В Буда-Кошелевском районе 935 километров автомобильных дорог. В 2014 году здесь проходили областные «Дожинки», и на центральных улицах был проведен капитальный ремонт. Однако чем дальше от центра, тем хуже выглядит асфальт, а деревенские улицы вообще имеют либо песчано-гравийное покрытие, либо остаются обычной «грунтовкой». Мы проверили, насколько удобно по ним ездить, а заодно выяснили, каким образом достигается баланс между стоимостью ремонта и его качеством и почему нужно сообщать о ямах под окнами.
Разделение обязанностей
Заместитель председателя Буда-Кошелевского райисполкома Евгений Лисейчиков рассказывает, что сегодня за состоянием дорог следят три предприятия. Наибольший объем работ закреплен за дорожно-ремонтным строительным управлением №184. В самом городе Буда-Кошелево и городском поселке Уваровичи хозяйничает «Буда-Кошелевский коммунальщик», а дорожно-эксплуатационное управление №46 обслуживает пути республиканского значения.
— В этом году из всех источников финансирования — республиканского, областного и местного бюджетов — на дорожные работы было выделено 1 миллион 982 тысячи рублей. На эти деньги предприятия сделали частичную подсыпку 36 улиц общей протяженностью около 31 километра в Гусевицком, Кривском, Морозовичском, Николаевском, Рогинском, Патаповском и Уваровичском сельсоветах. Выполнили текущий ямочный ремонт асфальто-бетонных покрытий. Безусловно, проблема «плохих дорог» в районе существует. И она, в основном, связана с недостатком финансирования. Чтобы полностью навести порядок, нужно примерно 13 миллионов рублей. Выдержать такую нагрузку бюджет не в состоянии. Так что срочно занимаемся только критическими случаями — это когда проехать в деревню не может социальный транспорт или от жителей поступают жалобы. В остальном придерживаемся плана.
Куда поехал грейдер?
Куда именно нужно отправлять ремонтную бригаду, решают собственники, за которыми закреплен определенный участок. Специалисты осматривают полотно, и в зависимости от его состояния составляют план, который потом попадает на рассмотрение в райисполком. Там могут вноситься коррективы: например, какой-то участок не попал в список, а жители жаловались на плохое состояние покрытия. Если жалобы частые или случай критический, порядок на улице наводят вне плана.
Похожая ситуация и с грейдированнием. На грунтовые и песчано-гравийные трассы специальная техника выходит дважды в год. Однако погода осенью, весной, во время сильных дождей вносит свои «коррективы». В таких случаях грейдер выезжает на места и чаще, вне сроках. Правда, перед тем как равнять, нужно дождаться, пока земля подсохнет, иначе польза от работы будет мизерная.
А вот позвонить и сообщить о непроходимых лужах необходимо, так как это первый «индикатор» того, что на улице непорядок. Например, в этом году в райисполком пришло 16 обращений, работы по девяти из них были выполнены полностью, остальные дороги прогрейдировали, чтобы уменьшить критическую ситуацию.
Дорога сложного рельефа
В прошлом году райисполком решил передать значительную часть улиц, которые ранее обслуживало ЖКХ, на баланс ДРСУ. Коммунальное хозяйство — не специализировано на ремонте дорог предприятия, кроме упомянутого долга она выполняет еще множество «традиционных» для коммунальщиков дел.
Не так давно житель городского поселка Уваровичи пришел с жалобой к руководству района. Мужчина возмущался состоянием улицы Базарной, на которой стоит его дом, мол, после дождя там ни проехать, ни пройти.
Татьяна Тротно, заместитель директора КЖУП «Буда-Кошелевский коммунальник», соглашается, что до недавнего времени это была одна из самых «популярных» у жалобщиков дорог.
— В поселке Уваровичи наибольшее беспокойство вызывает состояние улиц Базарной и Новой. В последнее время проблему удалось уменьшить, половину Базарной засыпали песчано-гравийной смесью. Сейчас на повестке — вторая ее часть и улица Новая, с которой определенные трудности. Дорога там сложного рельефа: с одной стороны, где стоят дома, холм, а с другой — наоборот, склон. Нетрудно догадаться, куда стекает вода.
Финансовая гимнастика
Почему же ремонт происходит только наполовину? Проблема традиционная: ограниченные возможности бюджета. Казалось бы, сколько там средств нужно — всего лишь привезти машину песка и гравия, однако стоимость одного квадратного метра полноценной подсыпки составляет 7,5 рубля. «Вот и получается, что подсыпка половины Базарной улицы обошлась примерно в 13 тысяч рублей. При общем бюджете в 50 тысяч, который выделен предприятию на подобные цели, сумма огромная», — делится Татьяна Тротно.
Часть проектов ЖКХ вообще реализует в несколько этапов. Например, два года назад выполнялся проект по укладке плиточного тротуара по улице Ленина. После того как плитка появилась на одной стороне дороги, работа прервалась, а на следующий год, с новым бюджетом, была закончена. В понятие «тротуар», по объяснениям специалиста, входит не только место для прохода пешеходов, желательно, чтобы там был еще и бордюр, и фонари уличного освещения. Среди постоянных обязанностей коммунальщиков — обустройство остановок общественного транспорта и восстановление дорожной разметки. Проще говоря, каждую весну нужно рисовать «зебру» на пешеходных переходах.
Мастера на несколько районов
Ветка, Бодерый, Бушевка — эти населенные пункты находятся так близко друг от друга, что случайный человек может легко счесть их одной большой деревней. В этом году здесь рыжие грунтовые дороги заменили на серую «гравийку».
Если раньше на балансе ДРСУ-184 была только сеть дорог местного значения, иначе говоря, проселочной дороги между деревнями, то в прошлом году под надзор специалистов дорожно-ремонтной службы попали непосредственно деревенские улицы.
— Из 240 километров почти половина — грунтовые, — отмечает директор ДРСУ-184 Александр Куделько. Фактически, улицы никто не строил, люди наметили, где будут ездить и ходить, поставили дома с двух сторон и назвали это дорогой. Как результат, в дожди техника выбивает колеи...
Сегодня у дорожников, пожалуй, самый большой парк специализированной техники, около 80 рабочих и собственное производство асфальтобетона. Есть лаборатория, где будущее покрытие проверяется на качество. Организация продает песок, щебень, бортовой камень, тротуарную плитку как для организаций, так и для населения, ищет дополнительные работы, например, выигрывает тендеры в Житковичах, Ветке, Светлогорске.
Не шикарно, но проедем
Кажется, улицы при таком хозяине должны быть гладкие и ровные. Некоторые на самом деле приближаются к идеалу, но до повсеместного асфальта еще далеко, так как более половины дорожного полотна района требует капитального ремонта. Подобная ситуация не исключительная, многие местности имеют такую же проблему большого объема работ и скромных возможностей. Особенно чувствительна ситуация зимой, когда нужно срочно расчищать снег. Так, на 53 условных километра улицы, ДРСУ может выделить всего одну единицу техники.
— Пока что наша задача — сделать «грунтовки». Для этого готовим основу, заливаем полотно эмульсией и на нее уже сыплем подготовленные гравий и песок. При лучшем раскладе такая дорога должна продержаться около пяти лет, — объясняет директор ДРСУ.
Разделения на большие и малые населенные пункты дорожники не придерживаются. Но прекрасно понимают, что в деревушку, где всего четыре жилых дома, прокладывать трассу нецелесообразно, так как через некоторое время жителей там еще поубавится, и затраты не окупятся. Поэтому ухаживают за улицей повсеместно, а вот совершенствование проводят в деревнях с перспективами.
На счету имеем...
Финансирование дорожного ремонта имеет свои обстоятельства. Средства выделяются из республиканского, областного и районного бюджетов, в определенных — особых — случаях предприятие само докладывает деньги на устранение нарушений. Из всех организаций только ДЭУ №46 полностью финансируется из Республиканского дорожного фонда — управление ухаживает за трассами республиканского значения, а им уделяется особое внимание. Также в приоритете центральные улицы, которые являются «лицом» населенного пункта.
В то же время периферийные и нетранзитныя улочки также не остаются без внимания.
Рогнеда ЮРГЕЛЬ
Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.