Вы здесь

Дизайнер Виталий Ортюх: Остановился на тематике слуцких поясов


Биатлонисты сменили костюмы, но почему мы так и не увидели их главную «изюминку»?

В нынешнем сезоне белорусские стреляющие лыжники предстали перед общественностью в неожиданных цветах —  сейчас наших спортсменов на трассе можно идентифицировать по комбинезонам василькового цвета. Создателем таких костюмов выступил белорусский дизайнер Виталий Ортюх, до этого его работы — логотипы, знаки, фирменные стили — можно было увидеть во время чемпионата мира по футзалу 2015, чемпионата Европы по конькобежному спорту 2016 , на пластиковых карточках самого крупного банка страны и во многих других сферах (их можно посмотреть на сайте дизайнера vіtаlіkа.bу). Сегодня он рассказывает, почему выбрал именно такой цвет для формы наших спортсменов, что легло в основу орнамента, изображенного на комбинезонах, и какие тенденции диктуют моду в современном биатлоне. 


В сложенном виде форма поместится в обычном почтовом конверте

Виталий начинает свой рассказ о большом деле, отмечая, что предложение поработать над созданием формы для наших биатлонистов воспринял, как огромную удачу.

— Редко выпадает возможность сделать что-то значимое для одного из моих любимых видов спорта. Каждый сезон слежу за гонками, отмечаю, какая форма, почему мне нравится. Как, наверное, каждый дизайнер, думал: «Вот бы мне поручили это дело, я бы сделал еще лучше!» И вот в прошлом сезоне мне вдруг поступило такое предложение. Было неожиданно, но я ни мгновения не сомневался и принялся за работу. Разработал эскиз, он понравился, но оказалось, что форма для спортсменов уже сшита, а моя задача только в том, чтобы разместить на ней логотипы спонсоров и как-то придать национальный колорит. Впрочем, мы постарались сделать все возможное и в этой ситуации.

Эскизы и идеи остались. В этом году Виталию предложили сделать форму уже с нуля. Со стороны федерации было только одно пожелание: она не должна быть обязательно зеленого или красного цвета, желательно использовать васильковый.

— Такое лаконичное техзадание меня порадовало. Опыт дизайна в спортивной сфере уже был. Результат понравился, да и весь процесс создания тоже. Ситуация с биатлонной формой сложилась по-другому. После утверждения проекта он стал жить своей жизнью, его отослали в виде изображения производителям в Москву, а что с ним там происходило, я и не знал. Иногда, с большими промежутками, от них доходили редкие просьбы: выслать орнамент в векторе, белорусский флаг, описание цветов. Впервые я увидел форму, когда она уже была готова и прибыла в Минск буквально за неделю до старта биатлонного сезона.

Виталий не скрывает, что первые впечатления от ее вида остались неоднозначные.

— Первое, что меня поразило, это ее размер: в сложенном виде форма была нереально маленькая. Кажется, она могла бы поместиться в обычном почтовом конверте. Ткань очень эластичная, тонкая, но в то же время достаточно теплая. Однако это было единственное приятное удивление. На производстве некоторые элементы упростили, а некоторые и вовсе удалили.

Выбор одежды на новый сезон — большая лотерея

Дизайнер отмечает, что всегда отслеживал тенденции в мировом биатлоне. В прошлом сезоне ему больше остальных нравилась одежда французских биатлонистов.

— Они использовали такой удивительный цвет, какой-то приглушенный, сложный сине-зеленый, не яркий, но с первого взгляда он отличался от всех других. Многие пытались выделиться, поэтому шили яркую форму, а французы сделали все очень сдержанно и целостно. Цвет не имел отношения к французскому флагу, но один в один совпадал с цветом плашек с фамилиями биатлонистов, которые показывают внизу экрана во время телевизионной трансляции. Поэтому картинка с французами на экране выглядела гармонично и эстетично. Кстати, в этом году они выступают в той же самой форме. Должен отметить, что еще несколько сборных остались в прошлогодних костюмах: американцы, поляки. Вообще, выбор формы на новый сезон — большая лотерея, ведь в какой одежде будут другие команды, никто не знает. В этом году большинство команд оказалось в сине-голубом, мы в их числе. Счастливый билет вытянули шведы: их ровно-желтые комбинезоны нельзя не заметить, а наши от других «синих» отличаются светлыми коленями и локтями.

Идея с орнаментом была на поверхности, Виталий отмечает, что даже напрягаться не пришлось.

— Орнамент, вышиванка — это настоящий тренд. Но не хотелось просто использовать геометрический узор, похожий на орнамент из флага, это мне казалось слишком уж прямолинейно. Хотелось чего-то изысканного. Остановился на тематике слуцких поясов — нашего несомненного культурного богатства. Почитал, посмотрел, изучил — и использовал их принципы и реальные образцы на форме. Орнаментальные полосы срисовал с пояса, который хранится в Музее древнебелорусской культуры Академии наук. Мне понравилось на этом поясе чередование полос геометрического и растительного орнамента и присутствие в орнаменте василька. Ведь именно этот цветок, по образному выражению Максима Богдановича, стала тем элементом, который превратил первоначальные персидские изделия в наше национальное достояние. Васильковый цвет, как я уже говорил, определил председатель Федерации. И очень кстати. Мне пришла эта мысль во время просмотра индивидуальной гонки на первом этапе Кубка мира. Увидел костюм болгарской сборной, который, по идее, мог бы быть и нашим, если бы не установка отойти от цвета флага. А представьте, какой был бы конфуз, если бы белорусы и болгары выступали в одинаковых комбинезонах...

Дизайнер рассказывает, что вообще является сторонником идеи, чтобы представителей всех видов спорта одной страны одевать примерно в одинаковые костюмы.

— Это упростит жизнь болельщикам. Ближе всех к этому подошли итальянцы: их спортсмены чаще всего выступают в ярко-синем. Скуадра Адзурра — голубая эскадра. Голландцы обычно в оранжевом в честь королевской династии. Было бы здорово и нашей стране ввести подобную традицию.

 Думал только об одном, чтобы сделать одежду, достойную наших спортсменов

Виталий говорит, что, создавая форму голубого цвета, не боялся столкнуться с критикой.

— Я беспокоился только о том, чтобы наши костюмы не оказались похожими на шведские. Но, к счастью, шведы своими желтыми комбинезонами сняли эти вопросы. По поводу критики: успокаиваю себя поговоркой «В бесплодное дерево палки не бросают». Давно понял: что бы ты ни сделал — всегда будут недовольные. Думал только об одном: чтобы сделать форму так, как я ее себе представляю, чтобы сделать ее достойной наших спортсменов, чтобы выразить в ней все свое восхищение и уважение к ним. Хотелось, чтобы у наших биатлонистов была не просто спортивная форма, а вдохновленная ​​творческой энергией сила предков и родной земли.

Кроме образцов со Слуцкого пояса, на нашей форме использован и ромбовидный орнамент, напоминающий вышивку крестиком.

— Им оформлены воротник и манжеты. Это сделано в традициях наших предков, которые оформляли такой вышивкой края одежды, чтобы под нее не проникли злые духи. Надеюсь, наших спортсменов это также убережет от злого глаза и других неприятностей.

Мастер говорит, что еще в процессе создания формы был готов к вопросу о том, что на одежде, которую носят девушки, цветочки — это хорошо, а вот на мужской форме...

— Носить слуцкие пояса имели право только мужчины. Более того, женщин не допускали даже к процессу их производства. Максим Богданович дал волю поэтической фантазии, воспевая слуцких ткачих, которых на самом деле не было. Поэтому еще большой вопрос, на ком эти цветочки более уместны.

При создании комбинезона нужно учесть главный момент — необходимо, чтобы биатлонная форма была прежде всего удобной для самих спортсменов.

— Я отвечал только за внешнее оформление, о технологической стороне заботились производители. При первом взгляде на готовую форму меня удивило, что на локтях и верхней части рукавов нет специальных пупырышек, которые уменьшают скольжение. Обычно они делаются прозрачными и похожими на пузыри в упаковочной пленке. Когда  во время индивидуальной гонки Надежда Скардино заслуженно часто попадала на экран крупным планом, можно было видеть, что на локтях ее костюма поверх графики нанесены темные точки. То есть спортсменам пришлось дорабатывать форму самостоятельно? И еще одна ошибка проявилась во время гонок. Когда мне перед началом работы для примера дали фотографии нашей молодой биатлонистки в форме, куртка у нее была надета навыпуск. Я исходил из того, что так спортсмены ее и носят. Именно на этой части куртки, которая должна быть видна из-под жилета с номером, и располагался главный элемент всего костюма, так называемая «голова» слуцкого пояса с большим орнаментальным букетом. Предполагалось, что выглядеть это будет так, как будто из-под жилета действительно свисает край пояса. Это было главной «изюминкой» моего проекта, но оказалось, что никто из спортсменов не носит куртку навыпуск. Таким образом, получилось, что самая красивая, самая ценная часть оформления костюма осталась скрытой под жилетом и брюками. И эта красота осталась внутренним содержанием наших спортсменов, их личным богатством, которое не выставляется напоказ.

Всегда встречаю и прощаюсь со своей зимой не по календарю, а по биатлонному сезону. Моя зима обычно длится от Эстерсунда до Ханты-Мансийска (в этом сезоне — до Тюмени). А еще, биатлон — это очень красиво! Он мне напоминает одну вещь — красочный, яркий и веселый калейдоскоп. Его можно медленно поворачивать, и тогда изображение постепенно меняется. А если встряхнуть — меняется до неузнаваемости. Так и в биатлоне: во время бега ситуация меняется медленно и постепенно, а после стрельбы — может измениться до неузнаваемости. И васильковые костюмы со светлыми коленями оказаться вдруг далеко впереди всех остальных, серо-буро-малиновых!

Дарья ЛОБАЖЕВИЧ   

lobazhevich@zviazda.by

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.