У бесплодия немало причин. Выставляется такой диагноз в первую очередь семейной паре, так как в некоторых случаях с другим партнером у женщины могло бы и получиться, как и у мужчины — с другой партнершей. Если решить проблему простыми методами невозможно, медицина предлагает достичь беременности с помощью экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), которому уже исполнилось... сорок лет! За это время во всем мире "из пробирки" родились немало детей, которые имеют уже своих детей. Некоторые из них при этом также обращались к ЭКО. Жизнь показывает, что люди, рожденные в результате так называемого искусственного оплодотворения, ничем не отличаются от общей популяции. Так что ярлыки можно не навешивать, отмечают медики. И добавляют: "Мы не идем против природы".
А беременности нет?
Такой диагноз как "бесплодие" ставится паре (обязательно в зарегистрированном браке!), если в течение года регулярной половой жизни — без использования при этом методов контрацепции — у них не наступила беременность. Такой паре требуется консультация специалистов по бесплодию, которые есть, например, в Минском городском клиническом родильном доме №2. Если есть потребность в такой процедуре, как ЭКО, мужчину и женщину направляют в кабинет вспомогательных репродуктивных технологий. Здесь выдают лист обследования — какие консультации пройти, какие анализы сдать одному и другому... Кстати, процедура имеет свои противопоказания: невылеченное онкологическое заболевание, психические патологии, тяжелые пороки сердца, легкого, почки... Вместе с тем уже разрешается идти на такую процедуру с вылеченной онкологией в стадии ремиссии. Если речь идет о возможности передачи в наследство какого-то генетического сбоя, требуется еще и генетическое обследование.
Само ЭКО — платное. И у каждой пары получается свой счет этой операции. При необходимости на ее проведение можно получить льготный кредит. Сумма перечисляется на расчетный счет родильного дома.
— Для женщин основным показанием считаются удаленные или непроходимые маточные трубы, но очень часто встречается мужской фактор бесплодия, комбинации мужских и женских причин или они вообще не установлены, — объясняет гинеколог-репродуктолог кабинета вспомогательных репродуктивных технологий Минского городского клинического родильного дома №2 Алла ЗУБАРЕВА. — Для проведения вмешательства у женщины должны быть яичники — чтобы вырастить и потом забрать яйцеклетки, а также матка — чтобы подсадить эмбрион и в которой потом развивается беременность. У мужчин важными будут показатели концентрации сперматозоидов, их качество и нормальная подвижность. Критерии нормы мужской спермы сегодня существенно снизились: то, что несколько десятков лет назад считалось глубокой неспособностью оставлять потомков, сегодня уже относится к варианту нормы.
Один или несколько?
Первые 20 циклов ЭКО в 2-м роддоме Минска выполнили в 2014 году. В 2015 — уже 102, 2016 — около 200, в этом году будет около 400. Не все циклы завершаются рождением ребенка — в большинстве стран, в том числе и в нашей, речь идет о 40 процентах удачных попыток.
Сам по себе так называемый протокол ЭКО от начала до конца может продолжаться от 12 дней до 1 месяца. В это время пациентка принимает гормональные препараты — чтобы получить несколько яйцеклеток, а не одну, как при естественном цикле. Препараты, их дозы, длительность применения подбираются индивидуально. В течение цикла приходится делать несколько визитов к врачу, во время которых контролируется рост фолликулов (в них находятся яйцеклетки) в яичниках. Их после забирают под внутривенным наркозом. Мужчина, соответственно, должен сдать сперму. С помощью специалиста происходит оплодотворение "в пробирке". Эмбрион помещают в специальный инкубатор, где созданы условия, необходимые для его роста и развития. Через 3 или 5 дней под контролем ультразвукового аппарата эмбрион подсаживается женщине. Фактически на каждом этапе может подстерегать неудача. И дело тут вовсе не в специалистах, а в индивидуальных особенностях каждой клетки...
— Если у нашей пациентки мы увидим пять или даже десять яйцеклеток, то специальным инструментом будем забирать абсолютно все. Оплодотворять также будем все, которые нам подходят по "качеству". А подсаживать, по нашему законодательству, можно максимум два эмбриона, — рассказывает врач гинеколог-репродуктолог кабинета вспомогательных репродуктивных технологий, кандидат медицинских наук Андрей ЛЕБЕДЬКО. — Однако при подсадке двух существует высокая вероятность многоплодной беременности, которая сама по себе почти всегда является осложненной. Это опасная ситуация в смысле выхаживания, преждевременных родов. Поэтому в большинстве случаев подсаживаем один эмбрион, и к этому стремятся сегодня все страны. Три эмбриона переносятся только при определенных показаниях, когда есть большое количество неудачных предыдущих попыток.
Все другие эмбрионы, если они тоже хорошего качества и теоретически готовы к подсадке, замораживаются, чтобы в случае неудачной попытки их можно было использовать. Заморозка — вещь очень полезная. Не всегда организм женщины оказывается готовым к подсадке в тот же день, когда получен эмбрион. Врач может перенести процедуру, если увидит, что перенос эмбриона в этом цикле нежелателен. В общем замороженные эмбрионы могут ожидать и несколько лет.
Допускается, согласно законодательству, и использование половых клеток донора — мужских или женских. Донор при этом может быть анонимный и неанонимный. В первом случае о доноре известен только его фенотип — цвет кожи, глаз, а неанонимный — как правило, родственник или родственница, которые пожертвовали свои половые клетки для дальнейших манипуляций и подсадки.
Молодой возраст в помощь
Чем моложе пара, тем выше вероятность беременности — и естественной, и в результате ЭКО. А вот для 44-летней женщины, даже если она и чувствует себя молодой, чудо может не произойти. Потому что природа задумала так, чтобы репродуктивная функция была реализована от 20 до 30 лет.
Каждая женщина рождается со своим запасом яйцеклеток. Все, что воздействует на течение дальнейшей жизни на саму женщину (окружающая среда, медицинские препараты, пища, стрессы, перенесенные инфекции, операции), влияет и на ее генетический материал. Кроме того, в любом организме с возрастом накапливаются генетические сбои. Возраст после 35 является пограничным, если патологии учащаются, в том числе и при естественном оплодотворении.
Все беременные, которым исполнилось 35, должны проходить генетическое обследование. В английском языке есть прекрасная поговорка: мол, чем не пользуемся, то теряем. Поэтому, чем раньше пара обращается к врачу, тем выше шансы на успех. Исследования старшей репродуктивной группы показали, что большая часть беременностей наступает у тех, кто уже имел детей. Это актуально и для естественных беременностей, и для ЭКО.
Тем не менее срок проведения ЭКО — от 18 до 49 лет. Наконец, бывает и так, что и у 20-летних уже удалены маточные трубы, но доля пациенток моложе 25 лет, очень мала. Количество попыток ЭКО не ограничено законодательством, но проводить 4—5 попыток может быть опасно для здоровья. Считается, что препараты воздействуют только на фолликулы, что это не влияет на время наступления климакса, однако женщина переносит сильную гормональную стимуляцию, оперативное вмешательство, что может повышать в дальнейшем риск различных осложнений.
Жизнь под микроскопом
Кабинет вспомогательных репродуктивных технологий представляет собой несколько комнат. Одна из них — палата на несколько коек, где женщины находятся, когда у них берут яйцеклетки и потом — когда подсаживают эмбрион. Дальше — предоперационная, где врачи переодеваются и откуда попадают в операционную (через специальное окошко сюда в контейнерах передаются биоматериалы). Есть еще комната для криосохранения: в жидком азоте в специальных ячейках здесь находятся замороженные эмбрионы и клетки. А вот и сердце кабинета — эмбриологическая лаборатория, где все манипуляции с клетками и эмбрионами делаются за минуты, а то и за секунды, после чего живой материал отправляется в инкубатор, температура в котором поддерживается на уровне 37 градусов. Напротив — специальный шкаф с определенной системой очищения воздуха. Кстати, все, что находится на столе — от микроскопа до штативов и пробирок, — изготовлено из специальных материалов, и все имеет температуру нашего тела. С помощью одного микроскопа мужские и женские клетки в отдельности помещаются в определенную среду, а с помощью второго их оценивают и проводят оплодотворение.
— Полученные яйцеклетки располагаются вот на таком планшетике, а сперматозоиды отправляются в пробирки, — говорит врач-эмбриолог кабинета вспомогательных репродуктивных технологий Оксана МОРДУС. — Потом мы берем новый планшетик, помещаем туда яйцеклетку и добавляем определенную концентрацию сперматозоидов. В одной капельке их может быть от десятков сотен до нескольких миллионов. Считается, что на одну яйцеклетку должно приходиться около 100 тысяч сперматозоидов. Если от женщины мы получили пять клеток и все планируем оплодотворить, то и сперматозоидов потребуется не менее 500 тысяч. После такого смешивания все это отправляется в инкубатор на 18 часов — столько времени требуется для того, чтобы оплодотворение произошло естественным образом...
Много сперматозоидов для зачатия требуется не просто так. Плавать в той среде, в которой находится яйцеклетка (не важно, естественная она или искусственная), головастикам не просто. Выручает особый фермент, выделяя который можно всем миром расчистить путь и поле вокруг яйцеклетки для самого ловкого и правильного по своему строению. Он проникнет через оболочку, окажется внутри и в тот же момент "дверь" закроется, чтобы другие желающие не могли это повторить.
Для оплодотворения мужской геном должен объединиться с женским. Именно через 18 часов можно увидеть, произошло ли это. Под микроскопом эмбриолог должен рассмотреть не одно, а уже два темных пятнышка. Если все пойдет хорошо, на третий день получится 6—8 клеточный эмбрион, который можно подсаживать.
Осторожно... переносим
Сама по себе процедура переноса кажется несложной, однако это один из самых ответственных моментов в цикле ЭКО. С полчаса пациентка готовится под капельницей, после чего в течение нескольких минут в шейку матки вводится проводник, по которому эмбриончик, набранный в катетер, выпускается в матку. Теперь женщина должна немного полежать, после чего можно отправляться домой. На все процедуры выдается больничный лист, продолжить который можно при необходимости по месту жительства.
С момента подсадки начинается новый этап. Эмбрион должен прижиться и начать развиваться. В 60 процентах случаев этого, к сожалению, не происходит.
Бесплодие — почти всегда социальная, психологическая, иногда физиологическая неустроенность и нередкая причина распада семьи. В мире с этой проблемой сталкиваются 15—20 процентов супружеских пар. У бесплодия много причин, иногда они еще и сочетаются у каждого из партнеров и это сильно усложняет поиск способа лечения.
Существует ЭКО классическое и так называемое ИКСИ. Какую методику применить — зависит от качества спермы и количества полученных яйцеклеток. Для классики необходимо получить более пяти женских клеток и сперматозоиды как можно лучшего качества. При таком раскладе очень высока вероятность того, что полученные клетки, помещенные в специальную, близкую к естественной, жидкуб среду, найдут подход друг к другу и оплодотворение произойдет без всякого принуждения. Однако если качество спермы снижено, если яйцеклеток мало, то на помощь приходит методика ИКСИ. Выбирается самый лучший, правильный сперматозоид и с помощью микроманипулятора под микроскопом проводится его инъекция в яйцеклетку.
Светлана БОРИСЕНКО
С началом учебного года регистрируется и рост заболеваемости респираторными инфекциями.
Беседуем об этом с магистром психологии Наталией Свиридовой.
Как отмечают финансовые эксперты, рынок жилой недвижимости вышел на беспрецедентно высокие показатели по количеству сделок.