Вы здесь

Чем учителя-методисты будут удивлять на своих мастер-классах?


2728 декабря в столице пройдет VII Республиканский рождественский фестиваль педагогического мастерства. Инициатива его проведения принадлежит Академии последипломного образования и Белорусскому педагогическому обществу.

Каждый год в центре внимания участников фестиваля оказывается тема, которая видится всем наиболее актуальной. В этом году его девиз «Опыт лучших достояние каждого». Популярность этого абсолютно добровольного мероприятия среди педагогов просто «вирусная». В прошлом году регистрация для участия в фестивале завершилась на сайте Академии последипломного образования всего через два дня: за это время почти четыре с половиной сотни педагогов заполнили все вакантные места. В этом году регистрация начнется 11 декабря. Количество участников фестиваля ограничено, поэтому, чтобы попасть в круг счастливчиков, нужно держать руку на пульсе...

А накануне ответственного события члены Ассоциации учителей-методистов Республики Беларусь «Імкненне» организовали мозговой штурм, продумывая, что они могут предложить своим коллегам.


Звание, которому нужно соответствовать

— Очень хочется верить, что люди, которые здесь собрались, не остановятся в своем развитии. Двигать вперед школу и создавать предпосылки для ее развития может только неравнодушный человек, — подчеркивает начальник управления учебно-методической работы Академии последипломного образования Алла СЕМЕНОВИЧ. — Поэтому нужно быть неравнодушными ко всему вокруг, а не только к тому, что происходит в конкретном учреждении образования.

Как известно, постановлением Министерства образования полгода назад были внесены важные изменения в Инструкцию о порядке проведения аттестации педагогических работников. В частности, был отменен экзамен на подтверждение высшей квалификационной категории и категории «учитель-методист». Ранее планировалось, что наивысший пилотаж в профессии придется подтверждать раз в пять лет, но неожиданно "условия игры" изменились. Правда, как выясняется, не все учителя-методисты обрадовались такой льготе. Поэтому предложение — "А давайте на добровольной основе организуем сами для себя переподтверждение квалификационной категории" учитель-методист", создадим комиссии и будем представлять друг другу свои наработки!" — в зале встретили аплодисментами и смехом.

— Можем ли мы сегодня говорить, что категория «учитель-методист» — это бренд? — рассуждает Инесса ЗУБРИЛИНА, руководитель Ассоциации учителей-методистов «Імкненне», победитель республиканского конкурса педагогического мастерства «Учитель года 2011», старший преподаватель Минского государственного лингвистического университета, учитель английского языка минской гимназии №24. — Мы давно заметили, что учителей привлекает даже не тема мастер-класса, а имя педагога, который его проводит. И из года в год с одной и той же папкой в ​​аудиторию к коллегам ты не пойдешь. Для нас это сильный мотиватор к постоянному развитию и профессиональному росту. Несомненно, мы будем делиться на фестивале собственным опытом, но останавливаться только на своем развитии нам еще рановато. Не только наши ученики должны быть конкурентоспособны, но и мы с вами. Несмотря на наши «погоны», мы должны развиваться в русле тех мировых образовательных трендов, которые сегодня входят в первую десятку, и вести всех за собой.

О сложном доступно и просто

Какие же идеи сегодня находятся в центре внимания педагогов во всем мире?

Перевернутое обучение. Представляет собой одну из форм смешанного обучения. Вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видеолекции в сети, самостоятельно проходят дома теоретический материал, а все аудиторное время, когда рядом находится учитель или преподаватель, используется для совместного выполнения практических заданий.

Сторителлинг (storytelling) — способ донесения до аудитории информации через рассказ историй с реальными или вымышленными персонажами. Мы все любим, когда о сложном рассказывают просто. Но как это сделать? С помощью конкретного примера, увлекательной истории. Во-первых, истории должны пересекаться с жизненным опытом. Во-вторых, любая история должна иметь логическое завершение, которое подтолкнет учеников к выводу. Рассказанные истории мотивируют и побуждают к действию. Сторителлинг — направление, которое сейчас очень сильно раскручивается, как и геймификация образования.

Геймификация — сильный инструмент для увеличения индекса вовлеченности в образовательный процесс (это может быть, например, обучение с помощью мобильного телефона или веб-квеста).

Сотрудничество и социальное обучение — процесс формирования знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми, направленный на достижение общих целей. Фактически это обучение в других. Главным элементом этого метода является взаимодействие учащихся. Совместное обсуждение материала способствует лучшему его усвоению, а также помогает формировать связи внутри коллектива.

Микрообучение (microlearning) — обучение небольшому объему материала за короткий промежуток времени. Как говорится, слона надо есть по кусочкам. Microlearning — получение учащимися маленьких кусочков учебного материала. Это могут быть интерактивные видео, подкасты, викторины и многое другое. Их продолжительность является ключевым фактором. Разбивая большую тему на несколько коротких видео, которые объясняют только какую-то одну из составляющих, можно поспособствовать лучшему ее «перевариванию».

Динамическое или формирующее оценивание. В Беларуси принят термин «активная оценка». Под ним подразумевается самостоятельность в определении учебных задач, в выборе способа их решения и вообще — в организации своей учебы. Формирующее оценивание направлено ​​на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, обнаружить у себя слабые места, а самое главное — мог определить, что и как нужно делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты. Учебные цели открытые и понятны детям. Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны прийти. Второй принцип — критерии оценивания обсуждаются вместе с детьми и понятны им. Третий принцип — обеспечение постоянной обратной связи от учителя к ученику и от ученика к учителю, чтобы ученик знал, что у него получается, какие трудности возникают и как он может с ними справиться...

Читательская грамотность + медиаобразованность. Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные печатные и электронные тексты, размышлять об их содержании, заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности участия в социальной жизни. А медиаобразование — процесс обучения теории и овладения практическими умениями для анализа и использования современных массмедиа. В 2018 году во время международного исследования РISА будут проверяться как читательская, так и медиаобразованность.

Колесо, которое не работает

Заслуженный работник образования Республики Беларусь, педагог-методист высшей квалификационной категории Академии последипломного образования Анна ДОБРИНЕВСКАЯ предложила провести в рамках фестиваля мастер-класс для родителей, например, на тему, как помочь ребенку выполнить домашнее задание по английскому языку, или исследовательскую работу.

— Почему в последнее время трения между школой и семьей нарастают? Мне кажется, что причина одна — непонимание родителями того, что делает школа, — поделилась своим видением проблемы педагог. — Они не понимают ни программ, ни требований, ни критериев, ни нас, учителей, ни той ситуации, в кой мы работаем, не понимают даже своих детей. Родители ждут от ребенка то, что ему не дано природой. Если в системе не работает всего одно колесо, то система или плохо работает, или вообще не работает. Родители — это то колесо, которое не работает в нашей системе. Поэтому их нужно активизировать, сделать мощным ресурсом для школы и тем самым облегчить и нашу работу. Но в то, что мы делаем профессионально, они не должны вмешиваться, не должны нам мешать и тормозить процесс. Надо их научить понимать своих детей, школу, учителя, требования времени и объяснить, почему семейное воспитание никто и никогда не заменит ребенку.

Справка «Звязды»:

Категорию «учитель-методист» за все годы получили в Академии последипломного образования только 235 педагогов.

Обязательным условием для получения этой категории является наличие у педагога авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта, который был обобщен и используется другими учителями учреждений общего и среднего образования, публикаций в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий и использования эффективных педагогических форм, методов и средств обучения.

Среди учителей-методистов 24 представителя начальной школы, 16 учителей русского языка и литературы, по 14 учителей истории, белорусского языка и литературы, математики, 12 учителей иностранного языка, по 10 учителей информатики, физики, химии, по 8 — географии и биологии и г . д.

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkalaeva@zvіazda.by

Фото Марины БЕГУНКОВОЙ

Выбор редакции

Общество

Если мать как ребенок, или Как подружиться с самыми родными людьми, которые на старости лет стали особенными

Если мать как ребенок, или Как подружиться с самыми родными людьми, которые на старости лет стали особенными

Что делать, если неожиданно мать или отец стали очень настойчиво заявлять о себе?

Общество

Как пройти техосмотр в условиях ажиотажа?

Как пройти техосмотр в условиях ажиотажа?

«Желающих настолько много, что закончились бланки».