Вы здесь

Как учить детей с клиповым мышлением?


А знаете ли вы, что если сложить длину всех Советских улиц населенных пунктов, то получится «магистраль» протяженностью в 698 километров! А если вытянуть в одну линию улицы, названные в честь вождя Октябрьской революции, она растянется на 440 километров. И совсем немного отстают по общей протяженности (382 километра) Октябрьские улицы. Советская топонимика продолжает в наших городах преобладать. Дарья КОСЯКОВА, учитель истории и обществоведения из 34-й столичной гимназии, уверена, что это — один из эффективных ресурсов для изучения истории. Во время VІІ Республиканского рождественского фестиваля педагогического мастерства молодой педагог рассказала своим коллегам, как можно собрать мозаику истории, используя самые разные источники информации на своем уроке: начиная от советских плакатов и заканчивая мелодиями из советских фильмов.


Дарья Косякова: «Собрать мозаику истории на уроке можно, используя самые разные источники информации ...»

Елочные игрушки с подтекстом

Благодаря картографическим интернет-ресурсам, например таким, как OpenStreetMap, можно узнать, что почти во всех столицах стран бывшего социалистического лагеря есть улица 1 Мая. А вот исторические личности, связанные с Беларусью, занимают в нашей топонимике пока очень скромное место. Статистические данные свидетельствуют, что чаще всего во время прогулок по белорусским населенным пунктам там можно «встретить» Ленина в его честь названы 479284 самых разных объекта в стране: улицы, площади, скверы, парки, библиотеки, остановочные пункты, станция метро . На втором месте идет Янка Купала: имя известного белорусского поэта упоминается 82888 раз, или в пять раз реже, чем вождя революции. На третьем — Якуб Колас (81 372 упоминания). Намного реже «звучат» Франциск Скорина, Кастусь Калиновский и Максим Богданович.

Как вы думаете, какой медиатекст самый новогодний? интересуется Дарья. Ну, конечно, это новогодние елочные игрушки. Но не современные, которые выполняют роль обычного украшения, а советские. Когда я была маленькая, не понимала, что за какие-то странные фигурки висят в моей бабушки на елке. Старые советские украшения, которые родители заменили на новые, дети часто приносят в школу как ненужные, не жалко, даже если разобьются. Но мои ученики уже поняли их ценность. Особенно примечательный в истории елочных игрушек был хрущевский период, когда появились игрушки, посвященные выходу фильма «Карнавальная ночь» (часы, на которых стрелка застыла за пять минут до наступления Нового года), выращиванию кукурузы главной на тот момент сельскохозяйственной культуры, Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве (голубь мира), ну и, конечно, покорение космоса. Кроме фигурок космонавтов и ракет появляются и новые космические верхушки на новогоднее дерево, ставшие альтернативой советским звездам. Детям всегда интересно узнать, с каким историческим событием в жизни страны было связано создание того или иного украшения и какие ценности транслирует конкретный медиатекст.

Заглянуть в глаза истории

При изучении советского периода хорошим подспорьем для учительницы стал Белорусский архив устной истории, охватывающий события от революционных времен до чернобыльской трагедии и настоящего. Его базами может свободно пользоваться любой педагог. «Цифры ничего ребенку не дают, уверена Дарья Косякова.  Они будут их помнить максимум до следующего урока истории. И совсем другое дело, когда о тех же событиях рассказывают обычные люди. Через судьбу маленького человека можно исследовать целую эпоху. Конечно, рассказы могут быть субъективны, но именно в субъективности и скрывается их главная ценность. Дети получают не просто историческую информацию, а понимают отношение простых людей к тому или иному историческому событию через их призму ценностей, как оно повлияла на их жизнь, на судьбу близких им людей, причем это уже не просто параграф или абзац в школьном учебнике».

Очень важная тема — объединение в 1939 году Западной и Восточной Беларуси. В архиве есть много воспоминаний о тех событиях жителей как присоединенных территорий, так и советских. Как они видели друг друга, что принимали или не принимали «западники» в советском образе жизни, за что «колхозники» недолюбливали «панов»?

— Когда я показываю детям воспоминания, посвященные 1939 году, то ставлю перед ними ряд вопросов, на которые они должны найти ответ. Какие события предшествовали объединению? Существовала ли разница между восточными и западными территориями Беларуси, в чем она проявлялась? Сохранились ли различия между западной и восточной Беларусью сегодня? В чем они проявляются? — подчеркивает учительница. — Еще одна интересная форма работы  — про­ект "Последние ад­рес". Это гражданская инициатива, направленная на увековечении памяти людей, ставших жертвами политических репрессий в годы советской власти. Она родилась в России, но уже вышла за ее пределы. Ее результатом стала установка многих тысяч персональных мемориальных знаков единого образца на фасадах домов, адреса которых стали последними прижизненными адресами жертв этих репрессий. Основополагающий принцип проекта — "Одно имя, одна жизнь, один знак". Чрезвычайно важно, что задачей народного мемориала является увековечение памяти "простых" граждан, жертв политических репрессий, а не только пострадавших из числа государственных деятелей, военачальников, писателей и представителей культуры. Каждый из мемориальных знаков, размером не больше ладони, установлен по "последним адресу" погибшего. Проект предусматривает создание общедоступной базы данных, в которой каждый желающий может провести поиск, отталкиваясь от любого адреса, который его интересует, либо от любой фамилии. Основным источником сведений, используемых при поиске и сверке информации, является база данных Общественного объединения "Мемориал".

Елена Ананчикова и Элла Якубовская: "Детей нельзя перегружать большими объемами информации. Их внимание нужно постараться сразу зацепить ..."

Медведев был... на МКС

Учитель истории и обществоведения Оршанской средней школы № 3, суперфиналист последнего Республиканского конкурса «Учитель года — 2017» Андрей ИВАНОВ продемонстрировал в рамках своего мастер-класса на фестивале видеоролик о пребывании действующего премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Медведева на... международной космической станции «МИР».

«Департамент пресс-службы информации правительства Российской Федерации сообщил, что во время пребывания на околоземной орбите Дмитрий Медведев принимал самое активное участие в исследовательской деятельности космонавтов, как полноправный член экипажа. Исследования были направлены на получение фундаментальных сведений о свойствах органических кислот, содержащихся в минеральной воде под воздействием различной температуры и нулевой гравитации. Репортаж о недельном пребывании премьер-министра на МКС смотрите в специальном воскресном выпуске новостей», — сообщалось в ролике, где Дмитрий Медведев перемещался в невесомости по космической станции.

«Когда произошло это событие?», — поинтересовался Андрей Иванов у коллег и услышал в ответ: «В XXI веке!», «1 апреля», «Никогда»...

Как выяснилось позже, обычно в каждой аудитории находится примерно 30% педагогов, которые воспринимают увиденное за чистую монету. Между прочим, это просто шутка, красивая дорогая реклама минеральной воды, с очень качественными снимками, скрупулезно продуманными деталями — все заставляет зрителя поверить в то, что полет в космос одного из руководителей государства — вполне возможен...

— Чему нас учит этот видеоролик? Если вы собираетесь использовать на своих уроках видеоматериалы, то сами должны уметь критически их оценивать, чтобы передавать ценный опыт своим ученикам. Безусловно, у видеоматериалов есть много преимуществ перед текстом: выбирая между «посмотреть» или «почитать», школьники, конечно, выберут первый вариант. Под видеоматериалами я имею в виду документальные и художественные фильмы, видеоклипы и мультфильмы, видеоинтервью исторических деятелей и рекламные ролики. Но и минусы у них тоже есть, которые обязательно нужно учитывать. Во-первых, нам могут навязывать определенные образы, в которых присутствуют художественный вымысел и тенденциозность, а когда мы воспринимаем информацию эмоционально, то «отключаем голову...», — предупреждает Андрей Иванов.

Примеры интеллект-карт, которые ученики создавали на занятиях по астрономии.

Почему не врал Скотинин?

— Литература, история, обществоведение дают богатейший материал для работы с манипуляциями и стереотипами, — уверена директор столинской средней школы № 2, учитель русского языка и литературы Алла ЛОЗИЦКАЯ. — В общем формированием читательской грамотности и медиаобразованием можно заниматься на любых занятиях. Многие ошибочно думают, что медиаобразование означает, что на каждый урок учитель должен принести газету, постер, продемонстрировать видеоролик и т д. Не стоит гнаться за пустыми спецэффектами. Для меня всегда было важным убедить детей в том, что классики, с произведениями которых они знакомятся на уроках литературы, не какие-то канонизированные лица. Их творчество остается актуальным и современным по сегодняшний день, именно поэтому их и считают классиками. Я делаю это через проектную деятельность. Например, при изучении комедии Д. Фонвизина «Недоросль» мои ученики анализировали, кто из героев лжет, а кто говорит правду, и выяснилось, что не врет только Скотинин. Просто потому, что у него нет в этом нужды. На образе Митрофанушки исследовали, как создается имидж успешного человека, нашли учебник по имижелогии и проанализировали по нему все действия мамы Митрофанушки — главного его «имиджмейкера», поняли, почему ей это не удалось. При изучении романа И. Тургенева «Отцы и дети» ученики искали манипуляции в поведении персонажей: нашли в книгах по социальной психологии техники манипуляций и увидели, как герои оказывали психологическое давление друг на друга и какое большое значение имеют диалоги персонажей. После чего посмотрели на Базарова и других тургеневских героев совершенно другими глазами.

«Мертвые души» Николая Гоголя всегда воспринимаются школьниками сложно. Чтобы как-то заинтересовать детей, первый урок мы посвятили изучению информационного пространства губернского города N, по которому прогулялись вместе с Чичиковым: вывески на улицах, театральные афиши, надписи на заборе «продам душу», местные газеты. Посмотрели отрывок из экранизации романа 1984 года. Потом было задание сделать цитатную характеристику Чичикова, разделить источники — чья это позиция и видение (автора, самого Чичикова ли о герое говорят другие). Не является ли мнение о человеке, которого все видят первый раз, интерпретацией? На каких основаниях оно создается? А дальше знакомство с романом уже пошло веселее.

Самый новогодний медиатекст - елочные игрушки. Особенно примечательным в истории елочных украшений был хрущевский период.

Инфографика — вместо реферата

От лириков — до физиков. Заместитель директора жлобинской средней школы № 13 Елена АНАНЧИКОВА, учителя физики Элла ЯКУБОВСКАЯ (гимназия № 1 г. Жодино) и Александр ЯКУБОВСКИЙ (Жодинская женская гимназия) посвятили свой мастер-класс факторам, приемам и средствам интеллектуального развития учащихся на уроках физики: речь идет о таких качествах, как сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность, экономичность. Физика — предмет у школьников, честно говоря, не самый любимый и довольно сложный.

— Сейчас мы учим детей, которых относят к поколению Z. О них говорят еще «рожденные цифровой революцией». Это поколение визуалов, которые требуют «законченного сюжета» и высокой динамики в ходе его развития. Контактируют и потребляют информацию они при помощи коротких видео, тегов и мемов, — объясняет Александр Якубовский. — Для современной молодежи вообще свойственно клиповое мышление, они могут выполнять несколько дел одновременно, предпочитают графическое изображение перед текстом. Дети, которые выросли в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие — не последовательное И не текстовое. Они видят картину в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Таким образом, возникает практическая проблема для педагогов — как изменить технологии «подачи» учебного материала, чтобы современным учащимся было комфортно, не нарушив при этом ведущих дидактических принципов? Одним из инструментов является инфографика, которая в большей степени соответствует нашему цифровому миру и позволяет легче запомнить необходимую информацию поколению детей-визуалов.

Образовательная инфографика представляет собой законченный визуально-информационный блок учебного материала, который можно изучить самостоятельно, без чьей-либо помощи, а после анализировать, делать выводы и находить дополнительные смыслы. Как один из методов визуализации учебной информации инфографика может использоваться на учебных занятиях для создания проблемных ситуаций и организации эффективной поисковой деятельности.

— Детей нельзя перегружать большими объемами информации, — уверена Элла Якубовская. — Их внимание нужно постараться сразу зацепить. При освоении небольших доз учебного материала, когда требуется установление причинно-следственных связей, систематизация и обобщение прочитанного, эффективно прибегать к кластерам, которые к тому же приучают детей анализировать информацию и выделять из нее главное. Кластер — это графическая форма организации информации, выделяются основные смысловые единицы и затем они фиксируются в виде схемы с указанием всех связей между ними.

— А при освоении больших тем в старших классах лучше обращаться к интеллект-картам, поскольку те позволяют отразить самые разные связи внутри темы, — советует Елена Ананчикова. — Интеллект-карты — хорошие помощники в подготовке к ЦТ, поскольку помогают структурировать и систематизировать большой объем учебного материала в наиболее доступной для учащегося форме. Еще один несомненный плюс интеллект-карт — помощь в решении образовательных задач, связанных с определением познавательной цели, поиском информации, развитием креативности.

В ситуации, когда учащимся доступно огромное количество информационных источников (книг, журналов, ресурсов интернета), написание рефератов зачастую сводится к механической закачке готового текста или копированию отдельных его частей из сети. Вот только какой процент материала запомнит ученик при выполнении такой работы? И запомнит хоть что-то вообще? Поэтому учителя-методисты советуют заменить рефераты созданием инфографики. Такие визуальные средства можно успешно использовать на самых разных предметах.

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkalaeva@zvіazda.by

Выбор редакции

Общество

Краски войны. Пять картин художников-очевидцев

Краски войны. Пять картин художников-очевидцев

Война — одна из тех тем, которые никого не оставляют равнодушными.

Спорт

Алексей Талай: Я себе поблажек не даю

Алексей Талай: Я себе поблажек не даю

Черный пояс по таэквондо и светлый путь по жизни пловца-паралимпийца.

Экономика

Поиск новой съемной квартиры — вопрос всегда волнующий. Как избежать обмана «арендаторов»?

Поиск новой съемной квартиры — вопрос всегда волнующий. Как избежать обмана «арендаторов»?

В недвижимости, где крутятся большие деньги, попасть на мошенников довольно легко.