Вы здесь

Распад СССР


8 декабря 1991 года в правительственном санатории "Вискули" в Беловежской пуще был подписан договор о создании Союза Независимых Государств и ликвидации СССР. 

Восьмое декабря 1991 года был обычным воскресным днем. Рабочая неделя не предвещала ничего нового, хотя удивить нас было уже трудно — успели привыкнуть к своего рода “эпохальным новостям”. Мы все ждали от политических лидеров, что они наконец-то примут судьбоносное, правильное решение и наступит хоть какая-то определенность. Никто из нас не предполагал, что время между 8 и 25 декабря — днем подписания Беловежских соглашений и заявления советского президента Михаила Горбачева о своей отставке — было, по сути, прощанием с эпохой. Для целого поколения жизнь поделилась на «до» и «после» СССР.

О том, что предшествовало распаду «великой страны» — в беседе на «Пятом этаже» с доктором исторических наук, профессором, председателем Постоянной комиссии Национального собрания Республики Беларусь, членом-корреспондентом Национальной Академии наук Республики Беларусь Игорем Марзалюком.


— Игорь Александрович, в апреле прошлого года свое 90-летие отметил один из самых рафинированных и образованных руководителей СССР, многолетний посол СССР в ФРГ, секретарь ЦК КПСС по международным вопросам Валентин Михайлович Фалин. Его юбилейной дате было посвящено немало эфирного времени. Но, по сути, тема была одна — причины распада Советского Союза. По его мнению, развалу предшествовал финансово-экономический кризис, начавшийся в СССР в 1972 году. Вы согласны?

— Я не могу подвергать сомнению слова человека, проработавшего в высших органах советской власти от Сталина до Горбачева. Он единственный из ныне живущих политиков той плеяды, и его мнение предельно весомо. Хотя на мой взгляд, начало кризиса можно отнести к еще более ранней дате — к 1962 году. Новочеркасская трагедия четко показала, что с экономикой не все ладно. В то же время стало понятно, что настроение в советском обществе сильно изменилось. О тех событиях пресса и телевидение не сказали ни слова, но слухи расползлись по всей стране. Повышение цен на продукты питания вызвало то, чего власть никак не ожидала — публичного и массового выступления людей. Рабочие электровозостроительного завода (НЭВЗ) вышли на улицу с просьбой объяснить, что происходит и почему. Вызванные как-то смягчить ситуацию регулярные армейские подразделения внесли еще большую сумятицу — солдаты стали брататься с демонстрантами. И тогда были вызваны внутренние войска, которые жестоко подавили выступление. Было убито 26 человек, ещё 87 получили ранения. Семерым из «зачинщиков» были вынесены смертные приговоры, они были расстреляны, остальные получили длительные сроки лишения свободы.

Отец «оттепели» Никита Хрущев одним махом свернул то, что было сделано им за десять лет нахождения у власти. Позже его преемники пресекали любые экономические начинания, едва только речь заходила о повышении цен.

Никакие экономические аргументы на власть не действовали, внутренний страх перед реальными реформами был сильнее здравого смысла. Однако события «Пражской весны» в 1968 году, выступления рабочих в Польше в 1970-м, 1976-м и 1980-м годах свидетельствовали о том, что социалистическая экономика не может быть статичной, ей нужны перемены.

— И, тем не менее, Европа справилась с молодежными протестными движениями и экономическими вызовами, а Советский Союз так и не решился на серьезные реформы. Почему?

— Это не совсем так. Понимание необходимости экономических реформ было всегда. В 1965 году «косыгинская реформа» уперлась в стену догмата идеологии и советской бюрократии. По своей сути это было то, что со временем сделал Дэн Сяопин в Китае. В 1979 году была создана комиссия по экономической реформе под руководством академика Владимира Кириллина. Экспертами был подготовлен доклад, который начинался так: «возможности вовлечения в производство новой рабочей силы, что было источником роста многие десятилетия за счет выходцев из деревень, исчерпаны». 
Принципиальным в этом документе было признание факта о полной разбалансированности потребительского рынка: «трудно назвать такую товарную группу, на товары которой спрос удовлетворялся бы полностью… По ориентировочным оценкам, в 1970 г. 20 процентов, а в 1978 г. — уже 53 процента прироста сбережений образовывалось в результате неудовлетворенного спроса… Денежные доходы трудящихся систематически обгоняли увеличение общего объема товарооборота и платных услуг». О рынке речь не шла, но очень осторожно было указано на необходимость расширить сферу платных услуг, к примеру, в здравоохранении и «повысить вклад населения в решение жилищной проблемы». Но для этого нужно было прекратить милитаризацию экономики и заменить кадры. И то и другое было взаимосвязано и невыполнимо.

Решение о проведении реформ должна была принять старая элита, а это означало для нее самоликвидацию.

— Мы с Вами уже говорили, что если определить период, который вызывает ностальгию о советском прошлом, то это семидесятые годы прошлого века. Было ли это на самом деле «золотым временем» в СССР?

— Давайте признаем, это было время, когда власть очень трепетно относилась к населению и обществу в целом. И оно отвечало взаимностью: с 1969 по 1977 год в стране не было ни одного случая массовых беспорядков, когда властям пришлось бы прибегать к насилию. Для сравнения: в годы правления Хрущева было зафиксировано 11 случаев массовых беспорядков, в восьми из них власти применяли оружие.

Это было время внутреннего комфорта и скрытых противоречий. Люди на самом деле любили Леонида Ильича, хотя и сочиняли про него анекдоты. 

В 1971 году в конце мая американский президент Ричард Никсон впервые посетил СССР. Это был второй визит американского лидера после посещения Рузвельтом Ялты в 1945 году. Никсон посетил и Минск, побывал в Хатыни, был потрясен и обескуражен. А ровно через год с небольшим в октябре 1973-го началась война «Судного дня». В мировой политике появилось новое оружие — нефть. Это были очень тревожные дни: министр обороны СССР маршал Андрей Гречко требовал отправить советские войска в Египет. Гречко и начальник Генштаба (в то время генерал армии, а впоследствии Маршал Советского Союза Виктор Куликов — Авт.) хотели разрешить использование ракеты Р-17 для ударов по Тель-Авиву и подготовили проект телеграммы по этому поводу. Министр иностранных дел Андрей Громыко приказал задержать ее отправку.

В конгрессе США до сих пор считают, что вероятность третьей мировой войны была близка как никогда и отдают должное политическому мужеству Леонида Ильича Брежнева. Об этом пишет в своих мемуарах «Тридцать лет на Старой площади» очень осведомленный партийный работник того времени Карен Брутенц. 

— По мнению Леонида Брежнева, основным и обязательным условием реформ в стране оставалась стабилизация внешних факторов. Разрядка была необходимым условием демилитаризации, и это он понимал. Заключительный пакт по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в конце июля — начале августа 1975 года в Хельсинки, был венцом внешнеполитической карьеры советского лидера. 

— Это событие не имеет аналогов в мировой истории. Его подготовка началась в 1965 году и велась в очень трудных условиях. Соглашение подписали 35 глав государств, основные игроки в мировой политике преследовали свои очень непростые интересы. Но ввод советских войск в Афганистан свел практически к нулю все надежды и решения Хельсинского соглашения. Верх взяло привычное противостояние, внешняя политика заменила собой внутреннюю. СССР пошел на поводу у США. Как сказал о внешней политике того времени упоминаемый нами Валентин Фалин: «Мы обслуживали чужую стратегию». В международной политике произошел системный сбой.

— У многих российский экспертов есть мнение, что первоначальная задумка перестройки была у Юрия Андропова, а не Михаила Горбачева. На Ваш взгляд, что представлял собой СССР того времени, и была ли альтернатива горбачевским реформам?

— Альтернатива реформам всегда есть, особенно тогда, когда все уже позади. Если все получилось, вы великий реформатор, если нет — вас проклинают при жизни, вы виновник всех бед. С какими проблемами принял страну Юрий Андропов, а затем через одни руки Михаил Горбачев? С полной асимметрией власти и информационной закрытостью, с монолитным и сплоченным бюрократическим классом, выполняющим все внешние атрибуты, но живущим по своим законам. И речь идет не об аппарате ЦК КПСС, он в то время был не многочисленным, всего около двух тысяч человек. Что такое асимметрия власти? Это когда за один и тот же проступок в Беларуси исключали из КПСС и увольняли с работы, а в южных регионах страны делали лишь небольшое внушение. Опять же возвращаю вас к прошлогоднему юбилею Валентина Фалина. Он рассказывал, как во время поездки с Брежневым по югу страны на остановках к генсеку приглашались руководители КГБ регионов, они и докладывали ему, что днем власть советская, а с вечера местная. 

Информационная закрытость не позволяла оценить реальное положение дел в стране. Для экономического анализа уже при Горбачеве, он сам в этом признавался, приходилось использовать данные американцев о состоянии советской экономики. 

— Помнится, на одном из Пленумов ЦК КПСС Горбачев с досадой говорил о том, что по статистике производство товаров растет, а в магазинах ничего нет.

— Характерной чертой стран, богатых природными ресурсами, является недостаточное внимание к развитию образования. В СССР к образованию относились как раз с большим вниманием, но в реальной  жизни его ценность многими в обществе ставилась под сомнение. Не редки были случаи, когда люди, получившие высшее образование, шли работать рабочими, потому что зарплата была больше и предоставлялись различные социальные льготы.

Для многих психологически унизительной была ситуация перевернутой социальной пирамиды — реальной элитой на бытовом уровне были малообразованные представители торговли и сферы услуг, определяющие доступ к распределению дефицитных товаров.

Алкоголизация населения с начала 60-х годов прошлого века привела к стагнации, а затем к снижению средней продолжительности жизни мужского населения. Характерное для деревни эпизодическое потребление алкоголя приобрело повседневный характер. Чертой городской культуры стали многолюдные застолья со скандалами и драками. Доля алкоголя, потребляемого в социально контролируемых местах (кафе, ресторанах, закусочных) в 1984 году составляла лишь 5,5 процентов, тогда как в странах Европы этот показатель был на уровне 50—70 процентов. Страна явно спивалась. Производительность труда была вне всякой критики. 

На Пленуме ЦК КПСС 16 июня 1986 года Горбачев озвучил: «Каждая единица прироста национального дохода, промышленной и сельскохозяйственной продукции в сложившихся условиях требует от нас больше ресурсов. В настоящее время только в промышленности насчитывается около 700 тысяч незанятых рабочих мест. И это практически при односменной работе оборудования. При выходе на коэффициент сменности 1,7 число пустующих рабочих мест в промышленности превысит 4 миллиона. На их создание израсходовано десятки миллиардов рублей».

На уровне интуиции, с точки зрения своего житейского опыта, политическая реформа Горбачева выглядела вынужденной. Однако та элита, которая привела его к власти, была ментально не готова к проведению экономических реформ. Нужно было открыть социальные лифты для новых людей, что начал делать Юрий Андропов, но по объективным причинам сделать это не успел. Один из самых тонких российских политологов, специалист по теории элит, а это тема очень неблагодарная и весьма опасная, Ольга Крыштановская в одном из интервью сказала: «Если нет лифта, хотя бы эскалатор надо сделать. Если нет эскалатора, то срочно надо что-то делать, потому что действительно я эту группу молодых людей называю «внедорожники», которые просто болтаются в социальном пространстве». Горбачев искал этих «внедорожников», но найти их так и не смог, хотя они были рядом. Много лет спустя, на вопрос бывшего заместителя председателя Центробанка России Сергея Алексашенко, почему он не поверил тогда молодым, он честно ответил, что не смог. 

Тонкий и опытный знаток партийного аппарата, сам он был по своей природе заложником тех привычек и той традиционной культуры, которая его сформировала. Проводя линию на демократизацию в партии и стране, он опирался на самом деле не на широкие слои населения, а на отсутствие демократии в высших органах партии. Члены ЦК, высшие чины партийного и советского аппарата не допускали и мысли о том, что с генеральным секретарем можно спорить. А когда они поняли, куда привел их генсек, было уже поздно, они вместе со своим проклинаемым на все лады лидером, по сути, стали статистами политического процесса в стране, и уже ни на что повлиять не могли.

— И все это на фоне продолжающейся войны в Афганистане, резкого падения цен на мировом рынке и случившейся аварии на Чернобыльской АЭС. Как Вы думаете, понимал ли Михаил Сергеевич Горбачев, к чему это может привести?

— Думаю, что нет. Рубежным для всей страны стал Первый съезд народных депутатов СССР, собравшийся в мае 1989 года. Из модераторов политического процесса Горбачев превратился в его наблюдателя. Логика необратимых изменений набирала свои обороты. Вся страна две недели, бросив все, села у экранов телевидения. Мы, наконец-то поняли, кто с досадой, а кто и радостью, какие все же мы разные.

— Судьба всех реформаторов в истории России незавидна. Бывшие соратники прокляли его за потерянную власть, а население за то, что дал свободу, но не объяснил, зачем она и как ею пользоваться. Академик Александр Некипелов как-то заметил: «Стоит ли удивляться, что Горбачев все еще остается в глазах многих соотечественников главным отрицательным героем всего периода трансформации нашего общества. Он виноват во всем, даже в том, что выпустил нас на свободу. В сущности, на нем сконцентрировалась вся наша досада на самих себя за бестолково использованный исторический шанс».

Беседовал Игорь КОЗЛОВ

Партнёр проекта «Пятый этаж»ОАО «Барановичский молочный комбинат».

Выбор редакции

Общество

Торжественное мероприятие «За Беларусь!» состоялось в Москве

Торжественное мероприятие «За Беларусь!» состоялось в Москве

Александр Рогожник обратил внимание, что совсем скоро белорусскому народу предстоит очередной судьбоносный выбор.

Общество

Голосование: удобно и без эксцессов

Голосование: удобно и без эксцессов

Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.

Экономика

Развитие — базис нашей государственности

Развитие — базис нашей государственности

Президент Беларуси Александр Лукашенко одобрил стратегии участия Беларуси в работе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС.

Общество

Красоту создаем для себя

Красоту создаем для себя

Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.