Вы здесь

В Министерстве образования озвучили основные задачи на ближайший год


«В современном мире устойчивое социально-экономическое развитие во многом зависит от уровня и качества образования. Система образования должна быть гибкой, отвечать на глобальные вызовы, изменяться и совершенствоваться в интересах человека, общества и государства», — такое мнение озвучил на итоговой коллегии своего ведомства министр образования Игорь КАРПЕНКО.


— Поэтому каждое принятое нами в прошлом году управленческое решение обсуждалось с профессионалами, учеными, педагогами-практиками, Советом ректоров, директорским корпусом, депутатами, общественно-консультационным советом, созданным при министерстве, отраслевым профсоюзом, родителями учащихся, неравнодушными гражданами. А наиболее масштабные проблемы рассматривались с участием главы государства на Республиканском педагогическом совете и II Съезде ученых, — подчеркнул министр. — Закладывая перспективную законодательную базу, мы не забывали и о текущих вопросах. Так, был изменен ряд важных правовых актов, действовавших в системе образования: Положение об аттестации педагогических работников, о попечительском совете, родительском комитете и другие. Но главное — нам удалось «расшевелить» систему, актуализировать ее роль и место в современном белорусском обществе, наметить приоритетные направления поступательного развития.

Курс — на независимую аттестацию

Значительные изменения произошли в содержании общего среднего образования. В прошлом году были переработаны учебные программы по всем предметам. Выдан 41 новый учебник: их готовили с учетом возрастных особенностей учащихся, задания насыщены национальным контентом, дополнены электронными образовательными ресурсами, интересно оформлены. К 1 сентября 2019 года в соответствии с поручением главы государства будут обновлены все учебники, но мониторинг содержания учебных программ, учебников и учебных пособий, внесение в них необходимых корректировок будут продолжается.

— Для повышения ответственности учащихся за результаты учебы министерством уже принято решение о введении со следующего учебного года неудовлетворительных оценок в V—XI классах: «1» и «2» балла, — сообщил Игорь Карпенко. — Оставлять на второй год учеников с неудовлетворительными годовыми оценками мы пока не планируем. А вот в перспективе, после введения института независимой аттестации, которая должна проводиться при наличии надежных методов оценивания, критериев открытости, прозрачности и доступности информации, точных механизмов обратной связи, каждый выпускник получит объективный ответ на вопрос, какую траекторию дальнейшего обучения ему нужно выбрать. Это будет способствовать повышению мотивации в выборе будущей профессии.

Между прочим, в этом году белорусские школьники впервые будут участвовать в международном исследовании образовательных достижений учащихся РISА (Рrоgrаm fоr Intеrnаtiоnаl Studеnt Аssеssmеnt). Весной прошлого года уже состоялся пробный этап, который показал, что технически и организационно Беларусь к исследованию подготовлена.

За профессией в технопарк

Для предоставления равных возможностей в получении качественного образования принято принципиальное решение: экзаменов в 5-й класс гимназий больше не будет, подчеркнул Игорь Карпенко. Президентом уже подписан соответствующий указ. В связи с этим нам необходимо разработать комплекс нормативных мер по реализации положений указа, начиная с поддержки талантливых и одаренных учащихся и заканчивая созданием национальной системы оценки качества образования. Будут разработаны новые подходы в итоговой аттестации выпускников IХ и ХI классов, создана республиканская структура по оценке качества образования в целом. Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что качество образования не только высокий балл аттестата. Прежде всего это успешно устроенный в жизни человек, его мировоззренческий стержень и активная гражданская позиция. Особая роль в этом принадлежит профориентационной работе.

Игорь Карпенко поставил задачу: со следующего учебного года профессиональной подготовкой рабочих и служащих на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования должно быть охвачено максимальное количество учеников ХХI классов. Вместе с тем требуются инновационные подходы в организации профориентационной работы.

Сегодня Министерство образования совместно с ведущими университетами прорабатывает вопрос организации деятельности детского технопарка. Работа с одаренными и талантливыми детьми должна быть сконцентрирована не только на развитии творческих музыкальных, артистических способностей, но и мотивировать к техническому творчеству и научному поиску. В стенах детского технопарка школьники смогут попробовать себя в будущей профессии, в науке, конструировании и изобретениях. С этой целью изучался опыт соседей: деятельность в России квантортумов и образовательного центра «Сириус» в Сочи. В Беларуси тоже хватает наработок в этом направлении, поэтому основной задачей сейчас является создание соответствующей базы.

Для повышения престижности рабочих профессий, усиления профориентационной работы используется потенциал конкурса профессионального мастерства WоrldSkills. В 2017 году белорусская команда завоевала 2 золотые, 21 серебряную и 6 бронзовых медалей на Международном чемпионате стран-членов Евразийского пространства в Краснодаре; 2 медали — «серебро» и «бронзу» — на национальном чемпионате в Шанхае. А на 44-м Международном чемпионате в Абу-Даби белорусские конкурсанты заняли 16 место из 59 стран. Теперь к этому движению в рамках JunиоrSkills присоединяются более юные учащиеся. В текущем году пройдет уже в третий национальный чемпионат профессионального мастерства WоrldSkills Bеlаrus — 2018.

Совершенствование отбора

На уровне высшего образования деятельность министерства была направлена ​​в прошлом году на оптимизацию структуры, объемов и повышение качества подготовки специалистов: вводились новые специальности, содержание тестов приводилось в соответствие со школьной программой, абитуриентам предоставили право сдавать четыре предмета на ЦТ, срок действия сертификатов продлили на два года, а количество резервных дней было увеличено.

— Работа над совершенствованием правил приема будет продолжаться и дальше, — заверил министр. — Я имею в виду увеличение порогового значения ЦТ, требования к стажу работы для выпускников школ, которые выбрали заочное обучение, собеседование при приеме на специальности, связанные с управлением, закрепление компетенции министерства на введение профильного экзамена, так как при зачислении мы должны видеть не только баллы и цифры, но прежде всего человека!

Начата и будет проводиться целенаправленная работа по сокращению количества невостребованных специальностей и специальностей, которые не соответствуют направлению деятельности конкретного вуза, укрупнению и объединению родственных специальностей, введении новых.

Так, в 2017 году на первой ступени высшей школы в связи с нецелесообразностью подготовки были аннулированы 8 специальностей, 19 направлений специальностей и 17 специализаций. На другой — 5. Одновременно было введено 10 и 8 новых специальностей соответственно.

Кого готовить и как?

Заместитель премьер-министра Беларуси Василий ЖАРКО, который принял участие в коллегии, поставил перед системой образования ряд задач и обратил внимание на вопросы организационного плана. В частности, до конца февраля нужно определиться со сроками обучения в учреждениях образования Беларуси, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

— Сегодня в одном вузе экономистов готовят четыре с половиной года, а в другом — четыре года. Должен действовать единый стандарт подготовки для всех, а политику в этом вопросе должны определять ведущие профильные вузы, — отметил вице-премьер. — В стране модернизируются предприятия, строятся новые, делаются серьезные шаги к развитию цифровой экономики. Подписан соответствующий декрет. Нам нужны специалисты, способные работать на современном оборудовании, управлять сложными технологическими процессами. Вместе с тем многие ссузы и вузы сегодня выпускают специалистов вчерашнего дня, и, как отмечают работодатели, их приходится доучивать и переучивать. Ситуацию надо в корне изменить. К 1 августа необходимо обеспечить разработку или доработку программной документации по всем уровням профессионального образования, исключить ненужные дисциплины, которые не имеют отношения к подготовке по конкретной специальности. Надо усилить практическую составляющую образовательного процесса, осваивать новые перспективные направления подготовки. Наука и технологии не стоят на месте, и сфера образования должна идти в ногу с их развитием, а лучше опережать.

Василий Жарко отметил, что не вузы будут определять, кого и сколько им набирать на обучение. Потребность в кадрах будут формировать Министерство труда совместно с министерствами экономики и образования — с учетом потребностей рынка труда, баланса трудовых ресурсов и демографических прогнозов. Каждая цифра должна быть обоснована.

Под персональную ответственность

Заместитель премьер-министра также обратил внимание на важность сохранения доступности дошкольного образования на селе.

— В каждом агрогородке должен быть детский сад или детский сад - школа. Если не будет таких учреждений, то не будет у села и будущего. Очень больной вопрос — закрытие школ. Такие решения нужно тщательно
продумывать, внимательно вникать в каждую ситуацию, а не гнаться за мнимой экономией, нужно общаться с населением, объяснять, убеждать. Может, где-то уже не требуется сохранение базовой школы, так оставьте там начальную и не возите малыша за 15—20 километров от дома. Прошу обратить внимание: с этого года все решения о закрытии и реорганизации школ будут приниматься только с согласия министра образования, и он будет нести перед правительством персональную ответственность за обоснованность таких решений, — предупредил Василий Жарко.

Остановился заместитель премьер-министра и на «проблеме с бородой»: «Много говорилось о выполнении несвойственных функций учителями, но в некоторых школах эта практика по-прежнему сохраняется, — отметил он. — Казалось бы, принято постановление об ограничении документооборота в школах, а бумажная волокита продолжается. Например, в одной из минских школ от учителей требуют отчет о проведении каникул учащимися, в другой — отчет о самообразовании. И таких примеров много, так поставьте, наконец, точку в этом вопросе, доведите до каждого директора школы, учителя свое постановление и обеспечьте жесткий контроль за его выполнением. В таком русле нужно работать и по другим вопросам. Вы определяете политику в образовании и должны обеспечить эффективный контроль за ее реализацией».

«Поскольку оценку работы школы и учителей дают родители учащихся, то к их мнению нужно обязательно прислушиваться, — уверен Василий Жарко. — С сентября школы работают по обновленным учебным планам, но все ли вопросы с перегруженностью учебных программ решены? Думаю, что нужно провести встречу с родителями школьников, выслушать их мнения и предложения и при необходимости внести коррективы».

Взгляд изнутри

— Многие поколения учеников выросли на зазубривании учебного материала, но те, кто критикуют в связи с этим современную школу, не правы, — поделилась своими мыслями с участниками коллегии учитель белорусского языка и литературы Боровухской средней школы № 15 города Новополоцка, победитель Республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года — 2017» Светлана РУМЯНЦЕВА. — Школа стремится научить детей самостоятельно добывать знания, научить учиться. Новые программы и учебники — только одно из этих условий, но очень важное. Мы, учителя, очень рады тому, что Министерство образования прислушивается к нашим конкретным предложениям по их улучшению, побуждает к работе над учебными пособиями учителей-практиков. И замечательно, что те учебники, которые поступили в школы для учеников 7 класса, отражают в единстве и логику науки, и логику программы, и логику развития личности. Я хоть и являюсь учителем белорусского языка и литературы, но могу так говорить не только об учебнике по литературе, так как отзывы коллег (учителей других предметов), подтверждают это. Новые учебники — информативные, наглядные, они связывают учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждают к самообразованию и творчеству. Считаю, что ссылки в базовых учебниках, которые готовятся сейчас, должны быть не только на электронные ресурсы Национального института образования, но и на разработки учителей-методистов, других творческих учителей-практиков. Чем более широкий будет банк данных, тем более качественно будет усваиваться обновленное содержание образования.

 

Очень важным условием для того, чтобы научить детей учиться, Светлана Румянцева считает и переход от информативных к активным методам обучения, которые включают элементы проблемности, поиска, широкое использование резервов самостоятельной работы учащихся.

«Практика свидетельствует, что выбор технологий на уроке определяется и наличием соответствующих средств обучения, и особенностями учеников, и временным ресурсом и предпочтениями учителя. Самым важным критерием выбора, безусловно, является целевая направленность технологии «Для чего?» Сошлюсь на собственный опыт: долгое время изучала и вводила в практику работы технологию развития критического мышления через чтение и письмо, стратегию активной оценки, и могу с уверенностью сказать, что они позволяют максимально задействовать возможности, знания и интересы учащихся для повышения результативности учебного процесса, развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка», — отметила Светлана Румянцева.

— Будущих учителей нужно готовить в вузах в практическом ключе, — добавила она. — Поддерживать и помогать им в начале карьеры. Развивать на разнообразных методических мероприятиях. Именно тогда сочетание высокой духовности учителя, усовершенствованного содержания образования и современных образовательных технологий позволят достичь такого качества образования, которое будет соответствовать требованиям белорусского общества и государства.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Марины БЕГУНКОВОЙ и БЕЛТА

Выбор редакции

Общество

Гороскоп на эту неделю

Гороскоп на эту неделю

ВОДОЛЕЙ. На этой неделе добиться успеха сможете только с помощью личных организаторских умений и новых идей.

Общество

Арктическое вторжение на смену теплому воздуху. Когда ждать первый снег? Прогноз от Дмитрия Рябова

Арктическое вторжение на смену теплому воздуху. Когда ждать первый снег? Прогноз от Дмитрия Рябова

С чем связана такая осенняя изменчивость погоды и когда ждать первый снег.

Общество

Кто рискует заболеть раком молочной железы?

Кто рискует заболеть раком молочной железы?

На первом месте — наследственный фактор.