Вслед за продавцами фильтров, замков и окон на рынок услуг в Гродно вышли... электрики. Они звонят по телефону или сразу в домофон и предлагают жителям срочно привести в порядок проводку. А не то, говорят они, может быть поздно...
Что и говорить, алгоритм действия выбран верный. Сначала клиенту нужно предложить услугу, а затем нарисовать жуткую картину последствий, если он начнет сомневаться или вообще отказываться. Кстати, такая схема известна. По ней уже немало народу пострадало от разного рода «специалистов». Есть в этом списке и продавцы чудодейственных фильтров для воды, и мастера утепления окон, и так называемые замочники. А сейчас гродненцы столкнулись еще с одним типом специалистов, которые навязчиво предлагают свой сервис, — с электриками.
Так, за несколько дней в милицию Гродно обратились около двух десятков человек, сообщил официальный представитель УВД Гродненского облисполкома Максим Базыленко. Граждане рассказывали, что им звонили на домашний телефон, а некоторым и в домофон неизвестные лица, которые назывались работниками какой-то организации, занимающейся электрооборудованием. Так называемые мастера сначала интересовались состоянием электропроводки в квартире, а затем предлагали свои услуги по замене кабеля, розеток, выключателей. Если клиент раздумывал или отказывался от услуги, они пугали жителей пожарами и другими последствиями.
— Весь жилой фонд находится на обслуживании ЖЭСов, где есть квалифицированные электрики. В их обязанности входит, в том числе и замена электропроводки всем желающим. Любой житель может вызвать специалиста, который определит, нужен ремонт или нет, — пояснил начальник отдела по борьбе с экономической преступностью ОВД администрации Октябрьского района Гродно Николай Голякевич.
А вот те, кто решил довериться «левым» электрикам, могут оказаться в проигрыше. Ведь замена электропроводки такой фирмой будет стоить 200 рублей, причем работы выполняются по минимуму, с применением самых дешевых материалов, но заплатить за них придется по максимуму. Например, автоматический выключатель обходится клиенту приблизительно в 70 рублей за штуку (цена аналогичного в розничной торговле — от 4 до 7 рублей). Представители организации заключают договоры с обязательной предоплатой, которая в случае расторжения договора клиенту не возвращается.
— Документы в такого рода фирм составлены очень точно, и оспорить их трудно, — предупреждает Николай Голякевич. — Поэтому хозяевам, особенно пожилого возраста, следует быть внимательными, когда им угрожают пожарами и выходом из строя бытовой техники в случае, если люди не воспользуются услугами фирмы.
Мне в связи с этим вспомнился один звонок от представителей «оконной» фирмы. Звонила девушка, которая настойчиво убеждала меня в том, что в квартире необходимо проверить плотность примыкания стекла на окнах. Мол, может, резиновые прокладки износились или еще какие-то неполадки есть. А это так опасно!
Проверить качество этих самых прокладок, может, дело не лишнее. Но тон девушки вызвал настороженность и вместе с этим вопросы: почему сами звонят, почему не называют организацию, почему навязывают услугу? На это девушка ответила, что данные о состоянии моего окна будут передаваться в городскую администрацию. А если я откажусь, их там за это даже накажут. А мне только и нужно, что дверь открыть и мастера в квартиру пустить, который уже почти что за дверью стоит...
Думаю, что расчет был в какой-то степени и на сочувствие. Мол, мы ради своих клиентов готовы выговор получить, и вы не хотите пойти навстречу! Признаться, я знала и о таких «разводах», и о мастерах, которые сначала предлагают что-то заменить за небольшую цену, а потом оказывается, что выполнили они работу на 300—400 рублей. Если клиент понимает свою оплошность, отступать уже поздно, так как под договором стоит его подпись. Ловцы легкой наживы выбирают, как правило, людей стрых, одиноких, доверчивых. Чтобы они почувствовали заботу о состоянии их окон или той же электропроводки. При этом, конечно, не забывают накрутить цену в десятки раз.
А между прочим, можно заметить, каким образом возникают такие масштабные «компании». Как только повсеместно заговорили о качестве питьевой воды и стали появляться жалобы от населения, сразу на сцену вышли сомнительные фильтры. Не самый лучший товар, зато за высокую цену.
Случились трагедии с детьми, которые выпали из окон, — тут же нарисовалась компания «оконных» мастеров. Конечно, на этой волне легче убедить хозяев квартир в необходимости своего товара.
Случаи с пожарами квартир активизировали электриков. Они широким фронтом начали свою, очередную, компанию услуг. Кстати, такое внимание могло бы быть действительно нужным населению, если бы не одно обстоятельство. Очень дорого ценят мастера свои услуги, а предложения чаще всего направляют на взрослых людей. Известно, почему — их, доверчивых, легче обмануть.
Маргарита УШКЕВИЧ
Открытие выставок и арт-объектов, важные встречи и экскурсии, народные гуляния и, конечно, концерт «Время выбрало нас».
«Я — человек команды. Важно, чтобы люди, находящиеся рядом, верили в меня».
«Наш слоган — „в ногу со временем“».