Вы здесь

В Минске проходит рождественский театральный фестиваль «Нябёсы»


Минский Свято-Елисаветинский монастырь принимает фестиваль уже третий год подряд. Свои лучшие спектакли в течение четырех дней демонстрируют кукольные и батлеечные театры из разных стран, среди которых Беларусь, Россия, Украина, Эстония, Великобритания и Германия. Конкурсных показов в этом году 19, однако главная задача фестиваля не определить лучшего, а показать разные стороны этого древнего вида искусства. И, конечно, в иносказательной форме поговорить о главном...


Все мероприятия проходят в Воскресной школе монастыря. У входа в нее стоит множество тележек, в холле туда-сюда бегают десятки ребятишек. Заходим в зал, немного опоздав на спектакль. Приглушенный свет, приятная музыка, которую, на удивление, не перебивает множество голосов. Дети от нуля до лет десяти, зачарованно смотрят на сцену. Видимо, срабатывает магия театра. Когда дети видят безумно популярных вымышленных персонажей в супермаркетах, то переходят на визг. Разница очевидна: там – безусловно яркие, но бездушные герои, здесь – бесконечно трогательные персонажи.

Мы попадаем на спектакль "Умка – белый медвежонок" от эстонского театра ProJekt. Хотя нет, правильнее будет сказать, что мы попадаем на север – сказка сразу опускает в нужную атмосферу. Даже кажется, что слышишь завывание вьюги за окном. Будто посмотришь на улицу – и точно увидишь метровые сугробы. В основе спектакля лежит история, старая как мир: дружба человека и животного. Только вместо привычных для нас взаимоотношений с собаками показывается взаимодействие мальчика с медведем. Да, тот самый Умка, как и в известном советском мультфильме. Используется интересный прием: люди, в отличие от медведей, в этой постановке лишены слов. Как отметил художественный руководитель и ведущий фестиваля, актер Национального академического драматического театра им. Горького Александр ЖДАНОВИЧ, известный детям и взрослым как Малеваныч из "Калыханки", общение между друзьями происходит на другом языке, слова в которого не так важны.

А если задуматься, то и сам театр, особенно кукольный и батлеечный, – это особый язык общения со зрителями. Причем с очень требовательными зрителями. Дети не могут обманывать: у них либо горят глаза, либо они начинают дергать родителей, если вдруг захочется идти в буфет. Но и в этом нет ничего плохого – усидчивость приходит с возрастом. Даже на несколько минут полностью захватить внимание ребенка – уже успех.

Тот, кто готов не только наблюдать за творчеством других, но и творить, сам может принять участие в мастер-классах. Мы попадаем на роспись гипсовых фигурок. Парни и девочки смелыми мазками наносят яркие краски, сверху присыпывая изделия щедрой порцией блесток. Как рассказала мастер Екатерина, чаще всего выбирают фигурки ангелов – атмосфера способствует.

Во время перерыва между спектаклями проведать ребят приходит отец Сергий – протоиерей Свято-Елисаветинского женского монастыря и по совместительству председатель жюри фестиваля. Многих детей он знает по именам, они наперебой показывают ему расписанные игрушки. От священника веет спокойствием: отец Сергий благосклонно реагирует на любые просьбы фотографов и с вниманием выслушивает все вопросы родителей, которые наблюдают за творческим процессом.

– А давайте я покажу вам наш музей кукол. Там очень много всего! – так по приглашению отца Сергия мы оказываемся в подвальном помещении Воскресной школы. Именно здесь расположен настоящий кукольный город, где плюшевый пес соседствует с вязаным котом, а строгий восточный шейх из папье-маше – с тканевой барышней в ярмарочном костюме. Протоиерей монастыря, забыв о взрослых, увлеченно показывает различные куклы детям, на ходу придумывая про них интересные истории.

– Наш фестиваль не только для детей в прямом смысле этого слова. Ведь взрослые – это те же дети, и к ним мы также ищем подход, – отмечает отец Сергий.

По признанию актрисы Государственного белорусского театра кукол Яны АГЕЕНКО, которая привела на спектакли и свою внучку Марианну, членам жюри приходится не просто – участники очень сильные. В течение фестиваля приходится переживать широкий спектр различных чувств: от глубокого сопереживания до окрыляющего вдохновения. Чтобы убедиться в этом, отправляемся на следующую постановку. Северные декорации меняет балаган. Гаснет свет...

Дарья КОСКО

kasko@zviazda.by

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции