Вы здесь

Конфликт или кооперация?


Инициатива Китая «Один пояс — один путь» направлена на увеличение конфронтации или на кооперацию между самыми крупными мировыми игроками?


В основе инициативы лежат многочисленные интересы Китая, которые невозможно свести к одной геополитической парадигме.

Инициатива «Один пояс — один путь» соответствует трендам глобализации.

Во-первых, глобализация характеризуется резким ростом товарооборота в мировых масштабах, а это невозможно сделать без улучшения торговых маршрутов, в том числе реанимирующих, которые активно использовались в прошлом, но пришли в упадок из тех или иных причин.

Во-вторых, глобализация способствует технологическому росту, что выражается в появлении технологий, которые делают сухопутные маршруты с огромным логистическим плечом более привлекательными, чем раньше, по сравнению с самыми дешевыми в мире морскими маршрутами. Китай уже имеет самый серьезный в мире задел по использованию скоростных железных дорог, у него же есть и самый продвинутый технологический потенциал в этой сфере.

В-третьих, глобализация вывела на повестку дня вопрос более жесткой конкуренции между производителями. Жизненный цикл многих товаров стремительно сокращается. Становится критически важным не просто произвести быстро новейший товар, но и доставить его первым потребителям. Тот, кто может с этим справиться, получает наибольшую прибыль. Тот, кто опаздывает, довольствуется остатками. Китай, обладающий наибольшим промышленным потенциалом в мире, наиболее остро сталкивается с этой дилеммой. С одной стороны, он заинтересован в том, чтобы заводы и рабочие места оставались на его территории. С другой — Европейский союз является одним из трех его лучших рынков, и китайские товары должны появляться на нем раньше, чем у его азиатских и американских конкурентов для максимизации прибыли. Морские перевозки в ЕС из Китая занимают 5—6 недель, и погруженный на корабль товар часто стареет до момента доставки. Железнодорожные перевозки сокращают время вдвое при использовании существующих маршрутов, построенных в основном на базе устаревших технологий прошлого века. Строительство скоростных железных дорог по имеющимся в КНР технологиям сократит время доставки товара из Китая к рынкам ЕС до двух-трех суток. Рабочие места и фабрики останутся в Китае, а товар будет раньше, чем у других азиатских конкурентов, попадать на выгодный рынок ЕС, снимая максимальные сливки с продаж.

В-четвертых, Китай объективно является страной, которая получает наибольшие выгоды от глобализации. В результате у него появились огромные финансовые активы, которые перегревают китайский рынок своим присутствием. Это опасная ситуация, которая влечет за собой возникновение «финансовых пузырей». Часть финансовых активов Китая выводится в остальные страны Азии, наиболее привычный регион для инвестирования для китайских предпринимателей. Но скоро и Азии будет мало. Поэтому надо приучать китайский бизнес инвестировать за пределы Азии, чему соответствует и выход Китая на передовые позиции в мире по размеру экономики. Проблема в том, что многие китайские бизнесмены боятся инвестировать за пределы Азии. Там для них совершенно непривычные условия, которые отличаются от Азии не в лучшую сторону, начиная от менталитета работников до сложного трудового законодательства и строгих экологических требований. Но приучать их к новым просторам и размаху китайской экономики в мировом масштабе нужно. Инициатива Китая «Один пояс — один путь» позволит освоить сотни миллиардов долларов «лишних денег» за пределами Китая, а также создать инфраструктуру КНР на территории Евразии, которая будет представлять для китайских инвесторов «островки» китайского присутствия, взаимодействуя с которыми легче пойдет и процесс инвестирования, в том числе и на территории географической Европы.

С геополитической точки зрения Китай помнит о том, что нападение Японии на США в 1941 году стало ответом на блокаду подвоза сырьевых ресурсов, без которых не могла развиваться японская экономика. Безусловно, такая блокада была адекватным ответом на агрессивную политику Японии в регионе. В то же время рост китайской экономики неизбежно приводит и к росту противоречий с США, которые уже привыкли к ситуации, когда являются «одинокой сверхдержавой». Делиться с Китаем ничем не хочется, но придется в силу масштаба его роста. В такой ситуации однажды стратегам США может прийти в голову заблокировать морские перевозки сырья для Китая, чтобы напомнить ему, у кого есть неоспоримое военное превосходство на море, и притормозить его амбиции. Если к тому времени выстроить скоростную сеть железных дорог по Евразии, удар будет не таким серьезным —можно будет организовать подвоз части природных ресурсов, которые сейчас поставляются морем, по суше.

Таким образом, инициатива «Один пояс — один путь» сама по себе не является вызовом доминированию США, порождая конфликты, а нацелена на реализацию жизненно важных интересов Китая, прежде всего в сфере экономики и безопасности. Конфликтный потенциал из США нарастает независимо от его, в силу самого факта резкого увеличения потенциала Китая.

Сергей Кизима, доктор политических наук, профессор Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Выбор редакции

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Весам осталось приложить совсем немного усилий, чтобы желаемая цель была достигнута.