Вы здесь

Что изменится в ЕАЭС в 2018 году?


Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян на недавнем мероприятии с участием американских и европейских деловых кругов рассказал, что около 40% решений ЕЭК касаются устранения барьеров, изъятий и ограничений, которые мешают реализации принципа четырех свобод в ЕАЭС (свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы). 2018 год принесет немало изменений для союза — мы собрали главные из них.


С 1 июля 2018 го­да  вы­да­ча элект­рон­ных до­ку­мен­тов  на но­вые автомобили  бу­дет обя­за­тель­ной.

Самое ожидаемое событие

С 1 января вступит в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. Помимо того, что в его разработке приняли участие первые лица пяти стран, немалый вклад внесли и представители бизнес-сообщества. По мнению Тиграна Саркисяна, этот документ представляет собой кодекс возможностей, который ориентирован на электронные технологии, что является прямым продолжением одного из главных итогов 2017-го, а именно согласования цифровой трансформации экономик союза. Таким образом, в ЕАЭС поддержали мировую тенденцию, поскольку сегодня сложно представить существование любой отрасли вне «цифры».

Таможенный кодекс отвечает всем мировым стандартам, а также базируется на положениях Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Балийского соглашения Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли.

Белорусская сторона внесла немалый вклад в создание этого документа. В финальную редакцию вошли белорусские концепции автоматической регистрации таможенной декларации, автовыпуска, сокращения сроков выпуска различных товаров. Кроме того, из более чем двух тысяч замечаний и предложений, которые поступили в ЕЭК, четверть была предложена Беларусью.

Что с автомобилями?

В ноябре 2017 года на совещании под председательством члена Коллегии (министра) по техническому регулированию ЕЭК Валерия Корешкова обсудили возможность внедрения механизма выдачи электронных паспортов транспортных средств, а также принципы обмена информацией в этой сфере. И тогда же Валерий Корешков заявил, что «летом (с 1 июля. — «СЕ») 2018 года выдача электронных документов на новые автомобили станет безальтернативной, а у автовладельцев не будет выбора — бумага или запись в электронном реестре».

Известно, что основные схемы сотрудничества между государствами-членами уже согласованы, а это дает гарантию, что все будут подключены к единой базе. Главное — и об этом говорилось на минувшем заседании, — чтобы такая система работала без перебоев.

Что даст подобный шаг как водителям, так и специализированным органам? Пользователь легко сможет отследить весь «жизненный» цикл автомобиля, ведь базы данных будут едины и доступны. От чего зависит скорость перехода? От готовности автопроизводителей, импортеров и государственных органов, которые и сформируют автопаспорта.

Первым делом — самолеты

В 2018 году будет разработан документ, в котором четко оговорят вопросы защиты прав потребителей при применении авиаперевозчиками стран ЕАЭС невозвратных тарифов. Поясним: еще несколько лет назад в Российской Федерации все авиабилеты можно было вернуть, а вот после внесения поправок в Воздушный кодекс появились специальные тарифы и невозвратные билеты. Не все люди об этом знают, а многие авиаперевозчики не акцентируют на этом внимание.

В целом в 2018 году в ЕАЭС внимание будет приковано к защите прав наиболее уязвимых категорий потребителей. Сюда можно отнести детей, пенсионеров, людей с ограниченными возможностями. Кроме того, ключевой темой будущего года станет и защита потребителей от товаров-подделок и продуктов низкого качества.

Не газом, так электричеством

До единого рынка газа странам Евразийского экономического союза еще очень далеко, поскольку договором о ЕАЭС он предусмотрен лишь к 2025 году. Интереснее ситуация с электроэнергией, поскольку в ноябре 2017 года президенты государств-членов поставили задачу сформировать общий электроэнергетический рынок к 1 июля 2019 года. Таким образом, до дедлайна остается всего полтора года, а это значит, что 2018-й может стать решающим в реализации столь амбициозного плана.

Предстоит сделать многое: согласовать организацию, которая сможет представлять интересы всех субъектов внутреннего рынка, найти правильное решение в сфере приграничной торговли энергоресурсами и, конечно, обсудить ценообразование при передаче электро-энергии между государствами. Но это — лишь несколько аспектов среди множества, которые сформируют Соглашение об общем электроэнергетическом рынке.

И это все не просто слова — например, сейчас Российская Федерация разрабатывает механизм ценообразования, а казахстанские и российские эксперты в скором времени огласят способы урегулирования отклонений от нормы в плане передачи энергоресурсов, а также варианты работы в приграничном пространстве.

И это все?

В ЕАЭС ведется непрерывная работа по всем фронтам: развивается диалог с Евросоюзом, утвержден первый проект цифровой повестки, которым стала система прослеживаемости товаров, в январе 2018-го планируются переговоры о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Индией. Новый год обязательно принесет немало нововведений, об эффективности которых мы узнаем лишь к началу 2019-го.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

lukashevіch@zvіazda.by

Название в газете: Дорога перемен

Выбор редакции

Общество

Новый коронавирус. Что известно о штамме «Омикрон»

Новый коронавирус. Что известно о штамме «Омикрон»

Его нашли в странах Южной Африки, в частности, в ЮАР и Ботсване.

Политика

Кризис на границе. Вся оперативная информация на вторник

Кризис на границе. Вся оперативная информация на вторник

Оперативная информация с белорусско-польской границы.