Вы здесь

«Звязда» пожаловала в гости к архимандриту Савве


Об обитателе Свято-Никольского монастыря архимандрите Савве (Мажуко), который ведет программу «Мир невечерний» на телеканале «Союз», пишет книги и преподает в университете, знала и раньше, а вот лично познакомиться удалось только во время совместного с коллегами «звяздовского» путешествия по Гомельской области. Немного устав от посещения местных красот, пришли подзарядиться в монастырь. И действительно, усталость как рукой сняло. За воротами совсем другая реальность.​


Отец Савва дает мастер-класс по звону.

9 монахов и 12... котов

Владения небольшие, но все, что нужно для монастырской жизни и богослужений, здесь есть — два храма, три колокольни (в том числе детская), братский корпус, трапезная, библиотека, книжный магазин. А еще имеется своя телестудия, где делаются записи для православного канала и видеоролики для ютуба. Нет только гостиницы, где могли бы временно остановиться бродячие паломники. «Самим место едва хватает», — улыбается батюшка.

Нам посчастливилось оказаться в Гомеле накануне новогодних праздников, соответствующий настрой чувствовался и здесь. О приближении Рождества напоминал материализованный из специального материала ветхозаветный сюжет с рождением Христа — сделанные из дерева «ясли», изображения Богородицы, Иосифа, пастухов, пришедших поклониться Богочеловеку... Чуть дальше большая украшенная самодельными игрушками елка. А видели бы вы, с каким невозмутимым видом по монастырскому двору гуляют коты! Здесь для них вообще рай. Даже не обращают внимания на посетителей. Мяукающие четвероногие появляются в монастыре постоянно, и попытки здешних обитателей найти им хозяев не всегда заканчиваются успехом.

— Вот так и живем — 9 монахов и 12 котов, — смеется отец Савва.

Возвращение утраченного

Монастырю всего чуть за 20 лет, а вот Никольский храм появился намного раньше — в 1904 году. На его судьбу выпало много испытаний. На входе на глаза попадает памятная табличка с именами священников, расстрелянных в ночь на 1 ноября 1937 года.

— Недавно мы нашли имя первого настоятеля нашего храма отца Даниила Акиншевича, — говорит батюшка. — Его тоже расстреляли в 1937 году. В архиве КГБ находится его расстрельное дело, мне приходилось с ним работать. А в позапрошлом году нам позвонил один гражданин и сказал, что когда разбирал архивы дедушки, наткнулся на папку с бумагами — дневник отца Петра Рыло. Представляете: записи нашлись 1 ноября, в день его расстрела. Часть дневника уже опубликована. Информация уникальная, посвященная Первой мировой войне. Петр Рыло был полковым священником, и у него есть описания первых дней войны, развития событий в Гомеле. Он здесь служил в 20-х годах. Очень интересный человек.

Храм пострадал от советской власти не менее, чем люди. С 1929 г. по 1941-й в нем находилась школа. На первом этаже размещался спортзал, наверху классы. Часть колокольни снесли.

— Беларусь была объявлена ​​самой атеистической республикой Советского Союза, — говорит монах. — До 1939 года на ее восточной территории закрыли все без исключения культовые сооружения. Не осталось ни одного священника или епископа. Никольский храм был очень изуродован, его даже планировали снести. Но началась война, и его вернули верующим.

Как Святой Николай семью спас

Одна из главных монастырских святынь — икона святителя Николая, подаренная архиепископом Гомельским и Мозырским Аристархом (Станкевичем) в 90-е годы, и частица мощей святого. Святителя Николая знают как покровителя путешественников, а за обычай помогать людям сравнивают с Дедом Морозом. Отец Савва рассказал еще одну прекрасную историю про этого святого.

— С 1949 по 1958 год настоятелем Никольского храма был Игорь Базилевич. Очень образованный человек, выпускник Варшавского университета, магистр богословия, серьезно увлекался фото. Моя учительница рассказывала, что с подругами в юности бегала в храм посмотреть на красивого батюшку. Он действительно был очень эффектный, черноволосый, статный. И — очень сильный проповедник. Смог создать здесь интересную общину. Это был не просто приход, а именно семья. Он много работал, чтобы восстановить храм. При нем он дважды был расписан, здесь трижды менялся иконостас. Сначала был собран из того, что вернули верующие, потом временно пользовались иконостасом закрытой тогда Георгиевской церкви. Нынешний был сделан уже специально для этого храма. Как мне потом рассказала его дочь, главной трудностью было найти мастера росписи по позолоту. Однажды пришел человек, который сказал: «Я сделаю все, что нужно, причем бесплатно». Скоро выяснилось, откуда взялась такая щедрость. После войны в Гомеле было очень голодно, а семья у мастера большая, детей надо кормить. И, чтобы не видеть, как они мучительно погибают, он собрался решить проблему кардинально: отравить детей, жену и самого себя. И вот снится ему сон: седой красивый старик велит не делать то, что он задумал, а пойти по конкретному адресу и купить там икону. «Купишь — выживешь», — пообещал старец и исчез. Мужчина пошел и действительно за символическую плату ему продали убогую иконку — темную, маленькую. Дома он снял черный от сажи оклад и обомлел — это же чистое золото. На деньги, вырученные за драгоценный металл, семья и жила. Мужчина был уверен, что жизнь ему спас святой Николай.

Еще одна очень почитаемая святыня храма — список иконы Божией Матери Козельщанской, подаренный последней игуменьей Козельщанского монастыря матушкой Феофанией. Она умерла в конце 1960-х, а перед смертью передала чудотворную икону настоятелю Свято-Никольского храма отцу Анатолию.

— Ей молятся о семейном счастье, — уточняет батюшка. — Вон дары тех, чьи молитвы были услышаны..

Икона расположена над царскими дверями, и отец Савва специально опускает ее, чтобы мы смогли к ней приложиться и попросить Божью Матерь о чем-то своем, личном.

Ветхозаветный сюжет напоминает верующим, что Бог тоже был человеком.

«Звяздовский» колокол

С отцом Саввой точно не соскучишься. Он любит ошарашивать разными прибаутками и присказками. Не сразу понимаешь, где он шутит, а где говорит правду. Вот и сейчас заговорщицким тоном предлагает сходить на колокольню. Мы, разумеется, за. Поднимаемся по винтовой лестнице в предвкушении еще чего-то очень захватывающего.

— Сейчас послушаем, как звучит Благовест, — говорит священник и берется за веревку. Густой дрожащий бас потрясает окрестности и наполняет приятной вибрацией тело. Он нажимает педаль, и разнокалиберные колокола начинают перекликаться между собой, складываясь в гармоничную возвышенную мелодию.

Каждому хочется попробовать. «На какую педальку нажимать?» — спрашиваем у батюшки. «Здесь все просто, — смеется он. — Сцепление, тормоз».

— А правда, что женщинам разрешается звонить только на Пасху, — пытаюсь продемонстрировать свою, как мне кажется, осведомленность.

— Только по городу запрещено, — улыбается батюшка, намекая на телефон. — Потому что долго разговариваете.

Все смеются. А отец Савва снова интригует: «У нас как раз звонят женщины. Они монастырские, воспитанные в глубокой строгости. Никогда не видели мобильных телефонов и не обрезали ногтей». Потом уже серьезно добавляет: «На самом деле это обычные прихожане, которые просто хотят этим заниматься».

Под покровительством святого Дионисия

Еще один храм Никольского монастыря построен в честь святого Дионисия Радонежского. Он предназначен для крещения. Внутри тепло и уютно — по бокам от иконостаса две печки, обложенные кафелем аж с Питера. Посередине купель для новорожденных. Храм, кстати, построенный на средства белорусских нефтяников, выглядит богато. Иконостас написан в Даниловом монастыре. А вот иконы по сторонам — ветковского письма. «Наш бывший настоятель был из старообрядцев», — уточняет отец Савва.

— А как вы относитесь к старообрядчеству? — вопрос сам срывается с губ.

— Я взял себе за правило после 40 лет ничего не обобщать, — отвечает он. — Мне в первую очередь интересен человек. Среди старообрядцев у меня были и хорошие знакомые, и не очень. Как и среди православных, католиков и представителей других конфессий. Мне интересно содержание, а не форма. Когда говорят, что обряд спасительный — это полный абсурд. Из того, что я правильно делаю поклоны, не вытекает, что я хороший человек. Старообрядчество мне интересно как явление культуры или истории. У меня есть друзья даже среди атеистов. Мы дружим и находим общий язык.

Отец Савва вообще необычный монах. Его интересует все — культура, история, философия, жизнь во всех ее проявлениях. Он сыплет именами, названиями, цитатами. И так хочется узнать, что он думает о вопросах, которые волнуют каждого из нас. Почему становятся монахами? Есть ли надежда на молодежь? Или, например, как он относится к экуменизму? Споры на эту тему ведутся бесконечно.

— Отрицательно, — сразу становится он серьезным. — Религия — это культурная универсалия. Попытка всех объединить закончится созданием еще одной религии. Люди традиционной культуры, консерваторы никогда этого не примут. Здесь опять же главное не форма, а содержание. И атеизм может быть религиозным, и философия тоже. Если вы с помощью формы хотите помирить людей, ничего не получится. Но таких попыток было много. Пифагорейские общины на Сицилии существовали еще в VІ веке до рождества Христова. Они были полностью организованы, как монастыри.

— Но сегодняшнее поколение вообще живет, кажется, не задумываясь, им ничего не интересно, кроме самих себя...

— Это все неправда. Мы снова все обобщаем и ошибаемся. Как было бы печально, если бы молодые были одинаковы. Менее всего о детях знают родители. Одна знакомая рассказывала, что к ней в социальных сетях «добавилась» мама. Увидела сделанное ей фото и первый раз за всю жизнь похвалила. Если есть вопросы к детям, это проблема не с ними, а с их родителями. А насчет веры — здесь никогда не надо форсировать. Придет время, человек успеет сам. Меня радуют мои студенты, ученики. Они более спокойные, чем «перестроечное» поколение. Более раскованные, смотрят шире на вещи. Они просто другие. Это поколение, которое себя еще покажет.

Вопросов все еще много, но время бежит неустанно и надо идти. Напоследок заходим в книжный магазин. Хочется, чтобы хоть что-то еще, кроме воспоминаний, напоминало об этой встрече. И — грело.

Нелли ЗИГУЛЯ

zigulya@zviazda.by

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.