Вы здесь

Как чувствуют себя отечественные мелкие фермерские хозяйства


Мелкие фермерские хозяйства в Беларуси работают сегодня медленно и не слишком очевидно. Конечно, на фермерском поле есть и крупные игроки, чьи объемы производства выводят их на один уровень с некоторыми колхозами. Чтобы выяснить, как обстоят дела с развитием отечественных мелких фермерских хозяйств, мы пообщались с Надеждой СОБОЛЕВСКОЙ, владелицей интернет-магазина доставки фермерских и органических продуктов «ЭкаЕжа», чья организация сотрудничает с 15 фермерами.


О Европейском сертификате

Идея для создания подобного интернет-магазина появилась более пяти лет назад. «Стало интересно, как создаются продукты и как они появляются на прилавках магазинов, — говорит Надежда. — Все белорусы по-разному относятся к органическим продуктам, есть категория людей, которым это интересно, — и их количество увеличивается».

В начале магазин работал исключительно с местными фермерами, которые выращивают свои продукты по органическим или близким к ним технологиям, с теми, кто отказался от использования минеральных удобрений, пестицидов и гербицидов, ГМО-семян, антибиотиков и комбикормов.

«У нас совсем немного сертифицированных фермеров, их можно пересчитать по пальцам. Но мы работаем и с несертифицированными работниками, потому что, к сожалению, ассортимента не хватает. Однако с этими людьми мы работаем долго и знаем, что и как они делают, по сути — они могли бы получить Европейский сертификат, если бы это было доступно и легко», — добавляет Надежда Соболевская.

Почему такой сертификат точно не помешает? Потому что тогда люди будут понимать, что приставки «эко-» и «био-» реально обозначают органический продукт.

О проблемах и перспективах

«Мы работаем с определенной группой фермеров, поэтому за остальных говорить трудно. Что касается фермеров-энтузиастов, которые занимаются органическим или приближенным к органическому фермерством, то проблема в том, что законодательство под них никак не подстроено, — отмечает Надежда. — Соответственно, они работают на тех же условиях, что и все фермеры, а вложения у них значительно больше — и энергетические, и финансовые, и даже риски. То же касается и требований».

В пример девушка привела фермера: местные власти попросили его обкосить участок земли, своеобразную буферную зону, на которой специально были оставлены заросли бурьяна, чтобы защищать основные земли от пестицидов и других веществ с территории соседнего колхоза. Это значит, что бурьян «работал» как занавес. «И тут два варианта: либо поступиться собственными принципами и скосить, либо заплатить большой штраф. И он выбрал второе».

Однако о каком-либо вытеснении мелких игроков с рынка речи, конечно, не идет, уверена Надежда. «Правила и нормы для всех равны. Однако нет индивидуального подхода. А мелкий фермер занимается несколько иной деятельностью, в отличие от крупных хозяйств, — считает Надежда Соболевская. — Более гибких условий для таких людей нет, поэтому все зависит от конкретного фермера. Либо он тратит свое время и деньги, потому что ему это нравится, либо он уходит из этой сферы. Поэтому изменения в законодательстве не помешали бы».

О супермаркетах и ценах

В 2013 году «ЭкаЕжа» начала ввозить в Беларусь органические продукты из Европы — например, бобовые, крупы, масло холодного отжима. Так организация расширила свой ассортимент, а позже вышла на рынок минских супермаркетов. Кстати, мелким фермерам работать с крупными торговыми сетями непросто. «Они могут, потому что сейчас спрос на органическую продукцию понемногу увеличивается. Конечно, торговым сетям лучше сотрудничать с меньшим количеством фермеров, чтобы не погрязнуть в оформлении большого количества договоров и других бумаг. Но тогда не хватит серьезных производственных мощностей, чтобы удовлетворить крупную торговую сеть. Ведь, как правило, такие фермеры мелкие. Вот и получается такая нестыковка», — говорит госпожа Соболевская.

Кроме того, цены на органические продукты выше, чем на обычные, однако здесь дело не в деньгах. «Это своеобразное вложение в будущее — лучше сейчас потратить немного больше на еду, чтобы потом не тратить много на лекарства. Я так понимаю, что люди об этом думают». Кстати, среднестатистический клиент магазина — это женщина, у которой есть семья и дети, в возрасте 30 лет со средним доходом и выше. Иногда приходят и бабушки, которые периодически берут творог, кто-то заказывает продукты детям, у которых аллергия. Все индивидуально, однако интерес к продукции появляется у разных людей.

 

«Сейчас весь доход мы вкладываем в развитие. Сверхприбылей в нашем деле нет. Надо понимать, что условия игры постоянно меняются. Например, у нас были вложения в импортные продукты в сфере декларирования и сертификации. А через какое-то время ввели новые фитосанитарные нормы и мы потеряли деньги».

По словам Надежды, сейчас нельзя спокойно отойти от дел, чтобы бизнес работал без каких-либо проблем. «Это очень долгосрочный проект с постоянным участием, в сторону уйти не удастся. Трудности? Конечно, возникают. Но если ты занимаешься своим делом, то в любом случае будешь постоянно решать проблемы».

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

lukashevich@zvіazda.by


Насколько прибыльно заниматься реализацией органических продуктов?

Дмитрий КРЫЛОВ, владелец одной из самых крупных в Беларуси ферм по разведению коз «ДАК»:

— Первая проблема наших фермеров — это образование. Для того чтобы вести фермерское хозяйство, нужны соответствующие знания и умения. А вот у фермеров зачастую необходимого образования для этого дела нет. Кроме того, нужно знать технологии.

Проблемы с законодательной базой? Не думаю, что с этим есть какие-то сложности, еще в былые времена был принят нормальный закон. Я бы сказал, что в отношении малого фермерства государственной политики недостаточно. Но это обосновано тем, что Беларусь больше ориентирована на крупные товарные хозяйства, а фермеры — чаще мелкие игроки.

Тут еще надо понимать, каким хозяином ты хочешь быть: если это домашний, семейный бизнес для себя и родственников — это одно, а второе, когда ты становишься фермером крупным. У мелкого фермера очень низкая конкурентоспособность против крупного хозяйства, которое может использовать дорогие технологии и при этом быстро окупиться.

На Западе эта проблема решается путем кооперации: там очень много маленьких хозяйств — если им нужен комбайн или сушилка, то они объединяются и приобретают эту единицу техники, например, на 20 фермеров. У них это хорошо развито, но и фермеров там сотни тысяч. А у нас на всю Беларусь их 2,5 тысячи, поэтому о кооперации говорить сложно. Это и есть вторая проблема: государственная политика направлена ​​на крупные организации, а не на мелких фермеров.

Поэтому фермеру лучше заниматься эксклюзивными вещами. По сути, наши мелкие фермеры эту нишу и закрывают. Либо это ягоды, либо сады, либо лекарственные травы.

Перспективы? Наверное, они есть, учитывая то, что государственная политика сегодня поворачивается в сторону предпринимательства — и в деревнях в том числе. По крайней мере, как до сих пор было: если и не помогают, то хотя бы не мешают.

Игорь Хващевский, руководитель фермерского хозяйства «Верми Экопродукт», Сморгонский район:

— Основная проблема на сегодняшний день — это недостаток клиентов по органической продукции. Что касается законодательной базы, то на сегодняшний день не принят закон об органическом земледелии, а это не дает разобраться как поставщикам, так и клиентам в том, действительно ли продукт органический. Недавно я был в одном магазине, на прилавке которого лежали продукты с пометкой «эко». Я попросил предоставить сертификат, который это подтверждает, однако оказалось, что сертификата просто нет.

Из-за отсутствия соответствующего закона людям непросто понять, почему «ЭкаЕжа» продает биосметану по более высокой цене, чем в обычном магазине. Был бы закон, люди бы понимали, что за той же биосметаной стоят корма, отсутствие антибиотиков и другие вещи, поэтому цена в частном магазине вполне оправдана.

Кроме того, фермерам не хватает возможностей кредитования. В Европе сектор органического земледелия получает дотации, у нас пока этого нет.

Выбор редакции

Культура

Актер РТБД — о призвании, жертве ради роли и миссии театра

Актер РТБД — о призвании, жертве ради роли и миссии театра

«Я понимал, какой тяжелый материал предстоит воплотить на сцене».

Гараскоп на тыдзень

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Тельцам лучше не принимать поспешных решений.

Общество

Главный директор Дирекции телеканала «Беларусь 5» рассказал «Звяздзе», чем живет «спортивный холдинг»

Главный директор Дирекции телеканала «Беларусь 5» рассказал «Звяздзе», чем живет «спортивный холдинг»

«Главная задача „Беларусь 5“ — показывать белорусскому зрителю белорусский спорт».