Вы здесь

Болеслав-Свидригайло Ольгердович (1370—1452)


Свидригайле было тесно в своей эпохе и в своей стране. Его неугомонная натура жаждала действия, но не созидательного, усердного, а разрушительного, беспорядочного. Он, как беспризорный ветер, полыхал из края в край, не признавая ни границ, ни условностей, ни законов, так как считал, что мир создан для него, а после, выдохшись от бесплодности, в бессилии утих... «Этот князь не прислушивается к разуму, так как не определяется разумом, но чинит то, к чему тащат его слепые чувства», — писал о Свидригайле польский примас Збигнев Олесницкий. Общее мнение о Свидригайле записал в своей «Хронике» Ян Длугош: «Он любил развлекаться, натуру имел щедрую, но изменчивую и порывистую, умом и способностями не отличался, не было в нем благоразумия и уважения, часто, когда он подавался яростному гневу, настроение менялось у него под дуновением ветра, так как в нем вечно боролись разные и противоположные чувства. Несмотря на это, большой щедростью и пьянками он обрел себе приязнь богатых, особенно русских, потому что, хотя был сам католиком, показал большую привязанность к их вере».


Изображение Свидригайло из книги Алессандро Гваньини, 1578 год.

Трудно было с таким характером не то что править ВКЛ, но удержать свою власть. Но он считал себя достойным великокняжеского престола и всю жизнь боролся за него. Считал себя обделенным братом Ягайло, обиженным им за то, что назначил великим князем не его, Ольгердовича, законного наследника их отца, а «чужака» Витовта. А обида под хмельным паром кипела в душе местью. Он возненавидел брата, которого считал причиной своих несчастий, своего второстепенного положения. Просто Свидригайло не умел ждать, не умел делать из себя личность, достойную быть правителем, считая, что само происхождение уже сделало его властелином.

Оставшись без участия, которого Ягайло ему не дал, опасаясь беды от этой непостоянной натуры, Свидригайло в 1393 г. с помощью ливонских рыцарей захватил Витебск. Ягайло счел захват вызовом своей власти, посяганием на свое наследие, и по его приказу Витовт с войсками долгой осадой вынудил Свидригайло показаться. Ни эта досадная неудача, ни «почтенный плен» на Краковском дворе под присмотром бдительной охраны не образумили Свидригайло. Он хотел быть свободным, самому себе хозяином, не подчиняться не только брату и государственным законам, но, наверное, и самому Богу. И когда Ягайло освободил его, снова не дав волости, Свидригайло в 1396 г. с помощью тех же крестоносцев захватил Витебск. Имел он там своих сторонников, так как долгое время жил в городе вместе с матерью. А пьянками и щедрыми подачками легко приобрести «друзей». И на этот раз Витовт отвоевал город, а самого Свидригайло отправил к... Ягайло в Краков. Ягайло решил угодить брату, отдав ему Новгород-Северский и Восточное Подолье. Свидригайло поклялся в верности Витовту. Как его вассал бился с татарами в трагической битве на Ворcкле, в которой отличился храбростью и смертельно ранил золотоордынского хана Темир Куткуя. Вместе с Витовтом бежал от татарской погони. Общая беда не сблизила их. Поражение было на руку Свидригайло, который сейчас действовал по такому принципу: чем хуже положение государства, тем лучше ему.

Свидригайло снова бежал и в очередной раз договорился с крестоносцами. Подобные соглашения, конечно же, требовали жертв, и Свидригайло обещал отдать им Жамойть и Полоцк. На этот раз Свидригайло хотел завладеть Вильнюсом. В 1402—1403 гг. крестоносцы ходили на Вильно, но не взяли столицы. Пришлось Свидригайло мириться с Витовтом. Даже получив свои прежние владения и в дополнение к ним Западное Подолье, Свидригайло остался недоволен своим удельным статусом. В 1408 году он с большой свитой православных князей и бояр из своих владений отъехал в Москву, надеясь на помощь московского князя Василия Дмитриевича. Тот хоть и был зятем Витовта, но принял его упорного недруга и передал ему большие владения с бывшим стольным Владимиром. Однако когда в 1409 году надо было защищать Московскую Русь от татар, «надменный Свидригайло с храброю его Литвой нигде совсем не победил иноплеменников», — язвительно замечает летопись.

Опорочив себя трусостью, Свидригайло вернулся в ВКЛ. Витовт, чтобы не иметь с ним больше проблем, особенно накануне Великой войны с Орденом, попросту пленил мятежного князя и спрятал в Кременецком замке. Девять лет в тяжелых оковах могут сломать любого, но Свидригайло не сломался, только обозлился душой на своих обидчиков. 

Печать Свидригайло.

Освободили его в 1318 г. не одобряющие политику Витовта князья. Свидригайло опять искал взаимопонимания с давними своими «друзьями» крестоносцами и не столковался. После Грюнвальдской катастрофы Орден был уже не той мощной силой, чтобы пускаться в очередную авантюру с князем-неудачником. Примирившись с Витовтом, Свидригайло получил от него Чернигов и Трубчевск и дождался в 1430 г. его смерти.

И тут выяснилось, что этот неудачник объединил вокруг себя рать православных князей, а это была настоящая сила, под давлением которой Ягайло признал Свидригайло великим князем. Вот так осуществилась его юношеская мечта.

Выяснилось, что править государством надо было научиться. От отца Свидригайло не перенял таких знаний. Он массово заменял ненавистных ему приспешников Витовта своими «русинами», чем вызвал недовольство католиков-литвинов. А больше — тревогу в Польше, которая боялась потерять свое влияние на ВКЛ. А когда поляки захватили Подолье и напали на Восточную Волынь, Свидригайло пошел с войском на поляков. Его так и не удалось уговорить уступить Польше Подолье и Волынь и стать послушным заместителем польского короля в ВКЛ. Тогда поляки с помощью своих приспешников в Литве 1 сентября 1432 г. совершили государственный переворот и посадили великим князем сговорчивого брата Витовта, Стародубского князя Сигизмунда. Свидригайло едва спасся, убежав в Полоцк, где его поддержали.

В 1432—1439 гг. происходила война между Великим Княжеством Литовским во главе с польским ставленником Сигизмундом Кейстутовичем и Великим Княжеством Русским главе с Ольгердом Ольгердовичем. В огне этой войны сгорели плоды усилий Витовта. Война разделила не только государство на вражеские лагеря, но и людей: иногда представители одной семьи воевали друг против друга — это была братоубийственная война. Свидригайло проиграл ее, но буря, поднятая им, едва не накрыла с головой и польского ставленника в Вильнюсе, и его помощников. Они вынуждены были признать равенство политических и имущественных прав православных с католиками, отказаться от пропольской политики. Так своей разрушительной деятельностью Свидригайло, по сути, спас ВКЛ от слияния его с Польским королевством.

Свою жизнь он дожил волынским князем в Луцке, передав перед смертью Волынь Великому княжеству вопреки притязаниям ненавистных ему поляков. Это был действительно патриарший дар Отечеству, перед которым он все же, наверное, чувствовал вину и хотел ее выкупить.

Витовт ЧАРОПКО

Выбор редакции

Экология

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.

Общество

Универсальный язык качества

Универсальный язык качества

О развитии стандартизации в Беларуси рассказали эксперты.

Сельское хозяйство

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

 Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.

Молодежь

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.