Вы здесь

«Белорусская советская республика должна была появиться в 1917 году»


Речь о нашей государственности — о ее героях, победах и поражениях.

История любой страны — это огромный пласт информации, который можно трактовать по-разному. Главное во всем этом разнообразии — сохранять ясный взгляд и опираться на факты. Периоду становления белорусской государственности посвящен не один десяток научных исследований. Именно в этом году к этой теме снова проявляется особый интерес, так как 2017 год юбилейный: 100 лет Октябрьской революции, как раз в эти дни также 100 лет назад в Минске проходил Первый Всебелорусский съезд... О значении событий столетней давности для Беларуси, о параллелях, которые можно провести с того времени в день сегодняшний, мы поговорили с деканом факультета философии и социальных наук БГУ, историком, политологом и публицистом Вадимом ГИГИНЫМ.


Связь прошлого и настоящего

— Непосредственным поводом для нынешней беседы стал 100-летний юбилей Первого Всебелорусского съезда. Что можно назвать истоками белорусской государственности еще до того судьбоносного события?

— В преамбуле к Конституции написано, что мы, народ Республики Беларусь, опираемся на многовековую историю развития белорусской государственности. Конечно, это вопрос непростой. Белорусская государственность либо государственность на белорусских землях? Потому что существует несколько определений, что такое нация, национальное государство. Есть нация как этнос, а есть политическая нация, которая объединяет все народы, проживающие на определенной территории.

Разумеется, национальная государственность возникает в ХХ веке, но разные государственные образования на территории Беларуси существовали и до того. Известный белорусский историк, профессор Николай Сташкевич когда-то сформулировал четыре проблемных блока, которые вызывают дискуссию о происхождении белорусского государства. Первый — это древнерусский период, отношения Полоцка и Киева. Какой была Древняя Русь? Историки и публицисты отвечают на этот вопрос по-разному.

Второй проблемный блок касается этнического характера Великого Княжества Литовского. Чье это было государство? Третий — место и роль белорусских земель в Речи Посполитой, тот период, когда государство существовало, но происходил процесс интенсивной полонизации, который закончился в XVIII веке практически исчезновением старобелорусской культуры, ее поглощением польской культурой. В четвертом блоке Николай Стефанович объединял российский и советский периоды, хотя я бы их разделил. Это положение Беларуси в составе Российской империи, а также проблема советской государственности, отношение к БССР и БНР.  

Действительно, вопросов много, но очевидно, что процесс создания государства начался не в 1917 году, а гораздо раньше.

— Можно ли называть современное Всебелорусское народное собрание, которое проводится для решения важнейших вопросов государственного масштаба, продолжением Первого Всебелорусского съезда?

— Не просто можно, оно так и есть на самом деле. В 1996 году в период политического кризиса в стране обдумывали, как объединить нацию, как провести собрание народных представителей и какое дать ему название. Мне довелось лично общаться с теми людьми, которые имели к этому прямое отношение, работали тогда в Администрации Президента, а также с учеными, с которыми тогда советовались, помогали советом. Корни сбора представителей всего народа уходят именно в Народное собрание Западной Белоруссии в октябре 1939 года, который оформил присоединение этой части к БССР. Ну и, конечно, первоисточник идеи такого собрания — Всебелорусский съезд. Само слово — сценарий — отсылает нас как раз к 1917-му.

Чем уникален тот съезд? Да, его разогнали большевики Западного фронта, так как не хотели делиться властью, которую они только-только захватили. Но съезд смог состояться, так как именно большевистское руководство, а точнее — лично Ленин и Сталин — поддержали его проведение. Парадоксальный факт: делегаты принимают резолюцию, в которой признают Советскую власть, и тут же представители этой власти съезд разгоняют. Произвол! И его резко раскритиковали в Петрограде, потребовали провести новый съезд. Мясников, Кнорин и Ландер, инициаторы разгона, крутились-вертелись, но под давлением из центра вынуждены были начать подготовительную работу. И только немецкое наступление прервало ее. В Народном комиссариате по делам национальностей, которым руководил Сталин, не сидели сложа руки, и в январе 1918 года создали в Петрограде Белорусский национальный комиссариат. Именно этот орган сыграл исключительную роль в создании белорусской советской государственности. Приближается столетний юбилей Белнацкома, и нам нужно достойно его отметить. Надеюсь, за это дело возьмется и белорусская диаспора в России.

На съезде были представлены люди разных политических взглядов — в основном, конечно, социалисты. Там даже священник был, причем не один. Это было уникальное для революционного времени единение людей. От крестьян и простых солдат до академика Карского. Почему после разгона в феврале 1918 года вокруг Исполнительного комитета на некоторое время объединились и Минское земство, и городская управа? Потому что видели в этом органе легитимность, что и дает слово «всебелорусское», которое означает представительство всего народа.

Причины поражения

— Почему БНР, созданная в марте 1918 года, не успела стать настоящим государством за небольшой срок своего существования?

— Главное здесь то, что нельзя было стать государством в условиях иностранной оккупации. Немцы не поддерживали идею БНР, хотя ее лидеры и рассчитывали на их попечение — это первое. Второе — не было народной поддержки. Те люди, которые создавали БНР, являлись представителями политических сил, которые проиграли выборы в Учредительное собрание. Практически все историки признают, что те выборы были демократичными. И партии, которые участвовали в создании БНР, прежде всего — БСГ, их проиграли. По всем избирательным округам, где они выдвигали своих кандидатов, включая Калужскую губернию (там жили белорусские беженцы), за них проголосовало чуть более 30 тысяч человек. Естественно, если нет поддержки в народе, то как можно реализовать любую идею?

Кроме того, не было поддержки со стороны остальных партий края. Как только 25 марта 1918 года была принята Третья уставная грамота, меньшевики, эсеры и другие от БНР отошли. А это были люди, избранные народом, представители земского и городского самоуправления. Без них Рада БНР буквально растерялась, так и появилась знаменитая телеграмма кайзеру. Беженские организации, действовавшие на территории Советской России, очень резко критиковали деятельность БНР. Достаточно почитать газету «Денница», печатный орган Белнацкома. А как раз деятели беженского белорусского общества потом в значительной степени и создавали БССР. Вот вам и совокупность факторов, которые не позволили реализоваться БНР как государству.

Если почитать Луцкевича и Цвикевича — лидеров БНР, которые оставили дневниковые записи или воспоминания о том времени, — уже в 1919 году у них было полное разочарование в том, что происходит. И многие деятели БНР потом перешли на советскую сторону. Конечно, большинство из них репрессировали в 30-е.

— Так а какой же идеал государственности видели сами делегаты Первого Всебелорусского съезда?

— Хорошо бы спросить их самих. Поскольку такой возможности у нас нет, то следует обратиться к документам, прежде всего той резолюции, которую они успели принять. В ней прямо говорится о признании Советской власти и необходимости строить новую республику на советском фундаменте. Также подчеркивается необходимость поддерживать государственную связь с Российской демократической республикой. Это программа демонстрирует идеологическую преемственность белорусского движения. Ведь очень похожие требования мы можем найти в журнале «Гомон», издававшемся в 1884 году белорусскими народниками. Фактически уже в 1917 году должна была появиться на свет Белорусская советская республика. С такой целью Совнарком и поддержал проведение Первого Всебелорусского съезда. Посмотрите: в то же время создаются советские республики на неоккупированной части Латвии, Украине. Кстати, возможно, та несбывшаяся республика называлась «Белорусская народная республика Советов», так как именно аналогичное название носило государство, созданное в декабре в Харькове. Только, конечно, не Белорусская, а Украинская. Но своеволие группы Мясникова-Кнорина-Ландера, а потом и немецкое наступление замедлили этот процесс и отложили его вплоть до 1 января 1919 года.

Сила Человека

— Какие личности, на ваш взгляд, оказали наибольшее влияние на становление белорусской государственности?

— Я не сторонник называть каких-то конкретных людей, тем более за такой огромный период. Вот назовешь ты военного, политика и деятеля культуры — а другие? Кстати, белорусы — очень мудрые люди, ведь по социологическим опросам среди наиболее популярных исторических деятелей они выделяют тех, кто не вызывает противоречий. Это те фигуры, которые нацию объединяют, поскольку, как и в истории любого государства, у нас были очень противоречивые деятели. Так вот, наиболее популярные исторические персонажи у нас — это Франциск Скорина, Янка Купала, Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский, а следом обычно идет Петр Машеров. Подчеркну, что последовательность может быть и другая. К Машерову, как советскому политику, могут относиться по-разному, но в основном отношение положительное ко всем этим именам.

Чтобы проиллюстрировать, насколько сложна и непрямолинейна история, приведу такой пример. Я понимаю, у кого-то это может вызвать раздражение, но значительный вклад в то, что Беларусь стала отдельной советской республикой, внес Иосиф Сталин. И в созыве съезда, и в образовании БССР, потом ее укрупнении, и в присоединении Западной Беларуси он сыграл большую роль. Да, это был кровавый диктатор и тиран, но без него представить развитие белорусской государственности невозможно.

— Если бы у вас была возможность поучаствовать и в Первом Всебелорусском съезде, и во Всебелорусском народном собрании, то какие предложения вы бы внесли?

— Что касается возвращения в 1917 год, то Всебелорусский съезд — это только один, хотя и очень важный, эпизод революционной эпохи. И не дай нам Бог вернуться в то бурное и кровавое лихолетье. Посмотрите на пример некоторых наших соседей, которые переживают подобную ситуацию сейчас. В Беларуси не было такого массового террора, как на Кубани, Поволжье, на Украине, Сибири. Например, всех арестованных на съезде почти сразу отпустили. Первый «красный» расстрел в Беларуси по приговору революционного трибунала произошел в ночь с 28 февраля на 1 марта 1918 года, когда при подходе немцев к Могилеву большевики убили ксендза и двух офицеров. Пока еще время было относительно мягкое, но буквально через пару месяцев начнется кровавый вихрь Гражданской войны.

Мы должны понимать, что белорусская государственность создавалась в условиях очень жесткой, ужасной войны. Так что возвращаться в то время даже завтра не стоит.

Всебелорусский съезд проходил в условиях революции, а Всебелорусское народное собрание стало символом государственной и политической стабильности, что является визитной карточкой нашей страны. Президент как ключевая фигура нашей политической системы в своей деятельности опирается на народную поддержку. И то, что раз в пять лет проходят такие собрания, куда выбирают людей разных профессий, возрастов, регионов, яркий показатель того, что именно народ является источником власти. Вы спросили о предложениях... Очевидно, желательно, чтобы эта стабильность сохранялась и в будущем. Видите, два подобных события, но насколько разных по своим обстоятельствам. Время разное...

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

lukashevich@zviazda.by

Фото БЕЛТА

Выбор редакции

Общество

Что важно учитывать при выборе пуховика

Что важно учитывать при выборе пуховика

Что же сегодня в моде в отношении пуховиков?

Регионы

Жилищно-спортивный комплекс для молодежи. Как в агрогородке встречают выпускников

Жилищно-спортивный комплекс для молодежи. Как в агрогородке встречают выпускников

Общежитие в агрогородке Большая Рогозница вступило в эксплуатацию совсем недавно.

Здоровье

Пневмония после COVІD-19 развивается у 3-5%, после гриппа — у 30%!

Пневмония после COVІD-19 развивается у 3-5%, после гриппа — у 30%!

Факты для тех, кто сомневается, прививаться или нет.