Вы здесь

«Питаемся вместе. Что тут делить? Она одна, и я одна...»


Вот уже вторую зиму бабушки живут вместе в «доме зимовки».

Большинство из нас боится думать о будущей старости. Современному человеку вообще присущ страх старения. Но все же, если задуматься: чего мы точно не хотели в своей старости, то ответ у 99% людей будет, видимо, одинаковым: оказаться в казенных стенах. Именно такая перспектива ждала Марию Шутько из маленькой деревушки с красивым названием Большой Вязок, что в Крупском районе...


Наши женщины — мастерицы на все руки

В свои 87 лет Мария Иосифовна осталась совсем одна: муж умер, сына несколько лет назад сбила машина. Конечно, в таком возрасте жить одной в деревне очень нелегко, особенно зимой: палить в печке, носить воду, расчищать дорожки от снега, ожидать автолавку с продуктами... А если сильные морозы, а если заметет?

«Для одинокого человека, да еще в таком возрасте, ослабленного, — все уже становится сложным, даже если его посещает социальный работник, — говорит Наталья Французенок, инспектор по основной деятельности отделения социальной помощи на дому Крупского ТЦСОН. — Поэтому стоял вопрос, чтобы Марию Иосифовну временно поместить в отделение сестринского ухода и готовить документы на поселение в дом-интернат для престарелых». Конечно, лучше всего жить в родных стенах, и свой дом оставлять трудно. Но, когда речь идет о выживании, приходится закрывать глаза на многочисленные «хочу» или «не хочу».

Тем не менее, выход нашелся. В нашей стране в последнее время внедряются новые формы социального обслуживания. Одна из таких новинок — «дом зимовки». Его суть заключается в том, что двое-трое пожилых людей, как правило тех, кто проживает в деревне и кому трудно самостоятельно справляться с бытовыми заботами в осенне-зимний период, объединяются для совместного проживания зимой в одном из домов, принадлежащих кому-то из них и где их обслуживает социальный работник.

Вот и в Крупском районе еще в прошлом году решили пойти по такому пути. Нашли старушку, которая одна проживая в благоустроенной квартире в агрогородке Ухвала (неподалеку от родной деревни Марии Иосифовны), согласилась принять нашу героиню к себе на зиму. Потом предложили этот вариант Марии Иосифовне... И вот уже вторую зиму эти бабушки живут вместе.

— Ну, как же человека бросать в беде? — удивляется моему вопросу Антонина Титовец, что приютила Марию Шутько. — Я, как услышала о ней, сразу решила: будем зимовать здесь, вместе.

Квартира, в которой живут бабушки, ставшие уже подругами, небольшая: спальня и зал, где они принимают гостей, но теплая и уютная. Межкомнатные двери раскрашены птицами («Это мои внучки нарисовали», — розовея от удовольствия, говорит Антонина Иосифовна). Стены и окна украшены снежинками — здесь уже постаралась соцработник Надежда Белая, которая помогает бабушкам устраивать быт и следит за условиями их проживания. Великолепные подушки в углу, толстый ковер на полу, везде чистота — и никакого запаха старости...

Кстати, квартира эта не собственность Антонины Титовец, она принадлежит ее детям. «Я жила в деревне Черноосово, это три километра отсюда. А как мой дед умер, осталась одна, — говорит она. — Но спасибо сыну с невесткой, пустили меня сюда, а сами живут отдельно, в другой квартире. А я здесь шестой год, сейчас вот уже с Марией...»

Мария Иосифовна признается, что сначала даже плакала, не хотела сюда — грустно было. И в первые годы летом возвращалась в свой дом, но сейчас нет. «Дом там уже плохой», — говорит наша собеседница. 

На улицу ни одна, ни вторая бабушка уже не выходят. «Слезть еще слезла бы со второго этажа, а вот как подняться? Тяжело... — вздыхает Антонина Иосифовна. — Сильная одышка у меня... Но выходим на балкон. Иной раз поговорю по телефону с подругами: как у них там дела. Они мне новости расскажут: кто умер, кто женился...»

Между прочим, Антонина Титовец — настоящая мать-героиня, вырастила семерых детей. Муж работал трактористом, но потом они развелись. Детей поднимала фактически одна. Жизнь была, конечно, нелегкая: весь день на работе, а дома вторая смена: поле в 30 соток, да еще грядки да хозяйство — корова, свиньи, утки, гуси... «У Марии дочерей не было, поэтому она гусей не держала, а у меня были, поэтому были и гуси, — подушки же надо было делать дочерям...» — смеется Антонина Иосифовна. А вечером, как выдастся свободная минутка, она бралась за вышивку или вязала крючком, повязывала простыни кружевами, скатерти. До сих пор храниться в ее шкафу такая красота!..

«С Марией мне, конечно, веселее, хотя она и не слышит ничего, — говорит Антонина Титовец. — Подойдешь к ней ближе, скажешь громче, что услышит — то ответит...» 

Бюджет у бабушек общий. «Питаемся вместе. Что тут делить? Она одна, и я одна, — продолжает рассказывать о нехитром совместном быте со своей компаньонкой Антонина Иосифовна. — Готовлю чаще я, я же моложе (смеется). Ей уже 88 лет, а мне только 84-й пошел. Она неприхотлива: что приготовлю, то и хорошо».

На вопрос, как поделили между собой обязанности по дому, Антонина Иосифовна с гордостью отвечает: «У нас соцработник есть! Спасибо Надежде, не оставляет она нас, два раза в неделю приходит. Она все тут делает: и пол моет, и продукты купит и принесет, а самое главное, таблетки... Ну, а дров нам не нужно, воды не нужно, — вслух рассуждает бабушка. — Ну, поговорит, конечно... Так мы беседуем, где какие новости — она ​​все расскажет. Наша Надя и скорую помощь, бывало, вызвала... Еще почтальон Лена приходит, пенсию несет. Иной раз предлагает что-нибудь купить: продуктов там, например... Я отвечаю: мне дети приносят, а что не они, так соцработница купит...»

***

Вот так и получилось, что «дом зимовки» стал фактически спасением от трудностей для одной пожилой женщины, и от одиночества — для второй. Потому что хотя и дети есть, и хорошие дети — приходят и приезжают, навещают, помогают, — но ведь у всех свои семьи, все давно живут своей жизнью. Поэтому, когда умирает вторая половина, остается человек в старости фактически один...

Конечно, чтобы ужиться вместе, нужно иметь легкий, неконфликтный характер. Не каждому это дано. Но наши деревенские бабушки, как правило, такие. Они прожили нелегкую жизнь и поэтому неприхотливы и благодарны за любую малость...

Официально

Татьяна Воронович, директор Крупского территориального центра социального обслуживания населения:

Опыт социальной работы с пожилыми людьми разнообразен, причем в последнее время особое внимание уделяется малозатратным формам. Специалистами нашего территориального центра социального обслуживания населения внедряются инновационные технологии социальной работы. Это «Социальный туризм», «Зеленая гостиная», «Гостевая семья» (в нашем районе есть 16 таких семей, которыми охвачены 18 человек), «Патронатная семья» (есть 15 таких семей, охвачено 17 человек), «Дом зимовки» (в Крупском районе существует два дома зимовки, в которых проживают 5 человек). Был организован у нас и «Профилакторий дома» (охвачено 3 человека). На социальном патронате находится 41 одинокий и одиноко проживающий пожилой гражданин.

Светлана Бусько

buskо@zvіаzdа.bу

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.