Вы здесь

В Минске работает фотовыставка Георгия Капустникова «PAX SOVІETІCA»


«PAX SOVІETІCA» — так называется выставка фотохудожника Георгия Капустникова, работающая в Музее современного искусства в Минске. Ее открытие было приурочено к 100-летию Октябрьской революции. По многочисленным просьбам зрителей работу экспозиции продолжили — со снимками можно ознакомиться до конца недели.


Георгий Капустников, как он сам отмечает, пожил в Советском Союзе всего четыре детских года. Однако те переживания оставили сильный след в его жизни. Молодой человек и сейчас, спустя 26 лет после распада империи, собирает осколки прошлого времени, стремится отреставрировать потерянную эпоху. И, надо отметить, у него это получается. Конечно же, колесо истории крутится — и время назад не отмотаешь. Но в работах фотохудожника есть особая целостность — и увидеть через них можно не только облик прежней страны.

Этот автор умеет видеть красоту в повседневном, на первый взгляд обычном. И это не притянутое за уши великолепие — мол, я автор, я так вижу. В работах Георгия заброшенные вышки выглядят величественными титанами из прошлого. Заводы, построенные более 50 лет назад, выдыхают дым и пар, словно настоящие вулканы. Пейзаж старых железнодорожных рельсов оживает благодаря птице, что над ними пролетает, или настойчивым лучам солнца, которые появляются на сером небе.

Большое внимание в творческой манере этого автора отдается мелочам. Чрезвычайно интересно разглядывать сфотографированные куски витражей, стен со старой, советского времени, кладкой, цветных мозаик, сделанных на тех окнах, за которыми уже давно не загорается свет... Обычно к предметам искусства нельзя прикасаться руками. Но когда знакомишься с работами Георгия, удержаться от такого соблазна очень сложно. Так и хочется почувствовать прохладу разноцветных стекол, проверить шероховатость желтоватого кирпича. Но на тактильном уровне фотографии, конечно, — это только бумага. А такое стремление «попробовать» работу подчеркивает умение мастера. Значит, в фотографиях действительно живет душа тех объектов, что на них изображены. И душа мастера, который кропотливо собирал неоднородное панно прошлой эпохи — какой она была и какой дошла до нашего времени.

Большинство фотографий сделано автором в Беларуси и России. Отражены и некоторые другие страны СНГ. Капустников отмечает, что через его работы можно увидеть существенную разницу между реальностью и тем миром, который можно было увидеть раньше. И сравнение это чаще всего не в пользу первой.

Одно из его любимых произведений, тех, что наиболее полно раскрывают замысел, — триптих, выполненный в серых цветах. На самом деле это барельефы, сфотографированные на стелле в Амурской области. На них можно увидеть рабочих, сильных и решительных в своем действии. «Эта серия фотографий о том, сколько можно открыть в себе сил, если те, кто их не имеет, будут доверять тебе в том, что ты делаешь, — рассуждает Георгий. — Часто тебе доверяют, если ты сам уверен».

Одна из подтем выставки — загрязнение. Об этом рассказывают вывески, сфотографированные в тех местах, где когда-то были ядовитые газы, изображения осколков тех предприятий, где их производили или держали, и непосредственно вещи, привезенные с тех заводов. «Загрязнение может быть не только химическое», — полагает автор. — «Зараженные» люди имеют свойство «заражать» окружающих людей и территорию. Люди болеют слабостью. Симптом этого отравления — неуверенность в себе». Так фотохудожник характеризует наше время.

— Я старался, чтобы ощущения слабости и неуверенности не оставалось после просмотра, — говорит фотограф. — В определенных местах видно контрасты: что было и что стало. Где об этом можно только догадываться.

«PAX SOVІETІCA»  — это несколько этажей фотографий. Однако это еще и экспозиция вещей тех пор, собранных вместе. И к тому же видеоинсталляция. Для того чтобы подготовить видеоряд, автор ездил в Белорусский Государственный архив кинофотовидеодокументов в Дзержинске. Там ему удалось получить архивные ленты, которые ярко иллюстрируют стремление советского человека подчинить природу и испытать границу человеческих способностей. Например, можно увидеть, как в свое время строилась Гидроэлектростанция на Днепре — как для этого перекрывали русло и останавливали поток огромной, могучей реки.

На выставке можно прочитать аннотацию, написанную самим Георгием Капустниковым, которая хорошо иллюстрирует его видение мира:

Зов

Мы пришли с гор, древних и молодых, с бескрайних степей, пустынь и Тайги. Может быть, мы Голос, осознанный импульс безграничного леса, раскинувшийся на миллионы километров? Именно голос леса, а не тот, каким люди говорят за него. Попробуем прислушаться, каким бы непонятным, диким и звериным он ни казался, потому что мы все пришли оттуда, как бы ни старались об этом забыть. Склоним головы, наполненные тысячелетним добром, перед монументальностью миллионов лет...

Финал?

...Так как мы все уже почти дома. Еще мгновение и уже не получится разыгрывать больше эту пантомиму. Застынет, глядя прищуренными глазами в вечность, а губ коснется легкая улыбка. Иначе придется начинать с нуля, искать ответы в опавшей листве, когда желание охранять природу от самих себя окончательно не избавит людей и этой возможности.

Памятники Будущего

Скоро мир очень сильно изменится. И Будущее может наступить в любой момент. Изменения будут подобны революции, с той лишь разницей, что в этой революции будет значительно меньше слез и крови. Ведь они обесценились, изливаясь каждый день. Будут ли эти изменения к лучшему или худшему никто не знает. Одно очевидно: в Будущее широким потоком стремятся не самые лучшие из человеческих душ, оттесняя современное, обесценивая достигнутое. Быть может, наша задача в том, чтобы наследие и опыт прошлого не были потеряны сейчас, пока они еще живы и окружают нас. Через много лет, боясь сделать следующий шаг как это было всегда, мы снова посмотрим назад, в свое прошлое, но увидим только отпечатки субъективного восприятия современников, которые к чему-то остались равнодушными, что-то идеализировали, а что-то исказили. И многое очернили. В любом случае это будет взгляд только в копию Бездны, а не в ее саму. И вряд ли эта копия будет обладать глубиной и ценностью оригинала.

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

nina@zviazda.by

Комментарии

{censored} останки того, что не потребовалось потомкам той Страны, вырыты из могил и выкинуты на всеобщее посмешище. Отвратительное впечатление... Автор, безусловно профессионал, как фотограф, но как художник незамысловат... Смеяться над трупом - по меньшей мере некорректно.

Выбор редакции

Грамадства

Продавцы квартир соглашаются на скидки

Продавцы квартир соглашаются на скидки

Собственники корректируют свои предложения.

Музыка

Светлана Агарвал: Музыка — это моя душа

Светлана Агарвал: Музыка — это моя душа

Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.