Почему уодних растут крупные яблоки, а у вас на таком же сорте — мелочь? Кусты черной смородины не дают ягоды? Земляника крупно цветет, а урожая нету? Среди лета в зеленом саду груша стоит с красной листвой, погибает? Все это может свидетельствовать о болезни растений. Но таких проблем можно избежать, если приобретать посадочный материал, исцеленный от вирусных и бактериальных патогенов. Получить подобные саженцы можно в культуре іn vіtro.
— Сегодня некоторые потребители культуру in vitro связывают с генномодефицированым материалом. Мол, если растение из пробирки, что-то тут нечисто. На самом деле здесь нет ничего общего, — рассказывает заведующий отделом биотехнологии Института плодоводства Наталья Кухарчик. — Мы ничего не меняем, просто выращиваем растения такими, какие они есть. Да, можно посадить черенок в поле, и из почки, что находится в пазухе листа, пойдет росток. А мы работаем с той же самой вегетативной почкой. В ней под микроскопом выделяем ростовой конус — меристему (она очень маленькая — несколько миллиметров) и сажаем в пробирку. Как будет развиваться растение, зависит от того, какие химические вещества нальем в питательную среду. Она может расти вверх, давать корни, отростки или даже зацвести в пробирке. Это лабораторная работа, стерильная, среды полностью искусственные, и поэтому материал получается достаточно дорогой. В пробирках мы выращиваем землянику, смородину черную, красную и белую, малину летнюю и ремонтантную, ежевику, голубику, бруснику, клюкву, жимолость, виноград, а также подвои плодовых культур. Наша основная цель — диагностика на вирусы, нахождение здоровых или лечение больных растений и получение посадочного материала, который не содержит вирусов. В культуре in vitro есть еще один прекрасный плюс — коэффициент размножения. Если с одного растения земляники можно получить 10—20 усов за сезон (с некоторых сортов 30), здесь несколько десятков тысяч (теоретически, хоть миллион), и все будут хорошие, жизнеспособные и абсолютно идентичные друг другу. В одной пробирке может быть одновременно 30 и более растений.
— Ростки растений, полученные из пробирки, также сохраняют все особенности сорта?
— Культура in vitro позволяет все выращивать на своих корнях без прививки. Сейчас мы так размножали вишни и сливы. Ранее у бабушек в деревнях росли корнесобственные вишни, правда, ягоды на них были кислые. Сейчас мы хорошие сорта, в том числе новейшей селекции, размножали на своих корнях, без подвоя, любые ростки будут тем же сортом.
— Какие преимущества у саженцев из пробирки?
— Это здоровый материал. Проблема в том, что растения размножаются вегетативным путем, мы их режем, прививаем, черенкуем, берем усы. Так передаются все болезни (бактериальные, вирусные, фитоплазменные), которые накопились у растений. Например, на участке у нас растет смородина, куст плохо плодоносит, зато он красивый, большой, зеленый, и мы берем с него черенки. Но так мы только размножали больные растения. У смородины есть болезнь, которая приводит к бесплодию. Растение может прекрасно расти, а ягод не дает. Иногда подобные кусты люди оставляют как живую изгородь, а это источник инфекций для соседних садов. Например, почковый клещ может переносить вирусы со смородины — и на растениях меняются форма листа и даже запах.
На рынке часто вижу: продают красивую, шикарную рассаду. На следующий год ее привозят к нам: цветоносы стоят шапочкой, и только ягод после из них не бывает. Мощная, большая рассада, как правило, то, что не плодоносит.
— Лето и осень были дождливыми. Отразилось ли это на растениях?
— Это лето способствовало развитию вирусных заболеваний потому, что было не столько влажным, сколько холодным. При высоких температурах вирусы не развиваются. И в этом году вылезли все болезни. Но есть один положительный момент: когда активно развиваются вирусы, как правило, заметны их симптомы. А они очень характерные: желтые пятна, некротические, корявые листья, неправильной формы листовая пластинка, могут быть изменения размера листа. Обратите внимание на клубнику, если на ней пара больших листов и очень много мелких. На смородине в этом году очень хорошо видна реверсия и другие болезни.
— Существуют ли сорта, устойчивые к болезням?
— Сортов, устойчивых ко всем вирусным болезням, в принципе не существует. Вирус — это не грибной патоген, который живет снаружи, не бактерия, которая сосуды бороздит так, что растение погибает. Мы имеем дело с определенным количеством болезней, которые живут внутри клеток, никакими химическими обработками или иными мерами в саду вылечить растения нельзя. Можно только диагностировать, какие из растений здоровые, и размножать их. Это основной метод, который используется во всем мире.
— Если в саду есть болезни, есть ли смысл там сажать здоровые саженцы?
— Здесь важна жесткая защита сада. Вирусы бегать не умеют. Такие болезни переносятся насекомыми (тля, клещ, цикадки, медяницы и другие) и человеком (если с секатором пройтись после больных растений по здоровым). Например, вирусы и фитоплазмы переносятся соком растений. Некоторые вирусы переносятся пыльцой и семенами, особенно на малине. Так, если вы посадите здоровую малину в зараженный малинник, любой опылитель (пчела, муха) перенесет вирусы.
— Получается, чтобы иметь здоровый сад, необходимо бороться с вредителями?
— Если растения хорошо защищаешь, они растут десятками лет и не заражаются. С другой стороны, если вирус и «прилетел», например, на вашу клубнику, он не размножается мгновенно, вы можете успеть несколько раз собрать урожай, а после раскорчевать маточник, поменять на хороший материал.
Наша лаборатория работает на производство здорового материала с 1998 года. Впервые в Беларуси мы начали проводить тестирование плодовых и ягодных культур на наличие вирусов. С тех пор не только выращиваем все виды плодовых и ягодных культур, а поменяли даже стандарты на посадочный материал. Если раньше он был только визуально здоров, то сейчас у нас уже есть тестираованный вирусом. Практически по всем культурам уже определено, какие болезни самые вредные, и полученные растения свободны от них.
— Саженцы, полученные из пробирки, довольно дорогие, но насколько они окупаются?
— Эта технология окупается за счет урожаев и не только. В Германии мы посещали центр, где сады высаживаются на одном и том же месте много лет. И фермер даже не ищет новые земли, так как урожайность стабильная на протяжении всего плодоношения, так как сад изначально здоров и он хорошо защищается. У нас сады постоянно переносятся на новые участки; одна из причин того, что земля становится непригодной — накопление болезней. Думаю, что в будущем с ограничением площадей придется думать об этом.
— Когда сад был заражен, на сколько лет «выбывает» земля?
— Вирус не переносится землей. Но растения, которые заболели вирусом, потребляют гораздо больше элементов питания из почвы, потому что им нужно кормить и себя, и свою болезнь. Мы проводили исследование: посадили в одном и том же месте здоровое и больное растения. Больное на 50—70 процентов больше потребляло азота, фосфора, калия.
— А люди думают, что, если растение хорошо подкормить, оно будет более устойчивым к болезням...
— Я говорю не о грибных заболеваниях или вредителях (там совсем другая система), а о вирусных и фитоплазменных болезнях, которые не лечатся. Здесь мы кормим не растения, а ее внутренние болезни. Человеку, когда он болеет, не хочется есть, организм сам подсказывает. То же и у растений.
— Стало ли увеличиваться количество заболеваний? Все же сегодня многие любители начали заказывать саженцы через интернет.
— Действительно увеличился обмен посадочным материалом, люди много путешествуют и стараются что-то привезти в карманах. Но ведь в таком случае игнорируются все карантинные мероприятия, и это может увеличивать количество болезней. Не торопитесь заказывать и незнакомые цветы в сад. Очень много общих болезней у цветочных, овощных культур с плодовыми. Приобретайте саженцы у проверенного производителя, просите документы. Например, есть люди, которые приезжают к нам за саженцами клубники уже в течение 20 лет, так как видят, какая может быть разница, насколько лучший урожай.
Елена ДЕДЮЛЯ
У Весов ожидается удачная неделя для решения материальных проблем.
В период летней оздоровительной кампании отмечался повышенный спрос на услуги санаторно-курортных и оздоровительных организаций.