Насколько редкое явление для нашей страны — молодой доктор наук? На каком этапе нужно начинать воспитание будущего исследователя: в аспирантуре, магистратуре или еще в школе? Можно ли сегодня выжить, занимаясь только наукой? Насколько актуальна для нашей страны проблема «утечки мозгов»? Представители академической и вузовской науки поделились своими соображениями на этот счет.
Отбор элиты
— Вопросы подготовки интеллектуальной элиты остаются актуальными для всех стран, — подчеркивает ректор Института подготовки научных кадров Национальной академии наук Беларуси Игорь ГОНЧАРЕНОК. — За последнее время количество научных работников в мире увеличилось на 20 процентов. Их сейчас примерно 8 миллионов — это население европейского государства средних размеров. Значительная часть научных работников сосредоточена в странах, которые переживают бурное экономическое развитие: например, каждый пятый ученый — житель Поднебесной, 50 процентов всех аспирантов готовятся не в Европе, а в США, Китае и Австралии... В Старом Свете почувствовали, что надо что-то менять, и, несмотря на функционирование на территории Европы университетов с многовековой историей и традициями, в 2008 году создали новое учреждение образования университетского типа — Европейский технологический институт, главная задача которого — готовить ученых для европейского региона, который позиционируется как регион инновационного направления, где наука, образование и бизнес составляют триаду развития. Китайская Народная Республика также создала новые типы университетов, занимающихся подготовкой научных кадров.
15 лет назад и Беларусь (одна из первых на просторах СНГ) открыла в структуре Национальной академии наук учебное заведение нового типа — Институт подготовки научных кадров. Здесь есть только магистерские и аспирантские степени.
Как пояснил Игорь Гончаренок, для обучения в магистратуре и аспирантуре этого учреждения элиту отбирают со всей страны — из выпускников первой и второй степеней всех вузов. По наблюдениям, для того, чтобы воспитать 50 ученых (физиков или математиков), на первый курс на соответствующие специальности нужно набрать 2,5 тысячи человек, что абсолютно невозможно сделать в стенах одного или даже нескольких вузов.
Обучение в магистратуре Института подготовки научных кадров осуществляется по 136 специальностям, на половине из которых преподавание и научное сопровождение могут вестись на английском языке. Также здесь уже готовятся к открытию магистерских программ по аддитивным технологиям (3D-печать) и электронной системе здравоохранения.
От минимума — к максимуму
Председатель Совета молодых ученых Национальной академии наук Андрей ИВАНЕЦ сообщил, что в академии работает около 2,2—2,3 тысячи молодых ученых. Это примерно четверть от общего числа научных работников НАН. Ежегодно около 100 кандидатов наук защищают свои кандидатские диссертации, большая часть из них — в возрасте до 35 лет.
По мнению председателя Совета молодых ученых, проблема с утечкой научных кадров за границу из Беларуси сегодня стоит не так остро, как это было 10—15 лет назад.
— Мы живем в открытом мире, и двусторонняя миграция, в том числе молодых ученых, является неотъемлемой частью и залогом успешного развития науки. К этому нужно относиться позитивно. Если есть возможность у наших молодых ученых поработать за границей в суперсовременных научных центрах на современном оборудовании, поучаствовать в международных проектах, набраться опыта, а после вернуться на родину, то это только плюс, — отметил он. — Что касается заработной платы, то минимальная зарплата у младшего научного сотрудника без всяких надбавок составляет около 250 рублей. Максимально можно получить до 2—3 тысяч белорусских рублей. Среди молодых ученых такие примеры есть. Чтобы зарабатывать больше, молодые ученые должны более активно участвовать в международных проектах...
Представитель Национальной академии наук также отметил, что жилищный вопрос в академии решается достаточно успешно. «Сегодня среди аспирантов у нас нет тех, кто нуждается в жилье — все они обеспечены местами в общежитиях. У кандидатов наук, которые создали собственные семьи, есть возможность заселиться в общежитие семейного типа — это практически свои квартиры. Существенную роль в решении вопроса сыграло и строительство арендного жилья, в частности жилого комплекса «Магистр», — добавил он.
Портрет доктора наук
А вот с чем проблемы пока есть, так это с подготовкой докторов наук, которые потом будут готовить кандидатов наук. Естественно, что без докторов наук не будет и кандидатов...
— Я в 1997 году стал доктором наук в 35 лет, а Андрей Иванец — председатель Совета молодых ученых — защитил свою докторскую в 33 года, поэтому есть среди докторов наук и молодые, — пошутил Игорь Гончаренок и добавил, что омоложение кадров — это принципиальный вопрос , так как науку двигают вперед все же молодые, с их креативным мышлением и жизненными силами.
«Если в аспирантуру и так по определению идут молодые люди, то для прихода молодых в докторантуру надо делать определенные шаги. Мы сейчас мотивируем и настраиваем руководителей научных учреждений на то, чтобы они создавали для своих молодых сотрудников условия для обучения в докторантуре. И соотношение молодых и взрослых людей, которые идут в докторантуру, постепенно меняются. Сейчас среди докторантов, обучающихся у нас и готовят свои докторские к защите, молодых людей в возрасте до 29 лет около двух процентов, а в возрасте до 39 лет — более трети, — констатировал он.
А какая ситуация наблюдается в общем по стране? Заведующий отделом планирования и прогнозирования подготовки научных работников высшей квалификации БелИСА Анатолий СУТУРИН привел следующую статистику: среди тех, кто учится сегодня в докторантуре, молодые люди в возрасте до 29 лет составляют 0,7 процента, в возрасте от 30 до 34 лет — 10 процентов, 35—39 лет — 19,4 процента, 40—49 лет — 45,8 процента, 50 лет и старше — 24,8 процента. Средний возраст докторантов составляет 44 года. Самый низкий средний возраст тех, кто обучается в докторантуре (36,7 года), зафиксированный в области медицинских наук.
— Защитить в науке докторскую диссертацию — не поле перейти. У меня, например, на это ушло 12 лет. Конечно, в разных областях науки ситуация разная. Где-то, как в той же сфере информационных технологий или медицине, все развивается очень стремительно. Но есть отрасли, где от соискателю докторской степени требуется богатый профессиональный и жизненный опыт, например в педагогике, истории, археологии... Для осмысления результатов часто требуется время, — рассуждает проректор по научной работе Белорусского государственного университета Анатолий САФОНОВ. — Безусловно, хотелось бы, чтобы разница между защищенным кандидатом и доктором наук была более существенная, я имею в виду статус доктора наук, престижность работы, его зарплата. Молодые люди хотят иметь все, причем немедленно...
Как известно, в идеале каждый выпускник аспирантуры должен выйти на защиту кандидатской или до окончания своей учебы, или в первый год после выпуска. Но так происходит далеко не всегда. И причин на это много.
В общем, для того, чтобы идти в аспирантуру и докторантуру, должен быть создан научный задел. Если идти туда «пустым», то за три года учебы ничего в науке совершить точно не получится. Должна быть стратегия, уверенность в том, что выполнишь научное исследование, напишешь диссертацию, защитишься... Аспирантура предназначена только для тех, кому есть куда двигаться, и это нужно доводить до молодежи. Однозначно при таком подходе и в аспирантуру, и в докторантуру придет меньше людей, но эффективность на выходе повысится. Ученый — это «штучный товар». Как не с каждого можно воспитать олимпийского чемпиона, так и не каждому суждено стать ученым и совершить прорыв...
В БГУ обращают внимание на следующее обстоятельство: раньше студенты после третьего курса могли зачисляться стажерами младших научных сотрудников. Но сейчас почти все специальности перешли на четырехлетний срок обучения. В Белгосуниверситете, где, кстати, готовится каждый пятый аспирант в стране, считают, что молодым людям, которые стали очень прагматичными, нужно позволить быть стажерами уже после первого или даже на первом курсе, чтобы они могли учиться и параллельно зарабатывать на науке деньги.
Общеизвестно, что мало кто из учащихся дневной формы аспирантуры и докторантуры сегодня живет за стипендию, все они или занимаются преподаванием, или реализуют себя в других сферах. И вот здесь возникает уже другая проблема: где найти время для того, чтобы работать еще и над своей будущей кандидатской или докторской работой? К тому же совсем непросто пройти довольно сложную многоступенчатую процедуру по защите диссертации с соблюдением всех бюрократических требований... А если первая попытка защиты оказывается неудачной, очень трудно бывает решиться на повторный штурм.
Курсы для новобранцев
Андрей Иванец сообщил, что в мае 2018 года в Национальной академии наук пройдет второй курс школы молодого ученого «Ученый под ключ». Участие в первом приняли около 70 молодых ученых, половина из них — из Академии наук.
Он отметил, что цель школы молодого ученого — повышение мотивации: «Мы постарались буквально за неделю провести своего рода курс молодого бойца для человека, который только пришел в науку. Рассказали, как устроена научная сфера в Беларуси, как работает финансирование, какие созданы условия для того, чтобы успешно выстроить свою научную карьеру, проинформировали о возможности грантовой поддержки проектов. Кроме того, наши старшие коллеги поделились опытом, как подготовить публикацию высокого уровня для высокорейтинговых зарубежных журналов, как внедрить свою разработку, как подготовить диссертационное исследование. В перспективе проект «Ученый под ключ» станет постоянным».
В 2018 году планируется создание Единого реестра тем квалификационных научных работ (диссертаций), выполняемых в учреждениях образования и организациях, реализующих программы послевузовского образования. Создание единого реестра позволит не допускать повторения тем диссертаций, а также исключит случаи выполнения однотипных тем в различных учреждениях послевузовского образования. При этом особое внимание будет уделяться тематике перспективных диссертационных исследований, направленных на развитие высокотехнологичных производств, относящихся к V и VІ технологических укладов экономики, прежде всего в области нанотехнологий, биотехнологий, космических технологий, медицинской химии и атомной промышленности.
Надежда НИКОЛАЕВА
Фото Надежда БУЖАН
Жилье и здоровье — наиболее волнующие для людей.
Зарплата плюс социальный пакет.
Купить квартиру в другом городе, не приезжая в него.
Пылающие берега Сожа.