Принимать персонал на работу будут роботы, курсы по повышению профессиональной подготовки сотрудники смогут проходить по дороге в командировку, а наниматели научатся воспринимать ошибки подчиненных как эксперименты. Рассказываем об изменениях, которые уже сейчас происходят на рынке труда.
Растущий спрос в сфере продаж и IТ
Сначала о вещах более насущных. В этом году ситуация на рынке улучшилась. По информации Министерства труда и соцзащиты, в настоящее время в стране насчитывается 56 тысяч вакансий, что на 49 процентов больше, чем год назад. А количество официально зарегистрированных безработных составляет 25 тысяч человек (в аналогичное время в прошлом году этот показатель был на 30 процентов выше).
Позитивные тенденции отмечают и на отдельных ресурсах по поиску работы.
— С третьего квартала прошлого года количество вакансий начало расти, и такая тенденция сохраняется до конца 2017-го, — комментирует директор РАБОТА.TUT.BY Cветлана Шапарова. — Это говорит о том, что экономическая ситуация улучшается, так как предприятия расширяются, открываются новые направления. На первом месте по росту вакансий сфера продаж, на втором — информационные технологии. Увеличился спрос также на рабочий персонал и кадры на производстве. При этом количество резюме в базе остается приблизительно на прежнем уровне: за год оно увеличилось буквально на четыре процента — это несущественно. Конкуренция — семь резюме на одну позицию. Это стабильная ситуация.
По мнению Светланы Шапаровой, персонал на рынок не выходит, так как чувствует себя достаточно комфортно на том месте, где работает. Но работодателям уже немного не хватает кадров. Предполагается, что после принятия Декрета №7 «О развитии предпринимательства» бизнес будет и дальше расширяться, а значит, рынком станет управлять соискатель.
В областях, где есть конкуренция за специалистов, необходимым минимумом становится социальный пакет. Компании стараются делать его более сегментированныс с учетом потребностей сотрудников. Есть интересный пример в России, когда в одном из банков работникам оплачивали медицинское обслуживание, госпитализацию в дорогие клиники, но, поскольку основную часть коллектива составляла активная молодежь, это не было популярно. Как только в соцпакет включили страховку при путешествиях, скидки на билеты и отели, сразу вырос приток нужных специалистов.
Кстати, компании, создавшие лучшие проекты для своих сотрудников, были отмечены на ежегодной «Премии HR-бренд Беларусь — 2017». Победителями в различных номинациях стали предприятия «Диск» (Caparol), Wargaming, «Газпромнефть-Белнефтепродукт», «ИзиШтандарт».
Белорусские работники, надо сказать, интересные и иностранным нанимателям. Наши специалисты считаются трудолюбивыми и толерантными (это важно, так как часто приходится работать в многонациональной команде). Но есть и минус: белорусам нужно больше времени, чтобы адаптироваться, включиться в новый проект.
Прогнозы вероятности увольнения и пятиминутные уроки
Новые технологии меняют методы подбора персонала. Активно обсуждается использование роботов — чат-ботов (виртуальных собеседников).
— Пока сложно делать прогнозы, насколько эта технология в состоянии решать задачи, которые мы на нее пытаемся перевести, но для подбора на массовые позиции она применима, — считает эксперт российской компании Нина Осовицкая. — Преимущества — экономия времени, возможность работать 24 часа семь дней в неделю, снижение затрат для нанимателей. Но есть и недостатки. Не все люди готовы общаться с чат-ботом. Плюс, когда речь идет об уникальных специалистах, конечно, там нельзя отказываться от прямого контакта.
Чтобы узнать больше о кандидате, вместо тестов пытаются анализировать виртуальный след: каким группам вы ставите «лайки», чем делитесь в социальных сетях. Поэтому никогда не следует публиковать то, о чем вы можете хоть как-то пожалеть.
Правда, технологии также могут давать сбой.
— В одной из компаний пытались сделать эффективную модель аналитики, которая будет прогнозировать вероятность ухода тех или иных сотрудников. Одним из предсказаний было, что самый высокий риск увольнения из компании у людей, в чьей фамилии три буквы «о», — вспоминает Нина Осовицкая.
Несколько лет назад был бум рекрутмента в соцсетях. Говорили, что сайты для поиска работы и кадровые агентства умрут, ведь любого сотрудника можно будет найти в Фейсбуке или «Одноклассниках». Но этот прогноз пока не сбылся.
Еще одна тенденция — переход на онлайн-образование. Там, где возможно отказаться от очных форм, компании это делают. Так работник может проходить обучение хоть в командировке. К тому же на смену длинным курсам с часовыми лекциями приходят короткие форматы — видеоурок нарезается на куски по 5—7 минут.
В цене креативность и гибкость ума
К 2020 году поколение Y (рожденные после 1981 га) будет составлять 50 процентов трудоспособного населения. По словам бизнес-тренера и эксперта по управлению персоналом Международного олимпийского комитета Марины Починок, это люди с другими ценностями:
— Молодежь не хочет проводить по много часов на заседаниях и заниматься рутиной: им важно получать удовольствие от работы. У них огромные сети контактов. Это точно не те люди, кто будет всю жизнь карабкаться по карьерной лестнице, чтобы когда-нибудь на пенсии начать жить для себя, они направлены на быстрое вознаграждение.
Поколение Y ценит свободу, поэтому у них популярна дистанционная работа сразу на несколько нанимателей. В белорусский Трудовой кодекс, кстати, как раз готовятся изменения, которыми будут закреплены дистанционные формы трудовых отношений.
Другие подходы сегодня и у передовых компаний. Коллективный результат считается важнее «погон», между работниками царит неформальная коммуникация (а потому меняется офисное пространство — оснащаются места для команд — и исчезает официальный дресс-код). Возникает культура отношения к ошибкам.
— У Google ошибка — это эксперимент, — замечает Марина Починок. — В некоторых организациях раз в неделю собираются обсудить промахи, чтобы узнать, какие уроки вынесли для себя из этого работники.
Ранее наиболее важными качествами специалиста называли профессионализм, ответственность, теперь же имеет значение критическое мышление, креативность, гибкость ума, эмоциональный интеллект. Многие руководители переходят от оценки кандидатов по прошлым результатам и достижениям к прогнозу их успеваемости, потенциала на новом месте.
Наталья ЛУБНЕВСКАЯ
С началом учебного года регистрируется и рост заболеваемости респираторными инфекциями.
Беседуем об этом с магистром психологии Наталией Свиридовой.
Как отмечают финансовые эксперты, рынок жилой недвижимости вышел на беспрецедентно высокие показатели по количеству сделок.