Вы здесь

Елизавета Бобрикова: Белорусы появляются на международной арене


Отечественные кинематографисты получат на «Лістападзе» теоретическую и практическую поддержку.​

Вчера в кинотеатре «Москва» разбитой о штатив тарелкой объявили открытие XXIV Минского международного кинофестиваля «Лiстапад», а сегодня начались его конкурсные показы и работа индустриальной платформы. Мы встретились с координатором последней Елизаветой Бобриковой, которая рассказала нам о питчинге сценариев и кинопроектов в общем, а также о дне виртуальной реальности «VІR: CІNEMA».


— Вы организуете сценарный тренинг, после которого проводите питчинг сценариев. Кому авторы будут представлять свои проекты и будет ли это иметь для них какой-то практический эффект?

— Существует большое количество сценарных тренингов, являющиеся первой ступенью к международной киноиндустрии. После посещения кинофестивалей от Литвы до Берлина и Каннов я заметила, что все это взаимосвязано: сначала проект появляется на сценарном тренинге, потом на сценарном питчинге, на общем питчинге, на питчинге Work & Progress и, наконец, в программе кинофестиваля. Это большая международная семья, где, можно сказать, все друг друга знают. Мне даже кажется, что отборщик узнает картины, которые он видел на других этапах их существования, и интуитивно отдает им предпочтение. Поэтому мы сконцентрировались на двух важнейших в международном контексте программах, которые принимают белорусские проекты, — Midpoint и Torino film lub и пригласили их представителей. Наша идея в том, что действительно интересные сценарии, если они будут представлены на нашем сценарном питчинге, эти отборщики возьмут к себе на обучение либо дадут им практические комментарии по развитию.

— Сколько пришло заявок на сценарный питчинг?

— Более двадцати. Мы собирали заявки на тренинг Анны Гудковой и планировали по итогам этого тренинга определить участников будущего питчинга. Сначала мы сделали технический отбор, чтобы это были полноценные сценарии именно белорусских авторов, и готовый список отправили Анне Гудковой, чтобы она отобрала десять участников. Но по той причине, что полноценных сценариев нашлось не десять, а четыре, мы решили допустить к тренингу всех заявителей, тем более что сами авторы порой лучше, чем написанный впопыхах текст и имеют потенциал. Все же у нас нет качественного специального образования, но таланты есть, что ощущают через интересы и сами заявки. Еще одной преградой для участия является то, что мало кто готов работать на английском языке. Тренинг будет проходить на русском, но питчинг — на английском, и некоторые проекты могут на него не попасть только из-за того, что их авторы не говорят по-английски.

— Вы читали присланные сценарии. Как их прокомментируете?

— Я не могу оценивать с точки зрения качества, но рассматриваю сценарии с точки зрения потенциала для международной аудитории. Здесь, к сожалению, не нашлось действительно интересных историй, по крайней мере, то, как сюжет подается, не выдает очевидного потенциала. Интересно, что на сценарный питчинг в основном присланы заявки с идеями художественного кино, с которым всегда встает вопрос бюджета, а мы в том числе оцениваем возможности реализации этих проектов. А на питчинг фильмов BEL: CINEMA прислали в основном документальные проекты. Получается, есть много сценариев игровых фильмов, которые не доходят даже до начала производства, и есть ряд документальных картин, которые пропускают этап сценарного тренинга.

Такой же вопрос относительно перспектив проектов, участвующих в питчинге BEL: CІNEMA.

— Мы ориентировались на ментально и территориально близкие к нам киноиндустрии и кинофестивали, которые работают с белорусскими проектами и по сути являются дверью в киноиндустрию. Питчинг в Вильнюсе и Карловых Варах как раз собирают лучшие работы из региона Восточной Европы. Идея такая же: мы хотим, чтобы после питчинга на «Лiстапад», в идеале, проекты смогли идти дальше. Все зависит от самих проектов, от тематического фокуса индустрии, от внутренних обстоятельств. Например, в прошлом году белорусские авторы участвовали в питчинге на Вильнюсском кинофестивале с возможностью получить поездку на Каннский кинофестиваль. Но на многих фестивалях, в том числе Вильнюсском, отбирают только проекты стран, участвующих в фонде поддержки европейского кино Eurimages. Это главный европейский кинофонд, аккумулирующий взносы стран-участниц и распределяющий их на кинопроекты, премьеры которых в 99 процентах случаев происходят на том или ином европейском кинофестивале. Eurimages проводит большую работу по поддержке проектов на стадии их развития. Но по той причине, что Беларусь не в Eurimages и, например, не в Creative Europe, мы должны были искать тех, кто пока еще принимает белорусские проекты. Если у нас будут истории успеха, как в случае с питчингом на Вильнюсском кинофестивале, потому что его участники получили тогда очень хорошие отзывы, это будет аргументом для нашего Министерства культуры, чтобы двигаться в сторону вступления в проекты вроде Eurimages, потому что они открывают большие возможности . Здесь есть денежные вопросы, но, как показывает опыт наших соседей, оно того стоит. Хотелось бы, чтобы в Беларуси заработал киноцентр, который бы отвечал за международные отношения. К сожалению, у нас нет полноценной базы производственных компаний и развитого института продюсирования, поэтому возникают определенные трудности с организацией копродукции, так как в Европе между собой сотрудничают частные компании, а не государственные структуры. Как площадка Индустрии мы рады с помощью профессиональных гостей поддержать и проконсультировать по вопросам вступления в Eurimages и проекта Закона по кинематографии, организовать обсуждение этих тем с профессионалами из стран, которые имеют хороший опыт и уже показали «результаты» развития своих киноиндустрий национальными премьерами в Каннах и номинациями на Оскар. Профессионалы из Грузии, Польши, Литвы — наши частые гости и по той причине, что в этих странах прекрасно последние десять лет развивается индустрия, они могли бы стать для нас примером.

— Много ли заявок пришло на питчинг BEL: CINEMA и что это были за проекты?

24 заявки, из которых отобрано 8. Правда, мы получили несколько запросов из других стран, хотя питчинг рассчитан только на белорусов, и несколько заявок пришло без трейлера, и поэтому они отсеялись сразу. В целом с проектами на BEL: CINEMA интереснее, хотя бы потому, что через трейлер лучше понятна задумка автора. Тем более видно, что идея уже в развитии, некоторые из заявленных проектов уже где питчинговались, большинство заявителей имеет опыт. Мы знаем, что все участники способны провести презентацию на английском. Правда, заявок было не так много, как хотелось бы. Мы рассчитывали увидеть больше новых имен, поэтому не ставили жестких ограничений вроде десяти фильмов в стадии постпродакшн, но их почти не оказалось. На мой взгляд, с точки зрения реализации это потенциально сильные работы, хотя бы потому, что документальный проект воплотить проще.

— Как наши авторы, по сравнению с тем, как это происходит на крупных кинофестивалях, представляют свои проекты и умеют ли они это делать?

Представить свой проект на питчинг не дар, этому нужно учиться. Когда, например, в Грузии создавался киноцентр, первостепенной задачей для них было научить кинематографистов презентовать свои проекты, так как это особый язык, стандарты и регламент. Правда, питчингом обычно занимается продюсер, и здесь возникает отдельная тема института продюсирования в Беларуси, которого пока нет. Еще я заметила, что наши люди не знают, что такое питчинг, и это понятно, потому что я не могу представить, откуда бы они могли об этом узнать. Поэтому для нас возник вопрос, как всему этому научить в максимально короткий срок. Мы благодарны, например, представителю проекта B2BDoc network Алексу Ширяеву, который на прошлом «Лiстападзе» объяснил нашим кинематографистам, что такое питчинг и как на нем выступать. Есть великолепные тренеры, которые могли бы обучать искусству питчинг, но у Лiстапада пока нет бюджета, чтобы их пригласить. Надеемся на поддержку Министерства культуры в этом вопросе. Еще можно добавить, что из-за высокой конкуренции качество проектов, представляемых на международных питчингах, выше. А у нас люди часто обижаются за то, что их никуда не взяли.

— В прошлом году на индустриальной платформе проходило так называемое сценарное сватовство, похожее на сегодняшний сценарный питчинг и общий питчинг. Есть ли какие-то результаты?

Да, тогда много сценариев были в большей степени театральными. Было заметно также, что авторы вообще не думают о бюджете, а эта составляющая должна иметься в виду уже на этапе сценария, чтобы потом не было сюрпризов. Нас немного огорчило, что почти никто из тех, кто в прошлом году представлял свои проекты на «сценарном испытании», в этом году не появился снова. Возникает вопрос: зачем они пишутся? Очевидным результатом стало участие белорусских авторов в питчинге в Вильнюсе. Немецкий продюсер Симона Бауман дала проектам высокую оценку. Отборщик Берлинского кинофестиваля Николай Никитин сказал, что многие проекты, представленные в белорусской секции, были даже интереснее проектов из основного питчинга Вильнюсского кинофестиваля. Есть и косвенные результаты появилась небольшая группа документалистов, которые начали взаимодействовать и друг другу помогать, например, в технических моментах, делиться информацией, где какие конкурсы и куда можно подаваться. Приятно также, что белорусы начинают появляться на международной арене и участвуют в проектах международных кинофестивалей. Также нашей косвенной победой станет специальная программа белорусского кино на нынешнем Котбусском кинофестивале в Германии. Есть договоренности и с другими площадками, которые также хотели бы сделать фокус на белорусском кино. В общем, наши молодые кинематографисты начинают видеть альтернативные варианты и знают, что, помимо Беларусьфильма с его собственным путем развития, есть сфера, направленная на международные фестивали. Последнюю мы и хотим популяризировать.

— Я думаю, что частью индустриальной платформы, интересной именно массовому зрителю, будет день виртуальной реальности «VIR: CINEMA». Расскажите о нем.

На прошлом, пробном, дне виртуальной реальности у нас также показывались фильмы, но меньшего географического охвата, а в этом году мы решили замахнуться на международные картины, тем более фильмы виртуальной реальности сейчас появляются на крупнейших кинофестивалях. В этом году мы покажем восемнадцать очень разных картин. Безусловно, их можно посмотреть и дома, имея очки, но, когда ты смотришь кино вместе с кем-то, как и с обычным кинопоказом, это другое чувство. Люди будут смотреть одновременно одно и то же и, когда снимут очки, начнут делиться впечатлениями, также, как когда в кинотеатре включают свет. На этот же день запланированы полноценные мастер-классы. Как дополнение к показам здесь будет специальная зона, где белорусские художники будут рисовать в виртуальной реальности. И еще будет такая интересная вещь, которую я могу объяснить только на пальцах — ты надеваешь шлем и оказываешься в фильме, скажем, «Годзилла». А потом каким-то магическим способом ты можешь получить фотографию, где ты в антураже фильма. Меня радует, что у нас с нашими партнерами галереей виртуальной реальности «ВИР» и компанией «Felling films» схожие интересы: мы стремимся не к массовости, а скорее к некой элитарности. Наша программа это не съемки в компьютерном клубе, а искусство.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

katsyalovich@zviazda.by

Выбор редакции

Экология

Что предлагает экотуризм и чем он так привлекает в Беларусь иностранцев

Что предлагает экотуризм и чем он так привлекает в Беларусь иностранцев

Прогуляться по болоту, посетить необитаемый остров.

Общество

Почему подростки сбегают из дома?

Почему подростки сбегают из дома?

Постарались найти ответы вместе с майором милиции Павлом Гомоном.

Общество

Жизненное кредо Сергея Савицкого

Жизненное кредо Сергея Савицкого

Первый заместитель председателя Могилевского облисполкома — о семье, любви к Родине и родительских уроках.