Есть мнение, что через 10—15 лет онлайн-обучение (как минимум на уровнях высшего и дополнительного образования) станет доминировать, а обеспечивать образовательный процесс в условиях всеобщей глобализации будут всего несколько сотен (максимум — тысяч) университетов.
В Соединенных Штатах Америки, странах Западной Европы, Юго-Восточной Азии, а с недавнего времени и в России довольно четко обозначилась новая тенденция — кооперация ведущих вузов для объединения электронного контента и переход к концепции открытого обучения. В чем ее суть? Открытое образование доступно фактически любому желающему: оно использует технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивает обучение в удобном режиме. По сути, реализует потребности личности в непрерывном образовании, диктуемые современным обществом. Как правило, открытое образование развивается консорциумами учебных заведений. Например, слушателями известного проекта в сфере массовой онлайн-образования Соursеrа являются более 10 миллионов человек, которые изучают около 1000 курсов от более чем 100 университетов. Среди них Стэнфорд, Принстон, Мичиганский и Пенсильванский университеты. Фактически сегодня идет борьба за «место под солнцем». Кто через десяток лет останется действующим игроком на рынке образовательных услуг, а кто будет вынужден уступить свое место другим?
Новые возможности
Информатизация учебного процесса и проблемы, возникающие на пути освоения инновационных образовательных технологий, оказались в центре внимания участников юбилейной Х Международной конференции «Дистанционное обучение — образовательная среда XXI века», которая прошла в БГУИР. Авторами и соавторами докладов, прозвучавших на мероприятии, стали более 400 ученых из 10 стран, среди которых Беларусь, Россия, Украина, Германия, Нидерланды, США.
— В 2017 году у нас была юбилейная дата. Пятнадцать лет назад мы первыми в стране начали дистанционное обучение. Тогда по двум специальностям лишь около 20 студентов решились пойти учиться по новой форме. А сегодня по ней обучаются уже более 700 человек по 12 специальностям. Из них около 70 — это иностранные граждане, — рассказал ректор БГУИР Михаил Батура. — Мы единственный вуз, которая включает в план приема дистанционную форму обучения. В текущем учебном году это были 150 человек.
В прошлом году в БГУИР в результате объединения двух форм обучения (заочной и дистанционной) был создан новый факультет — инновационного непрерывного образования. С сентября он переехал в новый учебный корпус. В связи с этим появились и новые технические возможности: в здании проложены современные компьютерные сети, оборудован центр видеоконференцсвязи и тьюторский бокс. Эти нововведения помогли сделать процесс получения знаний более эффективным.
Благодаря центру видеоконференцсвязи поделиться своими мыслями с участниками форума смогла и Элла Зибицкер, выпускница МРТИ, сейчас — президент Института компьютерных систем (Соmрutеr Sуstеms Institutе, Чикаго, США), на базе которого в 2013 году был открыт филиал БГУИР. Дистанционное обучение жителей США в университете информатики и радиоэлектроники является первым в Беларуси опытом обучения граждан другого континента дистанционно. Оно происходит по двум специальностям «Программируемые мобильные системы» и «Информационные системы и технологии (в бизнес-менеджменте)».
Технологии плюс мотивация
— Наша задача — подготовить специалистов в минимально короткие сроки, чтобы они могли получить и фундаментальные, и практические знания, но главный акцент делается все-таки на практике: здесь соотношение 20 на 80 процентов. Мы решили, что сочетание вашей и нашей школ может принести интересный результат. Уже прошло время притирки, согласования учебных планов, понимания, чего мы хотим, и отбора преподавателей. А в следующем году ожидается первый выпуск, — сообщила Элла Зибицкер. — Вместе с вами мы пытаемся создать среду, не ограниченную учебной аудиторией. Но что заметили? Одна из самых больших проблем онлайн-обучения — это обслуживание студентов и мотивация. Для того чтобы обучаться самостоятельно на дистанции, необходимо иметь очень высокую самоорганизацию и мотивацию. А чтобы ее поддерживать, нужно создавать группы людей, объединенных одним интересом или одной целью. Требуется социальная и академическая интеграция студентов, среда должна стимулировать их на учебу, иначе они ее бросают. Поэтому вообще без живого общения нельзя обойтись. Надо организовывать места, куда студенты могут хотя бы раз в неделю прийти, чтобы встретиться с преподавателем. Но группы должны быть небольшие.
— Возможность получить высшее образование дома, не вставая из-за компьютера, особенно радует тех, кто мечтает о втором дипломе, — подчеркивает декан факультета инновационной непрерывного образования Игорь Цырельчук. — Изучать (а соответственно, и платить) нужно не за весь «комплект» учебных предметов, а за отдельные дисциплины. Например, если вы уже сдавали когда-то физику в другом вузе, вам ее зачислят автоматом. Еще один важный момент. Перед зачислением для получения второго высшего образования дисциплины сверяют и в случае большого «недобора» могут отправить на ЦТ. Но только не в БГУИР. Здесь на факультете инновационного непрерывного образования за учебный год помогут усвоить и сдать нужные предметы. Если все пройдет успешно, зачислят сразу на второй курс.
Кроме того, компьютер и интернет приходят на помощь студентам, которые хотят изучать в индивидуальном порядке отдельные дисциплины. В течение месяца после начала учебы студент дневной формы обучения может написать заявление о том, что есть желание ту или иную дисциплину изучать дистанционно. Или, например, студент планирует перевестись с одной специальности на другую. Как выучить тот предмет, который нужно сдать дополнительно? Ответ очевиден — освоить его дистанционно.
Желающих сделать это набирается до 800 человек ежегодно. Среди тех, кто не против учиться на расстоянии, — студенты дневного отделения, которые по каким-то причинам не могут посещать занятия вместе с однокурсниками. Например, молодые люди устраиваются в компанию своей мечты и, когда возникают сложности со сдачей зачетов и экзаменов, делают выбор в пользу работы. Мы решили дать шанс молодым людям доучиться, особенно это важно для старшекурсников.
Законодательные препятствия
И все же прорыва в распространении дистанционных образовательных технологий в высшей школе пока не происходит, потому что он невозможен без создания соответствующей нормативной правовой базы на республиканском уровне.
— То, что мы делаем, базируется на нормативной правовой базе, созданной локально в нашем вузе, — объясняет Михаил Батура. — У нас разработаны Положение о дистанционных образовательных технологиях в БГУИР и Положение о дистанционной форме обучения в БГУИР, в них, в частности, определены основные механизмы взаимодействия с иностранными учащимися.
Так, установлено, что промежуточный контроль и текущая аттестация по учебной дисциплине могут осуществляться с использованием дистанционных образовательных технологий при условии возможности идентификации или аутентификации личности учащегося и наличия визуализации. С 2015/2016 учебного года студентам БГУИР всех форм получения образования предоставляется возможность изучения отдельных дисциплин из учебных планов специальностей на выбор — традиционным способом или с использованием дистанционных образовательных технологий. Это позволяет увеличить академическую мобильность студентов, позволяет им выбирать наиболее квалифицированных преподавателей, повышает конкуренцию среди профессорско-преподавательского состава и, соответственно, качество преподавания отдельных дисциплин.
С 2017 года БГУИР перешел на использование в системе дистанционного обучения электронных образовательных ресурсов нового поколения. Весь теоретический материал разбит на модули, рекомендованное их количество — не менее количества зачетных единиц. Каждый модуль содержит как минимум одну мультимедиа-вставку (видеолекцию, презентацию, учебный фильм). После него предусмотрен промежуточный контрольный тест. Важно, что электронные ресурсы нового поколения позволяют организовать сетевое обучение, автоматизировать промежуточный и итоговый контроль.
И все же ряд проблем нормативно-правового характера, сдерживающих в том числе и экспорт образовательных услуг, требуют срочного решения. Например, отсутствие законодательной возможности проведения аттестации с применением инфокоммуникационных технологий вынуждает учащихся и студентов из других стран приезжать в Минск, чтобы сдать зачеты и экзамены (для американского филиала Министерством образования было сделано исключение). А это недешево, поэтому необходимость личного визита нередко становится решающим мотивом при выборе места (страны) для получения образования. При этом в Российской Федерации такой проблемы не существует, там аттестация осуществляется с применением информационно-коммуникационных технологий.
Препятствием становятся жесткие сроки зачетно-экзаменационных сессий, необходимость представления к защите бумажных версий курсовых и дипломных проектов. В случае удаленного доступа оказания образовательных услуг учащемуся приходится тратить средства на пересылку проектов почтовыми службами, при этом скорость доставки корреспонденции не позволяет организовать оперативный обмен информацией между учащимися и преподавателем. Между прочим, электронный документооборот развивается в мире на протяжении уже более тридцати лет, а в Беларуси Закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» был принят в 2009 году. Вот только система образования серьезно отстает от современных тенденций. Еще один минус — отсутствие законодательной возможности заключения и изменения договорных отношений без личного присутствия в университете и оплата образовательных услуг из-за рубежа с огромными банковскими комиссиями (например, при переводе денег из США комиссия составляет 50 долларов за один перевод). Оплата за обучение осуществляется только через систему ЕРИП, доступ к которой имеют только резиденты Республики Беларусь.
Новая редакция Кодекса об образовании еще не принята. БГУИР предлагал внести в этот документ ряд норм, направленных на дальнейшее распространение дистанционной формы обучения, повышение спроса на нее и расширение экспорта дистанционных образовательных услуг, так как существует высокая вероятность «погрязнуть» на уровне прошлого века. Будут ли они учтены? Известно, что дистанционную форму получения образования там пропишут отдельно, так как пока она является лишь видом заочной.
Надежда НИКОЛАЕВА
ОВЕН. У вас явно остались нерешенные проблемы, желательно попытаться справиться с ними, не откладывая на потом...
Эксперты — о трендах в продовольствии белорусов и предпраздничной торговле.
«Машиной кто угодно может управлять».