Новогоднее настроение вселяло позитив, но 2018 год вступил в законные права, поэтому необходимо анализировать, какие вызовы он может принести и как нам на них реагировать.
Первым по значению для Беларуси является украинский кризис. От его развития многое зависит. При этом главными для Беларуси являются два направления: развитие военной ситуации на востоке Украины и стабильность страны в целом. Наибольшие риски дестабилизации в военной сфере приходятся на президентские выборы в России. Если этот период удастся пройти спокойно, то риски уменьшатся. Что касается стабильности страны в целом, то с ней все будет иначе — риски будут нарастать с каждым месяцем. Дело в том, что страна движется к президентским и парламентским выборам 2019 года, имеется большой шанс добиться досрочных выборов со стороны отдельных сил, которые рвутся к власти. При этом в ход могут пойти не совсем цивилизованные аргументы.
На втором месте по значению для Беларуси выступает стабильность мировой экономики. Евросоюз все ближе к выходу Великобритании из организации, на мировом рынке много дисбалансов, и уже слишком давно стабильно растут цены акций на западных биржах. На это накладывается ситуация с мировой политической системой, которая все больше расстраивается и риски в которой постоянно увеличиваются из-за растущих противоречий между центрами силы. Набирает силу протекционизм, что влечет риски для экономик, ориентированных на экспорт, к числу которых относится и Беларусь.
На третьем месте — развитие ситуации с экономикой в ЕАЭС. В 2017 году возобновился экономический рост на всей территории, охваченной процессами евразийской интеграции. Главный вопрос в том, насколько стабилен он будет дальше, удастся ли превзойти параметры 2017 года? Как будет развиваться российская экономика, которая является главным рынком сбыта белорусских товаров? Удастся ли прийти к новым важным соглашениям, выгодным для Беларуси?
На четвертом месте — риски, связанные с судьбой отношений Запада с КНДР. Позитивные сигналы о готовности к переговорам со стороны КНДР могут быть восприняты Западом как признание слабости, из-за чего он может удвоить усилия, чтобы добить противника, который показал слабину. Если учесть огромную армию Северной Кореи и, что более важно, ядерное оружие, в случае необдуманных решений мир может дорого заплатить за слишком агрессивную стратегию Вашингтона. Риски увеличиваются тем, что президент США Дональд Трамп мало что понимает в азиатской специфике и стремится решать все проблемы в ковбойском стиле. Такая же тактика со стороны Джорджа Буша-младшего принесла миру немало серьезных проблем.
На пятом месте риски, связанные с ситуацией вокруг Ирана. В 2015 году основные вопросы к Ирану со стороны Запада были урегулированы в результате соглашения. Дональд Трамп пытается это соглашение пересмотреть. На фоне недавних протестных выступлений в Иране правительство не может идти ему навстречу, потому что это может быть расценено в стране как слабость и вызвать уже серьезную дестабилизацию. В результате, когда по требованию Дональда Трампа США выйдут из соглашений 2015 года, может восстановиться прежняя нестабильная ситуация до 2015 года — Иран возобновит свою ядерную программу, что вызовет рост противоречий в регионе, где и так проблем хватает.
На шестом месте по значению сирийский и иракский кризисы. В 2017 году усилиями России на сирийской территории и усилиями Запада на иракской удалось разгромить террористическую группировку «Исламское государство». Но сдаваться она не собирается. У террористов по-прежнему есть десятки тысяч тренированных боевиков, часть из которых перешла на нелегальное положение, а часть пытается взять реванш. При этом риски для Евразии добавляет то, что еще одна часть, которая научилась за годы войны делу террора, начинает разъезжаться по всей Евразии в поисках тихого места, где можно какое-то время восстанавливать свои силы, а потом взяться за старое. Надеяться, что полный разгром «Исламского государства» на территории Сирии и Ирака приведет к полной ликвидации группировки, не приходится. Оно станет еще одной Аль-Каидой, сетевой структурой, имеющей десятки тысяч боевиков по всей планете и которая ищет возможности убивать.
На седьмом месте будет ситуация в ЕС. 2017 год впервые дал надежду, что экономика Евросоюза начинает очухиваться после кризиса 2008 года. Высокие темпы роста, которые превысили два процента в 2017 году, начинают напоминать ситуацию успешного периода до мирового финансового кризиса. Было бы очень неплохо, если бы экономика ЕС сохранила высокие темпы и в 2018 году, а ситуация с Брэкситом не навредила позитивной динамике. Если она продолжится, у нас появятся шансы повысить темпы роста белорусской экономики, превысив результаты 2017 года.
Сергей Кизима, доктор политических наук
ОВЕН. У вас явно остались нерешенные проблемы, желательно попытаться справиться с ними, не откладывая на потом...
Эксперты — о трендах в продовольствии белорусов и предпраздничной торговле.
«Машиной кто угодно может управлять».