Вы здесь

«Наш дом сгорел... Папа построит новый»


Вместо новоселья молодая семья из Бешенковичей созывает толоку.

Лет десять назад у родителей моих знакомых сгорел дом. Погорельцев, пока те не построили себе новое жилище, приютили соседи. В том, что мир не без добрых людей, убедилась и семья Романовичем, которая несколько месяцев назад осталась без дома своей мечты.


Дом мечты семьи Романовичей до пожара.

«Какой смысл плакать? Надо жить дальше»

С Владимиром Романовичем и его женой Александрой я познакомилась на одной из ярмарок изделий ручной работы. Приобретала у них белорусскую азбуку в виде магнитиков на холодильник. Владимир тогда рассказал, что строит дом из соломенных блоков. Радовался, как ребенок, потому что до новоселья оставались считанные месяцы. По его словам, жилье было практически готово, оставалось только поставить окна и украсить его внутри.

В скором времени в социальных сетях прочитала, что недостроенный дом Романовичей сгорел...

Вторая моя встреча с творческой семьей произошла возле Бешенковичского автовокзала. Прежде всего, мы пошли смотреть соломенный дом. А точнее то, что от него осталось.

— О вашей беде я прочитала в соцсетях. А кто вам сообщил плохую новость? — интересуюсь по дороге.

— Позвонили из милиции и сказали: «Подойдите, ваш дом сгорел», — вспоминает Владимир. — Это произошло в конце ноября, в ночь с субботы на воскресенье. Когда я подошел, еще работали пожарные. Первая мысль, которая возникла у меня в голове: надо повыкручивать шурупы, спасти доски, которые сильно не повредил огонь. Конечно, для нового дома они уже не пригодны, но мы их использовали для забора. А жена увидела пепелище и сразу в слезы.

— Ну, я поплакала немного... Столько же времени и сил в этот дом было вложено... Но потом взяла себя в руки. У меня сильный характер. Хотя, честно говоря, психологически было очень тяжело, особенно первую неделю. В нашей семье сначала звучали такие диалоги: «Так, где мои сапоги?... — Сгорели... — Где ножницы?... — На пепелище...» Считаю, что мы обошлись малой кровью: сами живы- здоровы и с детками все в порядке. Нам не понадобилось обращаться к психотерапевтам. Хотя я сначала волновалась за сыновей, так как у них появилась странная игра, которая била по нервам. Мариуш с Милошем бегали по квартире с криками: «Пожар, пожар!..» Сейчас дети всем говорят: «Наш дом сгорел... Папа построит новый».

Мы с мужем тоже настроены оптимистично. Руки есть, голова на плечах — тоже, справимся. Основной шок мы пережили. Какой смысл сейчас плакать? Надо жить дальше, что-то делать.

— Не отказались от мечты о соломенном доме?

— После пожара многие советовали нам отдать предпочтение кирпичу или блокам. Но мы, несмотря ни на что, и свой новый дом на месте сожженного будем возводить из соломы. Хотим, чтобы наши дети росли в экологическом доме. Кроме того, нам не придется переделывать фундамент, сделанный специально под соломенное здание. Более того, такой дом требует меньше затрат на возведение, а потом на отопление.

Причина же пожара не в соломе. И деревянные дома горят. За рубежом испытатели проводили уйму тестов и доказали: соломенные блоки, покрытые глинно-известковым и противопожарным слоями, надежный наполнитель и утеплитель в строительстве, в непредвиденных случаях только обугливается, но не сгорает. Мы до сих пор не знаем точную причину пожара. Пожарные нас заверили: это или поджог, или неосторожное использование огня. Скорее всего, кто-то зашел внутрь, чтобы погреться, включил горелку или бросил непогашенную сигарету... Если бы я успел заштукатурить стены изнутри, возможно, огонь распространялся бы не так быстро и его бы потушили.

Летом Александра с сыновьями помогали Владимиру на стройке.

«Теща приходила подышать соломенными стенами...»

Что можете посоветовать семьям, которые, не дай бог, попадут в такую ​​ситуацию?

— Не обвинять друг друга, — говорит Владимир и обнимает жену. — Мол, ты не досмотрел... Это не та ситуация, когда стоит выяснять отношения. Надо друг другу стараться помочь, поддержать словом, а лучше делом. Чем больше взаимопонимания, тем больше энергии идет на решение проблемы. А еще не стесняйтесь искать поддержки среди соседей, родственников. Люди, узнав о нашей беде, помогали, чем могли: кто копейкой, кто советом. Кто-то подсказал, что имеем право, как погорельцы, приобрести 50 кубов леса на льготных условиях. Сейчас собираем нужные документы. Несколько волонтеров приехали и помогли разобрать последствия пожара. После такого у нас с Сашей еще больше выросли крылья, так как увидели, что мы не одни со своей бедой.

— Беда показала, что самые близкие друзья могут не поддержать, а почти чужие первыми приходят на помощь, — добавляет Александра. — Откликнулись те, о ком мы даже не знали, от кого не ожидали поддержки. Один сосед увидел нашу трагедию и говорит: «Сегодня не могу подойти, так как работаю, но завтра скажите, что могу сделать». На следующий день он помог нам поставить забор. Были и те, кто на просьбу о помощи махал рукой: «Ой, бесплатно работать, ищи дураков». Некоторые вообще шокировали своей реакцией: «Сгорел дом? Ну, так вам и надо!»

О собственном гнездышке семья Романовичей мечтала с первого дня свадьбы.

— Вот уже шестой год мы живем вместе с Сашиной мамой. Не буду сетовать, с тещей мне повезло. Но, согласитесь, пять человек на двухкомнатную квартиру это слишком много. Поэтому новостройка была для нас отдушиной.

— Мы туда приходили даже просто посидеть в тишине, побыть наедине.

— Теща любила прийти подышать соломенными стенами. Я уже просчитал, что чтобы их восстановить, потребуется где-то тысячи три долларов. С нуля же жилье из соломенных блоков для четырех человек можно построить тысяч за десять под ключ, с отделкой.

Дом после пожара.

«Хотелось бы, чтобы к сентябрю у Мариуша была отдельная комната»

— Откуда интерес к соломенному строительству? — спрашиваю у Владимира.

— У меня в свое время в Минске был хостел. За его аренду приходилось платить бешеные деньги. Поэтому я начал искать технологию, которая позволила бы в перспективе сделать экологический, недорогой отель.

О соломенном строительстве рассказал мне папа. Говорит, перспективная вещь, почитай. Я сначала отнесся к такому предложению скептически, думал, что это такое жилье, как у Ниф-Нифа из сказки про трех поросят. Оказалось же, что каркасный дом с натуральным утеплителем — пригодный для жизни и благоприятный для здоровья. Кстати, недавно прочитал, что в Швейцарии уже построили отель из соломенных блоков. Мечтаю туда съездить, посмотреть своими глазами.

Слышала, что несколько лет назад учитель из Докшицкого района также построил соломенный дом... Но ведь он в свое время учился на строителя, даже научную работу писал на эту тему. А у вас откуда опыт?

— Я раньше работал в фирме, которая занималась изготовлением корпусной мебели. Там получил богатый опыт и понял, что построить дом — это почти то же самое, что собрать шкаф. Просто нужно знать основные конструкционные узлы. Прежде чем залить фундамент, много читал специализированной литературы, строительные форумы, консультировался со специалистами. Есть люди, у которых много денег, им проще нанять строителей. Мне же интересно во всем разобраться самому, более того, это существенно экономит деньги.

Новоселье Романовичи планируют устроить уже в этом году. Сейчас Владимир активно совершенствует проект своего будущего дома в компьютерной программе.

— Наш старший сын Мариуш 1 сентября пойдет в первый класс. Хотелось бы, чтобы у него был отдельный дом, — говорит Александра.

— Новый дом, думаю, построю скорее, — обнадеживает любимую Владимир. — За пять лет руку я уже набил, технологию освоил, знаю, на какие грабли лучше не наступать. Конечно, сейчас хорошо было бы найти помощников для скорейшего восстановления. Я в свою очередь взамен за помощь готов поделиться своими знаниями. У волонтеров будет прекрасная возможность не только поработать в хорошей компании, но и открыть для себя технологии дешевого экологического строительства. Что ценно — адаптированного к нашим реалиям. В частности, я не нашел хозяйства, которое готово продать для строительства солому, собранную в тюки, и научился делать блоки из разпущенных рулонов. В феврале вывешу на своей странице «ВКонтакте» объявление и план, где будет видно последовательность работы.

Кстати, если кто-то тоже захочет поддержать семью Романовичей в непростое для них время, можно отдать предпочтение вещам с белорусским колоритом — заказать школьные тетради, альбомы для рисования, женские украшения, почтовые конверты, вязаные шапки и шарфы с орнаментом или что-то еще через интернет магазин belarusam.by.

Планы у Владимира Романовича, как видите, грандиозные. После того, как восстановит свой дом, думает развивать тему экологического строительства в нашей стране. Хочет строить из соломенных блоков не только жилые дома, но и детские сады, торговые павильоны.

— Мы, ремесленники, платим бешеные деньги за участие в ярмарках. Но большинство организаторов не очень заботятся, чтобы у нас был результат. За два дня можно даже не отбить аренду, так как толпы людей не будет. Причины могут быть разные: либо место для ярмарки выбрали неудобное, либо реклама была плохая. С такой ситуацией мы с женой столкнулись в Гродно, знакомые — на последней столичной рождественской ярмарке во Дворце искусств. Прекрасно было бы нам, ремесленникам, объединиться и построить во всех областных центрах постоянные павильоны из соломенных блоков. Я мог бы договориться с городскими властями о выделении мест. Ну, и конечно, не отказываюсь от мысли заработать деньги на первый в нашей стране экоотель. Там буду принимать туристов и проводить семинары по соломенному строительству.

Надежда ДРИНДРОЖИК

Минск—Бешенковичи—Минск

Выбор редакции