Местечко Смиловичи, что в Червенском районе, подарило миру много талантливых людей — Огинских, Монюшек, Ваньковичей. Отсюда также происходили художники Хаим Сутин и Шрага Царфин. Здесь родились и провели детство известный польский инженер и изобретатель Ян Юзеф Барановский, отличные советские ученые — биохимик Иосиф Ринго и микробиолог Семен Фрид. Также блестящий белорусский историк Ибрагим Конопацкий, параолимпийская чемпионка Людмила Волчек и многие другие в свое время жили здесь.
Сегодня Смиловичи — место, которое привлекает туристов. Прежде всего музеем «Пространство Хаима Сутина». Сюда приезжают не только чтобы полюбоваться картинами замечательных художников, но и чтобы выпить чашечку кофе в стилизованной «Парижской кафейне». Совсем недавно в Смиловичах открылась Музыкальная гостиная Станислава Монюшко, где можно услышать в живом исполнении музыку великого композитора. Мы попытались увидеть и почувствовать, чем еще интересны Смиловичи...
«Звездные» владельцы
Упоминания о Смиловичах можно найти во всех крупных энциклопедиях мира благодаря тому, что здесь родился всемирно известный художник Хаим Сутин — художник парижской школы, рассказывает директор культурного учреждения «Наследие и время», руководитель проекта «Развитие туристического потенциала местечка Смиловичи» Юрий Абдурахманов. Впервые они упоминаются в 1592 году как местечко в составе Великого Княжества Литовского. Смиловичи принадлежали Кизгайлам, затем ими владели Сапеги, Завиши, Огинские, Монюшки, Ваньковичи. Стоит немного остановиться на личности Марциана Огинского, который жил в конце XVII века. Он построил замок в Смиловичей, обнес его валами. Именно он основал и построил православную Свято-Троицкую церковь в 1668 году. Однако, чтобы заполучить возможность получать наивысшие должности в Великом княжестве Литовском, в 1669 году перешел в католичество.
Интересно, что совсем недавно историки нашли доказательства того, что на знаменитом полотне Рембрандта «Польский всадник», которое сегодня находится в Соединенных Штатах Америки, изображен именно Марциан Огинский. В 1767 году в Смиловичах был основан римско-католический монастырь и костел Святого Винсента. После смерти Марциана его вдова продолжила такое направление действий. Значительные средства в развитие монастыря, который, к сожалению, не сохранился (был разрушен в 1930-х годах), также вкладывал Михал Казимир Огинский — меценат, поэт, композитор. В подвалах костела хоронили сначала Огинских, затем Монюшек. Однако никаких следов до нашего времени не дошло.
Все, что мы имеем, чтобы представить величие бывших костела и монастыря, — это акварель Наполеона Орды, сделанная в 1870-х годах.
Многоэтничность и многоконфессийность
Монюшко стали обладать Смиловичами в 1791 году. Будущий композитор Станислав Монюшко, чья семья жила неподалеку, часто бывал в Смиловичском имении дяди. Свои юношеские впечатления об этом месте он представил в опере «Страшный двор». С 1793 года, после разделов Речи Посполитой, Смиловичи вошли в состав Российской империи. Особенностью этого городка, как и многих других в Беларуси, была полиэтничность и поликонфессийность. Здесь издавна жили христиане — как православные, так и католики — а также мусульмане и иудеи. Татары поселились здесь около 600 лет назад. Они прибыли сюда по приглашению властей Великого Княжества Литовского и принесли с собой много ремесел, в частности кожаное дело.
По материалам переписи конца XVIII века, проведенного российскими властями, в Смиловичах, которые только что перешли во владение Станислава Монюшко, насчитывалось 85 дворов и 564 жителей.
Следует отметить, что татарская слобода по-прежнему существует в Смиловичах на левом берегу Волмы. Там действует мечеть. Но к концу XIX века Смиловичи стали настоящим штетлом, еврейское население было в городке самым многочисленным — около 80% всех жителей. К сожалению, гитлеровские оккупанты, придя сюда уже в сентябре 1941 года, многих уничтожили в Смиловичском гетто. Около 2000 жителей было расстреляно.
Надо отметить, что именно евреи принесли в городок умение работать с шерстью, делать валенки. Смиловичская валяльная фабрика, существующая по сей день, в свое время была организована на базе еврейской валяльной артели.
Уникальный фрагмент торы
На сегодня одно из самых интересных мест для посещения — это музей «Пространство Хаима Сутина», который был основан в 2008 году благодаря поддержке ЮНЕСКО. В музее работает несколько залов. Один из них стилизован под «Парижскую кафейню». Вторая посвящена собственно художнику. Третий зал содержит произведения еще одного известного мастера парижской школы — Шраги Царфина.
Как рассказала руководитель музея «Пространство Хаима Сутина» Светлана Касиневич, в одном из залов музея можно узнать о детских годах Хаима Сутина. Дом, где будущий творец жил с родителями, не сохранился. Поэтому для музея профессионально восстанавливали атмосферу тех времен. Помещена точно такая мебель, которая могла быть и во времена Хаима Сутина. Интересно увидеть аутентичный шкаф досконально продуманной конструкции. Хотя он и был сделан в начале ХХ века, в него вмонтированы передвижные вешалки, движущиеся по всему пространству шкафа, отдельно сделана тумба для обуви. В шкафу можно увидеть и одежду тех времен.
В музее хранится достаточно редкий экспонат — фрагмент торы. Кто-то полагает, что она создана в XVIII веке. Возможно, эту тору читал отец Хаима Сутина. Она находилась в синагоге в Смиловичах, а отец художника был очень религиозным человеком, часто посещал синагогу и даже подрабатывал там некоторое время.
Тора вручную написана на пергаменте — и у нее есть своя история. Во время войны в Смиловичах произошла страшная трагедия — убили много местных жителей, еврейские дома ограбили. Но судьба торы оказался более счастливой, чем судьба ее владельцев. Она нашлась спустя 60 лет после войны. Житель одного из местных домов и сам не знал, что у него на чердаке находится такой раритет. Он использовался как утеплитель — свитками был устлан чердак, а сверху был насыпан 50-сантиметровый слой щебня. Когда тора обнаружилась, из еврейского музея приехала целая экспедиция, чтобы работать с ней. Кстати, если сложить все свитки, то получается 30 метров длины! В результате один свиток подарили музею «Пространство Хаима Сутина», второй — музею Мирского замка. А остальная тора находится в еврейском музее.
«Мой дорогой брат...»
В музейном зале есть и родословная Сутина: между прочим, в его семье было 11 детей. До последнего времени не были известны имена всех братьев и сестер художника, так как они разъехались по миру. О том, что четверо живут в Америке, стало известно не так давно, когда в Смиловичи пожаловал внук сестры Хаима Мэри. Но судьба всех братьев и сестер и до сих пор остается неопределенной. Точно известно, что младшая сестра оставалась жить в Смиловичах. Сохранилось ее письмо к брату: «Мой дорогой брат. Твои новости дают нам силы жить. Мы вечно будем помнить подарок, который ты нам сделал. Мама также дала нам деньги...» Это свидетельство, что художник не только помнил о своей семье, но и помогал ей.
Отец Сутина был портным. Поэтому в музее представлены портняжное снаряжение начала ХХ века — швейная машинка, утюг, сукно.
Представлен и уголок фотоателье со старинным фотоаппаратом. Когда Хаим Сутин учился в Минске, он подрабатывал в таком ателье ретушером. В этой музейной экспозиции, кстати, очень любят фотографироваться посетители, так фотоателье удачно передает дух прошедшей эпохи.
Оригинальные картины художника
Еще один музейный зал посвящен Шраге Царфину. Во временное экспонирование здесь представлено несколько работ из коллекции Белгазпромбанка. Есть и работы, которые принадлежат самому музею, — это пять оригинальных произведений Шраги Царфина. Их подарила дочь художника Лилиан Дюлак. Помня, что отец вспоминал о Смиловичах как о любимом месте на Земле, она не могла не сделать такой ценный подарок. Среди картин, подаренных ею, работы «Лето» и «Букет». Кроме того, дочь презентовала последнюю оригинальную палитру отца, которая сейчас также представлена в экспозиции.
Известный французский коллекционер Эммануэль Рампино, у которого было 84 работы Царфина, две из них подарил музею. Это довольно редкие картины. Ведь даже в семье Царфина не сохранилось работ довоенного или военного времени, а та, что хранится в Смиловичах, датируется 1943 годом.
Еще одну картину — «Толпа» — из личной коллекции музею подарила семья Виктора Бабарико. Многие лица то теряются, то снова видятся на разноцветным полотне...
* * *
Смиловичи — одно из ярких белорусских местечек, которое хранит в себе и краски многоконфессиональной культуры, и мазки белорусско-французского искусства, и даже звуки музыки самого Станислава Монюшко! Где еще увидишь и услышишь такое?
Количество туристов в Смиловичах существенно выросло в последние годы. Важно было улучшить туристическую инфраструктуру, что и было сделано в рамках проекта «Развитие туристического потенциала местечка Смиловичи», который поддерживается Европейским союзом.
Были установлены информационные дорожные щиты, помогающие гостям городка лучше ориентироваться в пространстве и находить интересные местные исторические объекты. Эти указатели стоят на трассе М4. Кроме того, в центре поселка на стене в стиле граффити изображена туристическая карта Смиловичей, на которой указаны достопримечательности. Такую же карту можно получить и в распечатанном виде.
Появилось два красивые комплекта открыток, посвященные Хаиму Сутину, Шраге Царфину и Смиловичам общем. В самом городке размещены информационные щиты, на которых горожане теперь могут найти информацию о значимых культурных событиях, проводимых вблизи них.
Пару лет назад в Смиловичи приезжала группа израильских волонтеров, которые помогли отыскать места захоронения отца Хаима Сутина и деда Шраги Царфина на старом еврейском кладбище, — рядом с надгробными камнями установлены соответствующие таблички. Кстати, во всех англоязычных справочниках утверждается, что родители Хаима Сутина погибли в гетто. Однако это неправда — на самом деле они умерли в 1930-х годах.
Проведено благоустройство территории. Местная молодежь помогала высаживать деревья и кустарники (появилось 150 новых растений).
Местные жители мечтают сделать Смиловичи арт-городком, где бы работало несколько галерей, проходили бы международные выставки и пленэры, возможно фестивале. Всех заинтересованных призывают присоединяться.
Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ
Чэрвеньскі раён
Жилье и здоровье — наиболее волнующие для людей.
Зарплата плюс социальный пакет.
Купить квартиру в другом городе, не приезжая в него.
Пылающие берега Сожа.