Вы здесь

Как любимые нами праздники в разное время отмечали в Лидском районе


Сегодня трудно представить Новый год без пушистой елки, разноцветных фейерверков, запаха мандаринов, салата оливье и шампанского. А между прочим, старшее поколение помнит, как в первый день календаря все дружно шли на работу, а празднование Нового года и Рождества Христова вообще было под строгим запретом...


Маленьким посетителям позволяют посидеть в санях, которые когда-то изготовил мастер кузнец.

Чтобы убедиться в том, как быстро менялись традиции, Лидский историко-художественный музей предлагает заглянуть в «новогодние» квартиры лидчан разных периодов ХХ века. Путешествие в прошлое наиболее долгожданных и любимых у белорусов праздников совершили и корреспонденты «Звязды».

А под елкой... прутики

Фрагмент интерьера лидской квартиры начала ХХ века свидетельствует о том, что здесь могла жить состоятельная семья. Правда, на еловых лапах не найдешь шикарных игрушек и блестящей мишуры. Новогоднее дерево отражает реалии того времени. Вместо игрушек — картофель, морковь, баранки, шишки, деревянные человечки, бусы ручной работы. Последние, кстати, в качестве мастер-класса посетителям предлагается сделать здесь же. Обычная вата и вода, с помощью которых создается эффект припорошенности снегом, не испортят «имидж» и современных лесных красавиц.

Поскольку в этой части экспозиции речь идет о праздновании Рождества еще до революции, то под елкой можно увидеть не только подарки. Святой Николай приносил детям и прутики, которые в поучительных целях предназначались для особо непослушных.

— Я очень честный экспозиционер, поэтому выставка получилась правдивая, — убеждена куратор экспозиции, старший сотрудник Лидского историко-художественного музея Татьяна НИКИФОРОВА. — Здесь показан не только романтический характер давно любимых нами праздников, но и вся правда жизни, которая была связана с ними. Многие, например, до сих пор считают, что Октябрьская революция наложила табу на празднование Рождества Христова. На самом деле, с целью ликвидировать «всю Германию» (традиция украшать елку пошла именно из Германии) отмечать праздник и украшать ее символ запретили с началом Первой мировой войны. К большому сожалению, революционеры эту идею поддержали.

Вместо духовности — зимние развлечения

Официальным поводом запрета праздновать Новый год и Рождество стал лозунг о буржуазности елки. Что же людям предложили взамен? «Выходите на улицу, дышите воздухом, катайтесь на коньках и санках», — подобные призывы можно было увидеть не только в газетах, но и на плакатах.

Лидчане активно подключились к моде на здоровый образ жизни, о чем свидетельствуют фотографии 20-х годов прошлого века. Отсюда мы, например, узнаем, что именно в стенах Лидского замка был каток, а на санях по заснеженным улицам горожане катали не только своих маленьких детей, но и жен.

— Казалось бы, что тут плохого? — рассуждает Татьяна Никифорова. — Но, призывая людей к активному образу жизни, их очень элегантно лишили не только празднования Рождества и Нового года, а и духовности.

Нынешней зимой с особой завистью и ностальгией смотришь на детские кованые санки ручной работы и на коньки, которым уже под сто лет. Среди последних есть даже двухполозные: предназначались для тех, кто только учился стоять на них. Кстати, в экспозиции нет ни одного новодела, все оригинальное! Многие предметы, которые возвращают нас в ту зимнюю эпоху, в музей принесли сами лидчане.

Стол с авоськи и ватный Дед Мороз

В конце 1934 года публикация в газете «Правда» официально вернула населению празднование Нового года. Рождества Христова это, естественно, не касалось...

Несмотря на то, что Новый год праздновать было разрешено, вплоть до 1954 года 1 января оставался рабочим днем. Не надо забывать, что 1950-е годы — это эпоха минимализма. В авоське семейной пары, которая поздно вечером 31 декабря возвращается с работы, лежат товары повседневного обихода. Дефицит был не только продовольственных товаров, но люди все равно хотели праздник, потому умели радоваться малому. На столе — скромный сосуд, созданный на местном заводе «Неман». Под мышкой у хозяина — ватный Дед Мороз. Отсутствуют дорогие подарки и под елкой. Наверное, для людей, которые почти на десятилетие были лишены новогодних праздников, инструкция по ее украшению (она тоже есть в экспозиции) выглядела не настолько абсурдной, как сейчас.

Как раз в 1950—1960-е годы в Советском Союзе начали выпускать стеклянные игрушки, которые сегодня так ценят коллекционеры. Это были своеобразные художественные произведения, созданные руками мастеров, которые быстро заменило конвейерное производство. 

Госпожа Татьяна не только заправляет делом по выставке, но и обучает производить бусы на елку из обычной ваты.

— Современные дети очень удивляются, когда видят тогдашние посылки: не знают, что это такое, — рассказывает куратор выставки. — Я спрашиваю, есть ли у них родственники в другом городе. Безусловно! Тогда говорю, чтобы они вообразили, что, например, тетя или бабушка прислала гостинцы на Новый год, и предлагаю заглянуть в одну из таких посылок, где лежат небольшие подарки, печенье, варенье, вязаные носки...

Непонятно сегодняшнему поколению, которое ежегодно усердствует в новых нарядах на елке, и тогдашних новогодних костюмов. Например, шубку Снегурочки мама для дочери могла сшить за ночь: достаточно было обычной белой простыни, битых елочных игрушек и ваты.

Запах мамы и немые свидетели

В 1960-х Новый год праздновали уже в намного более веселой обстановке. Это чувствуется и по яркой одежде празднующих, и по более элегантной мебели светлого цвета, на которой стоят достижения отечественной электротехники: проигрыватель, портативный транзистор, знаменитая бритва «Харьков», утюг, пылесос. Признаки времени — нейлоновые мужские рубашки и первые капроновые чулки. И, безусловно, запахи: флаконы с одеколоном «Шипр», «Красная Москва», «Тройной» возвращают посетителей в прошлое.

— Когда одной из посетительниц я предложила понюхать «Красную Москву», она вдруг отошла и расплакалась, — рассказывает Татьяна Никифорова. — Я подумала, что чем-то ее обидела. Оказалось, что это был запах ее мамы... А другая женщина обрадовалась, когда увидела отрывной календарь со своим годом рождения: здесь она впервые узнала, что родилась не в понедельник, как говорила ей мама, а в воскресенье.

Атмосферной экспозицию делают картины на зимнюю тематику, созданные лидскими художниками в разные периоды ХХ века. Будто немые свидетели, они передают тогдашнюю действительность.

Не обошлось и без подтекста: тут и намек на «оттепель», и на то, что было после. Добавляют настроения и праздничные открытки: ни в одном электронном письме не найдешь столько искренности и теплоты.

Виват Рождеству и протест 1990-м

Именно в разгар «оттепели», ближе к 1970-м, немного приоткрыли дверь церкви и костелы. С тех пор во время Рождества сельчане восстановили рождественские посиделки. В экспозиции — зимний возок, в котором рождественские сладости и музыкальные инструменты, а также бубенцы, что цепляли на шею лошадям.

Намеренно упоминается экспозиционером и любимая всеми нами советская кинолента «Ирония судьбы, или С легким паром!». Это визитная карточка 1980-х. Многие дороги на картинах напоминают о том, что как раз в то время был поднят железный занавес. Одних заинтересовали иностранная культура и искусство, другие вместо книг и музыки предпочли наркотики, кто-то ступил на путь интердевочек...

— Несмотря на то, что дороги открылись очень разные, присутствует здесь намек и на интеллектуальные 1980-е, — продолжает куратор выставки. — бобинный магнитофон, а значит записи Высоцкого, произведения Солженицына, шахматы, классическая музыка...

Каким образом праздновали Новый год и Рождество в 1990-е, Татьяна Никифорова умышленно не вспоминает. Как и вообще эпоху. Такой протест автора против того времени. За малиновые пиджаки, цепи на шее, накаченные мышцы, рэкет, за то, что в приоритете была жестокость...

Как отмечают Новый год и Рождество в XXI веке, достаточно понять благодаря тематическим фотозонам, которые в большинстве напоминают наши квартиры накануне этих праздников. Посетитель может сделать здесь не только новогоднюю фотосессию, но и просто отдохнуть. Для самых маленьких предлагаются «заснеженные» мультфильмы. В общем «Очень новогодняя выставка» получилась довольно интерактивной и тактильной. В отличие от традиционного «не дышите на шедевр», здесь до всего можно дотрагиваться руками, сесть за любой стол, посмотреть на диване альбомы со звездами тогдашнего телеэкрана и почувствовать себя участником праздника. Такая возможность есть еще до 25 января.

Вероника КАНЮТА 

kаnуutа@zvіаzdа.bу

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

г. Лида

Выбор редакции