Вы здесь

Зачем белорусским городам рыцари


Павел Королев из тех людей, которые могут точно назвать дату, когда влюбились. В 2002 году парень побывал на рыцарском фестивале в Новогрудке и там почувствовал тягу к белорускости. С тех пор начались путешествия, работа в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта, восстановление усадебно-паркового поместья Семково под Минском... Сегодня Павел — сотрудник музея Янки Купалы и один из авторов туристического маршрута «Мінскае кола». Мы расспросили нашего собеседника, каким образом руины действуют на туриста и зачем белорусским городам рыцари.


Руины зовут

Не большой секрет, что огромное количество возможных туристических объектов находится в состоянии запустения. Павел с ходу называет несколько примеров с разным подходом к туристическому потенциалу места. Так, в Минске находится музей валунов — уникальный объект, один из немногих в Европе. Из камней выложена огромная карта Беларуси с реками-дорожками, с географически точно переданными возвышенностями и озерами, валунами, которые были специально привезены из разных регионов как памятники природы и истории. Фактически музей представляет парк под открытым небом, он мог бы приносить большую пользу — финансовую в том числе, потому что позволяет массовое посещение. Пока что к месту даже не прикреплен постоянный экскурсовод, однако совсем недавно появились вывески-указатели, что радует. 

Деревня Семково сегодня находится на распутье. Первое направление развития повторяет судьбу очередного населенного пункта с множеством коттеджей. Но при удачных обстоятельствах другой подход превратит обитель в историко-культурный объект.

Как признаются некоторые экскурсоводы, мало что можно показать группе туристов в Логойске. Город сохранил замковые валы, руины усадьбы, храм и красивую речку Гайну, однако это скорее осколки прошлого. Есть мнение, что для туриста, особенно иностранного, нужно больше зрелищ. Тем не менее, Логойск — пример скорее положительный. Местные власти поддержали организацию научных конференций «Чтения Тышкевичей», а экскурсоводы во время обзорных экскурсий используют прием восстановления: с помощью фотографий и описания на словах «дорисовывают», как выглядел объект до разрушения.

— Показывать ли туристу руины — вопрос спорный, — признается Павел. — С одной стороны, объекты находятся в неприглядном, незаконсервированном состоянии и обновление не планируется в ближайшее время. Однако еще в XIX веке появилась тяга к полуразрушенным замкам с их загадочным и романтическим видом. Я считаю, что в нашей ситуации нет нужды достраивать памятник несмотря ни на что. На мой взгляд, нужно искать какой-то путь для сохранения наследия: при возможности — консервировать памятники, приспосабливать их к туристическим нуждам с учетом возможностей и с согласия Министерства культуры. Например, Гольшанский замок пока в состоянии руин, но там проводится работа, есть идея создать внутри экспозицию.

Полное углубление

Интерес к историческому наследию в обществе постепенно растет. Об этом свидетельствует Фестиваль экскурсоводов, который получил большую популярность.

Официально экскурсии может проводить тот человек, который имеет удостоверение экскурсовода. Но в деревнях и периферийных городах живут любители-краеведы, и их деятельность во многом созвучна работе «профессиональных» коллег. Люди собирают материал по своей местности, часто хранят коллекции или организуют школьные музеи. Одно из туристических течений придерживается позиции, что экскурсии по региональным достопримечательностям должны проводить региональные гиды. Случались неприятные случаи, когда туристическая фирма несколько раз просила местного краеведа провести экскурсию, а потом использовала его тексты, только уже в подаче своего работника.

— Я считаю, что местные гиды лучше знают тему, потому что здесь, как правило, речь идет об увлеченных историей малой родины людях, которые «болеют» за дело и глубоко изучают вопрос. Соответственно, смогут интересно и подробно ответить на вопросы, в отличие от человека, который просто механически заучил маршрут и текст. Вопрос возникает в том случае, если за путешествие местный гид берет деньги. Тогда нужно оформлять деятельность как оказание туристических услуг и отвечать за их качество, — говорит экскурсовод.

Павел Королев один из разработчиков маршрута «Мінскае кола». Туда входят объекты, к которым турист специально вряд ли поедет — это Прилуки, Семково, Логойск, Дукора, Смиловичи. Словно пояс из усадеб вокруг Минска. Проехав по маршруту, турист получает панораму шляхетского жизни XIX века: узнает, как жили хозяева усадеб, чем занимались, какой вклад делали в культуру. Организаторы проекта считают, что «колеса» способны создать бренд для каждого региона. Турист оказывается полностью вовлечен в поездку, и это оставляет в памяти более яркое впечатление, чем составленная из нескольких тематик экскурсия. Идея «Мінскага кола» довольно молодая. На Гомельщине подобный проект уже достаточно известен, а с 2005 года возникло предложение на создание «Золотого кола Беларуси».

Часто туристические фирмы соглашаются «перекроить» маршрут согласно с пожеланиями группы. Меняются не только места посещения, но и время пребывания. С одной стороны, это не очень приятная практика для музеев, когда экскурсовод должен показать экспозицию за полчаса. С другой — толчок к новым формам подачи материала, чтобы за короткое время заинтересовать посетителя темой. С этой работой прекрасно справляются аниматоры. 

Например, театральными элементами отделано путешествие «Страна замков». Многие местные организаторы стараются включить в обзор достопримечательностей определенные элементы зрелища.

Поездка в Средневековье

— Первое, что я посоветовал бы местным энтузиастам — это предлагать идеи. Если есть материальное наследие, то почему бы не посвятить ему фестиваль, мероприятие, поднять и реконструировать свои традиции? Таким образом получится «картинка», которую подхватит пресса и телевидение. Второй важный компонент в туристическом развитии связан с поддержкой от местных властей, — рассуждает Павел Королев. — В последнее время в Беларуси появляются фестивали, посвященные какой-то местной достопримечательности. И здесь мы сталкиваемся с вопросом подачи. У нас еще осталось эхо советского мышления об «обязательной части программы» с выступающими и концертом местных коллективов на сцене. В результате нет никакого отличия от соседей, оригинальности. Очень хотелось бы в таком деле дать волю людям с нестандартным мышлением.

В начале 2000-х годов некоторые белорусские города с богатым историческим наследием устраивали рыцарские фестивали различных масштабов. Сегодня наиболее знаменитым и крупным рыцарским фестивалем остается «Наш Грюнвальд» в Дудудках, но много где начатое «средневековое» движение само собой исчезло. Конечно, рыцарские клубы все чаще присутствуют в праздничных программах, но скорее как одна из составляющих.

— Хотелось видеть город, который серьезно развивал бы тему рыцарства, приглашал реконструкторов, любителей старинной музыки, танцевальные группы, устраивал бы не временные выступления клубов, а целенаправленно поддерживал и обогащал это туристическое направление. Пока что в упомянутом направлении движутся энтузиасты из Лиды, только им еще не хватает масштаба. А между тем подобные мероприятия, пожалуй, самый действенный способ оглянуться в прошлое, на эпоху Средневековья, и какое-то время пожить в его романтической версии. Музыка, костюмы, игры, турниры — достаточные причины, чтобы увлечься стариной.

Рогнеда ЮРГЕЛЬ

yurgel@zvіazda.by

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.