Контакты».

— К сожалению, мировая общественность не имеет достоверной информации об уничтожении белорусских деревень в годы Великой Отечественной войны, не знает и о такой категории жертв нацизма, как жители сожженных населенных пунктов, — отмечает координатор международного проекта «Социальная поддержка людям, которые выжили в сожженных белорусских деревнях» Наталья КИРИЛЛОВА. — Для большинства граждан современной Германии трагедия белорусских деревень стала ужасным открытием. Не случайно многие немцы захотели оказать материальную поддержку тем, кому посчастливилось спастись.

Уже в который раз истории сожженных белорусских деревень переосмысливают и ученые. Наши архивисты выдали уже не один сборник документов, воспоминаний по проблематике. Но, по-видимому, точка в этом болезненным для белорусов вопросе еще не поставлена ​​— на днях в Национальном архиве Беларуси презентовали сразу два сборника документов и материалов «Сожженные деревни Беларуси. 1941—1944» и «Сожженные деревни России. 1941—1944», в которых подробно рассказывается о нацистских преступлениях, совершенных в годы войны на территории двух наших стран. Многие документы напечатаны впервые.

— Мы возвращаемся к теме, о которой и говорить страшно, а не дай Бог пережить то, что испытали жители сожженных деревень, — убежден директор Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Виктор КУРАШ. — Но только так мы можем сохранить память о тех ужасах войны, а также предупредить очередные попытки переписать историю, принизить роль белорусского и русского народов в Великой Отечественной войне. Память человека настолько короткая, поэтому наша задача — сделать все возможное, чтобы человечество не забыло, что такое фашизм.

Если тема сожженных деревень в нашей стране поднимается регулярно, то для российской историографии такое основательное исследование о сожженных деревнях на их территории сделано впервые. Причем это касается не только советского времени: никто не брался за тему и в истории современной России. Символично, что уникальный для наших соседей сборник документов и материалов подготовили белорусские ученые и архивисты.

По словам директора Фонда содействия актуальным историческим исследованиям «Историческая память» (Москва) Александра ДЮКОВА, в России также проводились карательные операции, но в советское время не велось никакой работы хотя бы по созданию списков сожженных деревень. «Такой учет ведется в Беларуси, в Украине, на базе которых создаются современные базы, доступные онлайн, — говорит он. — У нас же никто этим никогда не занимался. Пользуясь своим огромным опытом исследования трагических страниц нашего прошлого, белорусские коллеги подготовили такое основательное исследование. Выполнили то, чего не сделали мы».

Российские исследователи надеются, что когда-нибудь и в их стране появится база данных сожженных деревень. Что касается ближайшей перспективы, то упомянутый сборник вскоре будет представлен в Москве.

Вероника КАНЮТА 

kanyuta@zvіazda.by

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.