Вы здесь

Почему «закипело» Зимбабве?


Нынешний ноябрь в Зимбабве на самом деле вошел в историю. За событиями, которые разворачивались в последнее время в африканской стране, без преувеличения следил весь мир. В ночь с 14 на 15 ноября на улицах Хараре появились танки, после чего стало известно, что военные поместили под стражу президента Роберта Мугабе, его жену Грейс и министра финансов Игнатиуса Чомбе, а также захватили здание государственной телекомпании ZBC. В ее эфире генерал-майор Сибусисо Мойо, возглавляющий тыловое управление Генштаба Вооруженных Сил страны, заявил, что президенту и его жене ничего не угрожает, что «их безопасность гарантирована» и что арест Мугабе не стоит расценивать как путч. Настоящая цель — «преступники вокруг Мугабе». «Это не военный захват власти. То, что делают силы защиты Зимбабве, заключается в том, чтобы успокоить дегенеративную политическую, социальную и экономическую ситуацию в нашей стране, которая, если ее не решить, может привести к внезапному конфликту», — сказал в официальном заявлении генерал-майор Сибусисо Мойо. После этого пустили рекламу кукурузы. Через десять дней 24 ноября состоялась инаугурация нового президента. Бывший вице-президент страны Эммерсон Мнангагва после того как Роберт Мугабе ушел в отставку, занял «вакантную» должность. Почему забурлило Зимбабве?


Розы и алмазы

Эта страна, название которой происходит от топонима древнего каменного комплекса народа шона и переводится как «край каменных домов», — без преувеличения, избранная Богом земля (даже знакомая всем с детства по сказкам Чуковского речка Лимпопо, а также величественный водопад Виктория — именно здесь). Ее недра хранят большие запасы золота, платины, урана, также имеется несколько крупнейших в мире месторождений алмазов. Климат райский, на плодородных землях растет практически все, в прошлом там выращивали и знаменитый табак для самых известных марок британских сигарет, а теперь — розы и другие цветы для всего мира.

Зимбабве — родина Лобенгулы, одного из легендарных вождей движений сопротивления британским колонизаторам. Однако он не предотвратил захват страны более ста лет назад британцами, вдохновителем которых был знаменитый создатель британской колониальной империи Сесил Родс, который дал название сразу двум владычествам Лондона: Северной Родезии, ныне Замбия, и Южной Родезии, Зимбабве. Британцы отобрали у местного черного населения плодородные земли, ископаемые богатства. В 1965—1980 годах шла освободительная война, одним из лидеров которой был Роберт Мугабе. С 1980 г. он бессменно руководит независимой Зимбабве — сначала как премьер-министр, потом как президент. 93-летний Мугабе до последнего времени был самым возрастным руководителем в мире, чье время пребывания у власти тоже впечатляет. За годы его правления, замечает ТАСС, Зимбабве многого достигла в области образования, медицины, спорта, у нее одна из самых боеспособных в Африке армий.

100 трл долларов одной купюрой

Но экономическая политика часто велась невидимо. В 2002 году Мугабе потребовал от нескольких тысяч белых фермеров покинуть страну под угрозой тюремного срока. Международный валютный фонд в ответ на эти действия приостановил финансовую поддержку Зимбабве, Европейский союз ввел санкции против правительства Мугабе. Последствиями «черного передела» стало резкое падение производства в промышленности, особенно связанной с переработкой сельхозпродукции и минерального сырья. Снизились иностранные инвестиции, кредиты и донорская помощь. В ЕС начали говорить об отставке Мугабе и демократизации политического процесса в Зимбабве.

Вместе с «черным переделом» правительство Мугабе ввел закон, согласно которому иностранные компании в стране должны контролироваться чернокожими гражданами, что ударило по притоку инвестиций и экономике Зимбабве. В 2007 году, по данным доклада Международной кризисной группы, 10 миллионов из 12-миллионного населения страны существовали за чертой бедности, три миллиона человек бежали в соседние страны. Нехватка топлива, продовольствия и иностранной валюты привело к тому, что уровень безработицы достиг 80%. Провалом закончилась попытка Мугабе победить гиперинфляцию путем замораживания цен. Один американский доллар стал стоить 25 миллионов зимбабвийских. В начале 2008 года инфляция в Зимбабве достигла ста тысяч процентов, а к середине года — 4 миллиона процентов. ВВП сократился, а внешний долг возрос. В январе 2009 года инфляция превысила 300 миллионов процентов, в обращение ввели купюру достоинством 100 триллионов зимбабвийских долларов, а вскоре национальную валюту фактически вывели из оборота, руководство страны разрешило использовать любые иностранные валюты. Долларизация экономики прекратила гиперинфляцию, в 2010 и 2011 годах был зафиксирован рост ВВП на 9%, в 2012 — на 5,5%.

Эпоха из двух частей

Как считает директор по научной работе российского фонда клуба «Валдай» Федор Лукьянов, 37-летняя эпоха правления Мугабе делится на две части: «В свой ранний период политической деятельности он был настоящим кумиром — и на Западе, и в Советском Союзе, героем справедливой борьбы за освобождение чернокожего большинства от власти белого меньшинства. Когда его борьба возымела успех, когда Зимбабве превратилась в демократическое государство в 1980 году, его популярность в мире еще более возросла». «Это был яркий элегантный красавец, аристократ, с хорошим образованием. В то время, в 1980—1990-е, Мугабе вел достаточно разумную политику, не сводил счеты с оппонентами. Но дальше начались всякие «загогулины», которые в конце концов оттеснили в бесконечно далекое прошлое того красавца, который вел справедливую войну против режима апартеида», — подытожил Лукьянов в интервью газете «Взгляд».

С ним согласен научный сотрудник Института Африки РАН Альберт Хаматшин. «Если взять первое десятилетие после прихода к власти и если вывести за скобки резню в провинции Матабелеленд, то, в принципе, социально-экономическая политика Мугабе была успешной. Не думайте, что вот, мол, черные захватили власть, и страна сразу пришла в упадок. Сначала Зимбабве получила большой импульс к развитию. Хараре до начала 1990-х называли чуть ли не «африканским Сингапуром». Уровень образования на фоне остальной Африки там до сих пор остается высокий, — перечислил эксперт. — Но к концу 1990-х страна стала испытывать экономические трудности, и тогда Мугабе пошел на ряд популистских шагов, чтобы удержаться у власти. В частности, когда начался массовый самозахват черными земель белых фермеров, он в итоге решил поддержать и возглавить этот захват. Страна нуждалась в аграрной реформе, в Мугабе были разные ее проекты, однако в итоге реформа прошла не так, как планировалось. И сельское хозяйство пришло в упадок, у черных просто не было денег на развитие захваченных ферм».

G40 против «лакостов»

В августе 1996 года Мугабе женился на своей секретарше Грейс, которая на сорок лет моложе его. Она стала второй женой президента, первая умерла в 1992-м. Со временем Грейс Мугабе удалось стать влиятельной фигурой в политической жизни Зимбабве. За власть и влияние в зимбабвийском руководстве боролись две группировки. Первая — так называемая G40 (сокращение от «поколение сорокалетних»), которую возглавляла Грейс Мугабе. Ее поддерживали в основном молодые министры. Вторая — «команда лакост» во главе с Эммерсоном Мнангагвой по прозвищу «Крокодил», человеком сложной судьбы. По одной из версий, в юности он входил в уличную банду «Крокодилы», где и получил свое прозвище. На стороне Мнангагвы — бывшие ветераны освободительной борьбы, достаточно серьезная сила в нынешнем Зимбабве. Армия — один из самых мощных игроков в стране. Несмотря на нарастающее политическое влияние, Грейс Мугабе была крайне непопулярна в народе. В упрек ей, в частности, ставились зарубежные поездки для покупок дорогих вещей (она даже заслужила прозвище «Грейс Гуччи»), в то время как экономика страны переносит большие тяжести. Замешана она и в скандалах. Это вызвало недовольство ветеранов, которые считают, что Мугабе имеет право сменить только тот, кто заявил о себе в войне с колонизаторами. Неудивительно, что точкой отсчета военного конфликта считается 6 ноября, когда был снят с должности первый вице-президент 75-летний Эммерсон Мнангагва, который впоследствии бежал из страны из-за опасений за свою жизнь.

Ситуация в Зимбабве обострилась на прошлой неделе, когда появилась информация, что военные взяли под контроль телецентр в столице Зимбабве Хараре и резиденцию Мугабе. В воскресенье президента, который находился под домашним арестом, лишили руководящих постов в партии «Зимбабвийский африканский национальный союз — Патриотический фронт» (ZANU-PF). После чего ЦК партии призвал Мугабе сложить с себя полномочия главы государства до полудня понедельника, либо против него будет инициирована процедура импичмента. Однако 93-летний Мугабе смог удивить зимбабвийцев: во время телеобращения к нации в минувшее воскресенье он, вопреки всем прогнозам и ожиданиям, ни слова не сказал об отставке. Во вторник парламент Зимбабве принял решение об импичменте Мугабе, дав ему сутки, чтобы сложить полномочия.

После чего спикер парламента Зимбабве Джейкоб Муденда зачитал письмо Мугабе с заявлением об уходе с должности. «Я добровольно принимаю решение уйти в отставку, оно основывается на моей озабоченности благополучием народа Зимбабве и на моем желании плавного, ненасильственного перехода власти», — приводит The Independent цитату из письма. Депутаты парламента приветствовали эту новость одобрительными возгласами, а также громкими упреками в адрес Мугабе, которые заключаются в том, что он «позволил своей жене узурпировать конституционную власть» и находится «в преклонном возрасте». В социальных сетях появились видео, на которых видно, как празднуют жители Зимбабве, автомобилисты на улицах Хараре приветствуют событие продолжительными звуковыми сигналами.

 

Как отмечает Альберт Хаматшин, Мугабе пытался уйти красиво, но ему это не удалось. «Он явно хотел дотянуть хотя бы до съезда партии в декабре, чтобы объявить, что уходит сам — по собственному желанию или по состоянию здоровья. Мугабе не хотел войти в историю как правитель, которого свергли. Но если бы его убрали в результате импичмента, это стало бы еще большим позором. Когда импичмент был запущен, только тогда он и ушел», — пояснил Хаматшин. «Есть, правда, и другое мнение: на самом деле Мугабе сразу все понял, но просто пользовался своим положением, чтобы выторговать выгодные условия отставки. Военные понимают, что стране не нужен путч с точки зрения международной привлекательности. Африканский союз или Сообщество развития Южной Африки принципиально не работают с правительствами, которые пришли к власти путем переворота. Вот почему генералы пытались все сделать по возможности мирно, в рамках закона. Пользуясь этим, Мугабе, предположительно, согласовал с ними и сохранение своего имущества, и иммунитет от преследования», — сказал африканист газете «Взгляд».

Мугабе 2.0?

«Мы стали свидетелями рождения новой демократии, которая развивается в нашей стране. Мы хотим, чтобы наша экономика росла, мы хотим мира, мы хотим создания новых рабочих мест», — сказал Эммерсон Мнангагва в штаб-квартире правящей партии ZANU-PF. Он не случайно сделал акцент на экономике и занятости: уровень безработицы в Зимбабве достиг 94%, формально в стране заняты меньше чем полмиллиона людей при численности населения в более 11 миллионов. Представитель ZANU-PF заявил, что Мнангагва пробудет на посту президента до очередных выборов, которые должны состояться в сентябре 2018 года.

«Власть остается у тех же людей, которые окружали Мугабе в последние десятилетия. Говорить о другом пути развития не приходится. С другой стороны, ликвидация этой фигуры — символический знак того, что страна готова к переменам, открывается Западу. Резкого поворота не будет, Хараре сохранит хорошие отношения и с Китаем, и с Россией, — пообещал Альберт Хаматшин. — Но теперь появляется вероятность возвращения старых партнеров, вроде США и Великобритании». И действительно, вечером во вторник премьер-министр Великобритании Тереза ​​Мэй выступила с обещанием помогать своей бывшей колонии при новом правительстве.

Наиболее осторожные аналитики предсказывают формирование в стране широкой коалиции политических сил, нового варианта правительства национального единства под эгидой армии, влияние которой теперь только увеличится. Другие наблюдатели полагают, что в лице Мнангагвы граждане Зимбабве получат «Мугабе 2.0», при котором политическая и экономическая обстановка существенных изменений не претерпит. «Не было никакой революции для того, чтобы привнести во власть демократические принципы. Была просто схватка за власть. Вместе с тем от нового лидера ждут не просто косметических изменений, — полагает корреспондент ВВС Фергал Кин. — Коррупция и тирания, присущие прошлым временем, не дадут привлечь финансовую помощь и инвестиции, которые необходимы для спасения подорванной экономики страны. Мнангагва столкнется с серьезным сопротивлением, когда он попытается снова вбросить Зимбабве в деспотизм. Но самое важное в этом — отношение людей».

Захар БУРАК

burak@zvіazda.by

Фото из открытых источников

Выбор редакции

Жилье

Квартиры расходятся как горячие пирожки. 2023 год может стать действительно рекордным

Квартиры расходятся как горячие пирожки. 2023 год может стать действительно рекордным

Как отмечают финансовые эксперты, рынок жилой недвижимости вышел на беспрецедентно высокие показатели по количеству сделок.

Калейдоскоп

Кроссовки и твидовый костюм — не пара

Кроссовки и твидовый костюм — не пара

Какие промахи женщин в одежде выдают отсутствие вкуса? 

Общество

Щедрый сезон. Корреспондент «Звязды» узнала, что почем в этом году на сезонных сельхозрмашах

Щедрый сезон. Корреспондент «Звязды» узнала, что почем в этом году на сезонных сельхозрмашах

Цены на ярмарках в этом году действительно значительно ниже, чем на постоянных рынках.

Общество

Чем порадует Белтелерадиокомпания в новом сезоне?

Чем порадует Белтелерадиокомпания в новом сезоне?

Россыпь познавательных и развлекательных эфирных новинок найдут телезрители на канале «Беларусь 2».