Вы здесь

«Звёзды» педагогики поделились своим опытом с коллегами


«Чудесная атмосфера единства, море креатива и позитива», «Вдохновляюще, позитивно, радостно», «Удивлена и очарована энтузиазмом, трудолюбием и профессионализмом всех выступающих», «Радость и гордость за коллег!», «Все было супер!», «Интересно! Полезно! Актуально! Хочу еще!» — такие впечатления оставляли в вагонах импровизированного новогоднего экспресса участники Республиканского рождественского фестиваля педагогического мастерства, который прошел в стенах Академии последипломного образования уже в седьмой раз.


Светлана Румянцева: «Все учителя очень любят на уроке говорить сами. Но какой процент информации задержится в головах наших детей?»

Скучно здесь не бывает

К слову, сегодня никто не может вспомнить, как у фестиваля появилась приставка «рождественский», хотя он всегда проводится во время зимних школьных каникул. Просто кто-то из педагогов написал однажды на импровизированной ограде: «Спасибо за отличный рождественский фестиваль!» Это одна из многолетних традиций — в конце каждого мероприятия его участники делятся своими впечатлениями и пожеланиями на подготовленной площадке, роль которой выполняет или специально оформленная огражда, или елочка, или новогодний экспресс, как в этом году. Но вскочить в «поезд» смогли далеко не все. Количество желающих значительно превышало физические возможности аудиторий в академии — повезло только 500-м педагогам. И это новый фестивальный рекорд! Регистрация на некоторые секции остановилась уже через полчаса с момента ее открытия. При этом участие в рождественском фестивале — абсолютно добровольное и никаких бонусов учителям вроде бы не дает. Хотя это, конечно, неправда: попасть в среду единомышленников и небезразличных людей дорогого стоит.

Можно годами ничего не менять в своей практике и ностальгировать по советской школе и послушным ученикам, а можно хотя бы в зоне своей ответственности попытаться изменить систему образования к лучшему, поинтересоваться последними образовательными трендами и делиться своими профессиональным опытом и находками с другими.

«Лестница успеха» из познавательных заданий.

Как отметила начальник главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Светлана УКЛЕЙКО, все предыдущие фестивали были очень разные: классические и романтические, серьезные и шуточные, модернистские и постмодернистские, с педагогическими капустниками и КВН, когда зал буквально пищал от восторга. Но какие бы темы и формы ни избирались, главное — на фестивале никогда не было скучно!

Лейтмотивом VІІ Республиканского рождественского фестиваля стал девиз «Опыт лучших — достояние каждого». В ходе его было организовано 15 секций, в рамках которых за два дня проведено 113 мероприятий: предметных и межпредметных мастер-классов, уроков для взрослых, интерактивных перерывов, педагогических студий, тренинговых занятий. Своим опытом с коллегами поделились 127 лучших педагогов страны (преимущественно учителя-методисты), которые представляли все регионы страны. Многие из них были на первых фестивалях обычными слушателями, а сегодня уже выступают в роли менторов. Кстати, основные организаторы фестиваля — Ассоциация учителей-методистов «Імкненне», клуб «Хрустальный журавль» и Белорусское педагогическое общество. А поскольку буквально несколько месяцев назад в стране завершился конкурс «Учитель года», то к фестивалю присоединились его финалисты и суперфиналисты, которые также проводили для коллег мастер-классы.

Тематика заявленных тем была на самый разный вкус: интерактивные методы обучения, перевернутый класс, бинарные уроки, использование интерактивных игровых технологий для формирования орфографических умений, проектные методы в обучении математике, контрольно-оценочная деятельность на уроках, медиаобразование, кадровый менеджмент и другие. Посетить все было невозможно, потому что мероприятия проходили параллельно. Мы пожаловали на несколько из них.

Интрига на уроке

Победитель Республиканского конкурса педагогического мастерства «Учитель года — 2017» Светлана РУМЯНЦЕВА, которая преподает белорусский язык и литературу в Боровухской средней школе № 15 г. Новополоцка, посвятила свой мастер-класс системе познавательных заданий.

— Я искала средства, которые помогут мне сделать моих учеников успешными и в учебе, и в отношениях с другими, и во взрослой жизни, и для меня таким средством стали познавательные задания, — констатировала педагог. — Они направлены на поиск новых знаний, активное использование в обучении связей и доказательств, требуют активизации памяти, внимания, фантазии, мышления. Познавательные задания должны использоваться системно, с учетом уровня подготовленности учащихся, их возраста, жизненного опыта, чередоваться, содержать элемент новизны, опираться на межпредметные связи. 

Для разминки учителям было предложено поиграть в «Интригу», а фактически в испорченный телефон. Секретарь информирует учителя: «Директор школы Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас. Очень расстроился, что не смог пообщаться, и попросил вам передать, что если он не вернется до обеда, а это будет зависеть от того, сколько времени он проведет на совещании в отделе образования, то мастер-класс нужно проводить без него в 14.30. Кстати, на совещании обсуждается вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. После мастер-класса нужно объявить молодым специалистам, что они должны пройти инструктаж по заполнению классного журнала в 219-м кабинете с 9 до 12 часов». Естественно, что последний из участников этого испытания, который зашел в аудиторию, услышал лишь очень отдаленную версию озвученной информации. 

— Во-первых, такое упражнение способствует развитию коммуникативных навыков, но вместе с тем оно указывает на распространенную профессиональную ошибку. Мы все, в том числе и я, очень любим на уроке говорить сами. Но если будем говорить только мы, то какой процент информации задержится в головах наших детей? На своих уроках нужно предлагать ученикам такие задания, которые научат их добывать знания самостоятельно, так как только те знания останутся с ними на всю жизнь, которые они найдут сами, — уверена Светлана Румянцева. — Но на первом этапе наша задача — создать для каждого ученика ситуацию успеха.  

Отличное задание, направленное на развитие психических процессов, — «Волшебный мушочек». Педагог использует этот прием не только для тренировки памяти у учащихся, но и для пополнения их небогатого словарного запаса. В мешочек учитель кладет десять обычных предметов, которые на белорусском языке звучат по-другому, для примера, кофе, ежедневник, паспорт, носовой платок, карандаш, пуговицы, ножницы, конфеты, резинку, серьги (вариантов — множество). Если у ученика получится восстановить в памяти все 10 предметов, он может похвастаться отличной памятью. 8—9 предметов — очень хорошей памятью. А вот у тех, кто может вспомнить менее шести предметов, память «хромает».

Не секрет, что у современных учеников есть проблемы с тем, чтобы подобрать к слову хотя бы несколько прилагательных. А задание «украсить слово» направлено ​​именно на развитие коммуникативно-речевой компетенции. Участники фестиваля под руководством своего учителя подбирали характеристики к слову «фестиваль»: дружеский, чудесный, творческий, идейный, неповторимый, веселый, интерактивный, интеллектуальный, интересный, востребованный и так далее.

Ирина Казаченко: «Чтобы подготовить веб-квест, нужно быть очень одержимым человеком, но результат того стоит».

В путешествие... по литературному квесту

Ирина Козаченко, учитель белорусского языка и литературы с Лельчицкой районной гимназии, рассказала, что в поисках способов, как же заинтересовать учеников белорусской литературой, вышла на технологию веб-квестов.

— Речь идет о познавательной игре с привлечением интернет-ресурсов. Во время ее ученики выбирают для себя роли, предлагаемые учителем, изучают информацию из интернет-ресурсов (их перечень рекомендует педагог) и таким образом решают (индивидуально или в группе) учебную задачу. От учителя требуется разработать сценарий веб-квеста, подготовить серию заданий для всех его участников (вопросов, на которые нужно найти ответ, проблемных ситуаций), определить критерии оценивания результатов и продумать урок, на котором будут подводиться итоги квеста, — объясняет Ирина Козаченко. — Но сначала нужно создать интригу, продумать легенду, чтобы дети заинтересовались личностью литератора.

Вот один из примеров такой легенды: «Большой сын великого народа. Первооткрыватель многих тематических слоев в национальной литературе. Замечательный художник слова и не менее замечательный историк. Фотограф-профессионал. Непревзойденный шутник, душа многих и многих компаний... Эрудит, которых мало знала и мало узнает земля Белой Руси. Настоящий товарищ, друг. Народный заступник. Покровитель нации... Все это — про парня из Орши, из надднепровской кручи...

Быў. Ёсць. Буду.

Таму, што заўжды, як пракляты,

Жыву бяздоннай трывогай,

Таму, што сэрца маё распята

За ўсе мільярды двухногіх.

«Новогодний экспресс» с пожеланиями фестивалю.

Такие строки в посмертной книге «Был. Есть. Буду» мог написать только тот, кто сознательно распял себя, как Иисус Христос, на кресте во имя людского рода. Так и случилось на самом деле: поэта не признавали или признавали наполовину. Над мучеником-заступником издевались за то, что он показывал настоящую, драматическую, сложную и вместе с тем легендарно-героическую судьбу земли под белыми крыльями. Что воспитывал в живых любовь к национальному, родному. Что ценил и поднимал на неслыханную высоту страницы забытой истории. Ему не дали при жизни звание народного, а он стал почти самым читаемым, самым дорогим для абсолютного большинства белорусов писателем».

Класс делится на путешественников, литературоведов и биографов. Задание для последних — составить презентацию «Родословной Короткевича», для путешественников — создать карту Google и указать на ней место рождения писателя, места, где он получил образование, узнать о семейной легенде его рода, сформулировать главную заслугу перед белорусской литературой. Задачи для литературоведов — составить антологию изданных им книг, справочник «Символика повести «Дикая охота короля Стаха», придумать викторину по творчеству Владимира Короткевича с цитатами из его стихотворных и прозаических произведений.

Безусловно, чтобы подготовить веб-квест, нужно быть очень увлеченным человеком. Пошаговый сценарий отнимает много времени, но результат того стоит: старшие школьники с удовольствием погружаются в предложенную им литературную игру и соответственно в белорусскую литературу. Ирина Козаченко разработала уже восемь литературных веб-квесты, которые находятся в свободном доступе на сайте: «Без смешного нет сатиры», «Речь фактами», «Дорогами первопечатников», «Эпоха Барокко», «Белорусскому дударю» и другие.

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkalaeva@zvіazda.by

Выбор редакции

Экология

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.

Общество

Универсальный язык качества

Универсальный язык качества

О развитии стандартизации в Беларуси рассказали эксперты.

Сельское хозяйство

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

 Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.

Молодежь

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.