Ежедневно на белорусских дорогах происходит примерно 5-6 аварий, в которых гибнут или получают ранения люди. Только за последние четыре года погибло около 2400 человек. За этой цифрой - трагедии конкретных семей. У кого-то дорога забрала маму или папу, у кого-то - мужа или детей... Как продолжать ездить на любимом автомобиле и при этом оставаться в живых и никого не травмировать? Об этом говорим с мастером спорта и неоднократным чемпионом Беларуси по авторалли, директором центра контраварийной подготовки Сергеем Овчинниковым. На интервью он приехал на своем Subаru Lеgасу серебряного цвета.
О крутом джипе и отношениях со скоростью
- Сергей Олегович, почему-то думала, что у вас дорогой джип. По каким критериям выбирали себе машину?
- Я много езжу по Беларуси, в том числе зимой, и мне нужна повышенная проходимость. Поэтому для меня важно, чтобы машина была полноприводная. Знаю людей, которые приобретают крутые джипы. Кому-то это нужно для имиджа, кому-то для перевозки большой семьи с лыжами, санками. Есть и те, кто пытается при помощи дорогой машины что-то доказать другим. Я никому ничего не собираюсь доказывать. Да и большой джип мне просто не нужен: зачем мне возить воздух. Я езжу преимущественно один. Принципиально не покупал машину из салона, так как часто перевожу что-то на дачу. Мой автомобиль далеко не новый, но он меня вполне устраивает.
- По статистике, большое количество аварий происходит из-за превышения скорости. Как вы, гонщик, к этому относитесь?
- Я очень уважительно отношусь к скорости, так как понимаю, что чем она выше, тем меньше у меня шансов. С физикой ничего не поделаешь. Я это проверял за пределами дороги. Во время соревнований не раз переворачивался, вылетал в кювет. Думаете, почему гонщики едут медленнее? Ведь не понаслышке знают, что есть граница, после которой от них ничего не зависит. Многие же из любителей погонять, чтобы почувствовать адреналин, к сожалению, не понимают всех последствий и не чувствуют этого предела.
Об экспресс-курсе выхода из заноса и коте на дороге
- Слышала, что вы решили открыть центр контраварийной подготовки после того, как сами в качестве пассажира попали в аварию?
- Да. Мы ехали по довольно широкой московской трассе, и машина попала в совсем маленький занос. Водитель повернул руль куда надо, но слишком много. И машина из маленького заноса тут же попала в следующий, очень серьезный. В результате ее вынесло на встречную полосу. Нам повезло: машина, по-видимому, зацепилась за снег и вылетела в кювет. Тем самым мы избежали столкновения с ЗИЛом, который ехал по встречке. Я увидел, что водители не умеют выходить из самой банальной ситуации, они просто беспомощны. Давайте покажу вам видео, где совсем маленький занос приводит к трагедии.
Понимаю, если бы водитель летел 150 км/ч, не вписался в поворот и перевернулся. Сам виноват. А тут ехал спокойно, по правилам, колесо попало в снежную кашу. Машину немного занесло. Водитель не справился... Мне захотелось передать свои знания и навыки. Теперь вижу, что это на самом деле нужно. Люди часто звонят, благодарят. Месяца три назад девушка ехала по дороге, за ней на своей машине ее муж (они у нас учились в центре). Неожиданно на встречную выскочила иномарка. Моя ученица успела свернуть, показав поворот, чтобы предупредить мужа, что она будет перестраиваться. В подобных ситуациях думать времени нет. Нужно реагировать мгновенно. Если человек поскользнулся и падает, он рефлективно подставляет руки. Так и здесь, важно нарабатывать авторефлексы. А вы, кстати, знаете, куда надо руль крутить, когда машину заносит? (Обращается ко мне.)
- В сторону, противоположную заносу.
- Это при каком приводе?
- Переднем.
- А если машина заднеприводная? Ага, задумались. А хотите научу? (Сергей Олегович усаживает меня на стул, протягивает руль-тренажер). Представьте, вы едете. Здесь вас вдруг заносит (поворачивает мой руль влево). Куда вы смотрите? Это самая распространенная ошибка большинства водителей, они смотрят на деревья и кювет (в таком случае они туда и въедут). А надо смотреть на дорогу. Туда же и руль крутить, в ту сторону, куда хотите ехать. И не важно, какая машина, передне-, задне- или полноприводная. Вот вы и прошли экспресс-курс выхода из заноса (улыбается).
- Вы просматриваете сводку с авариями, которые происходят?
- Приходится это делать. Но, если честно, мне это не приносит удовольствия. Когда вижу битые машины, понимаю, что произошло с людьми. Просматривая сводки ГАИ, вижу, что очень часто аварии происходят не с лихачами. Погибает не тот пацан на БМВ, который что-то кому-то демонстрировал, превышая скорость, как все представляют. Вылетают в кювет зрелые мужчины, которые везли родных из какой-то деревни, молодые матери с маленькими детьми...
- Имеете в виду ситуацию, когда женщина-водитель вылетела в кювет, потому что на дорогу выбежал кот?
- И эту тоже. В той же самой Америке при сдаче на права в билетах есть вопрос: «Что должен сделать водитель, двигаясь на большой скорости в плотном потоке автомобилей, если кошка или собака неожиданно выбежали на дорогу?» Как вы думаете, какой правильный ответ? Правильно: задавить. Прагматично, но это так. Если не задавить, значит, машину, скорее всего, занесет и она вылетит в кювет. На большой скорости нельзя маневрировать. Максимум - тормозить. А иногда и тормозить нельзя. Считаю, что подобную практику следует перенимать и нам. Мелочей на дороге не бывает. В американских автошколах будущим водителям показывают 7-часовой фильм. Он о том, как человек нарушает ПДД, погибает, потом лежит в гробу, а его родители, жена, сын плачут. Я тоже один подобный социальный ролик показываю своим ученикам, могу и вам показать.
- А в роли водителя хоть раз попадали в ДТП?
- Дважды. К счастью, у меня аварии были несерьезные. Один раз стоял на светофоре на спуске, на перекрестке возле цирка, и на мою машину «наехали» сзади. Деваться было некуда, спереди стояла другая.
Однажды зимой встречная иномарка не увидела меня из-за стоящих машин и начала поворачивать. Была скользкая дорога, я ехал на скорости 50 км/ч. Понял, что не успеваю остановиться, потому направил машину в переднее колесо, чтобы не травмировать людей (в салоне, кроме водителя, были две женщины - его жена и теща). Бывают ситуации, когда невозможно избежать столкновения, тогда нужно уменьшить последствия. Мы в центре учим, что в подобном случае лучше бить или в переднее колесо или в заднее, так как между колесами «жилая зона», там, как правило, находятся пассажиры.
О «мертвых зонах» и правиле трех «Д»
- Сергей Олегович, какой вы водитель?
- Пессимистический. На дороге лучше быть пессимистом, чем оптимистом. Когда въезжаю во двор, например, то всегда думаю, что там может бежать ребенок или выезжать машина. Если водитель допускает худшее, он к этому готов, снижает скорость, чтобы успеть остановиться. Я зимой езжу часто медленнее, чем другие. Ведь когда вижу снег, то допускаю, что под ним лед. А поворот крутой, и тот, кто едет быстро, вылетит в кювет.
У нас в автошколах учат вождению по ПДД, а за границей не только по ПДД, но и по правилу трех «Д» (Дай Дорогу Другому). Это, считаю, очень правильно. Если в Германии кто-то, несмотря на знак «уступи дорогу», несется на всей скорости, то водитель, хотя и имеет преимущество, обязательно притормозит. А у нас (наблюдаю это ежедневно) «я еду, не глядя по сторонам, так как на главной дороге». А может, знак за кустами и водитель его не видит или перекресток настолько скользкий, что он не сможет остановиться? Поэтому в Германии, когда ты едешь по главной дороге, а по второстепенной подъезжает другая машина, водители обязательно установят визуальный контакт, чтобы убедиться в своей безопасности.
- Можете назвать основные ошибки начинающих водителей, которые приводят к авариям?
- Их много. Назову лишь некоторые из них. К сожалению, не во всех автошколах учат контролировать поворотом головы «мертвые зоны». У нас это мина замедленного действия, которая, к сожалению, срабатывает. Сколько случаев, когда на кольцевой на скорости 90 км/ч такой недоученный водитель перестраивается и отбрасывает в отбойник машину, которая в этот момент находилась в «мертвой зоне». Если вы ничего не нарушаете, спокойно едете по дороге, все равно нет гарантии, что кто-то не повернет руль и не совершит аварию. Поэтому не нужно долго находиться в «мертвой зоне».
Чтобы решить эту проблему, не требуется финансовых вложений. Нужно только при приеме экзаменов ставить создание аварийной ситуации, когда претендент на водительское удостоверение не контролирует «мертвую зону». И тогда все автошколы будут обучать так, как надо, как делают вся Европа, Америка, Канада, Австралия... Невозможно в Германии сдать на права, если водитель не проконтролировал поворотом головы «мертвую зону» перед перестраиванием.
Если водитель пересаживается на машину с автоматической коробкой переключения передач, не всегда понимает, что она реагирует на педаль газа с опозданием. Это очень опасно, особенно перед крутым поворотом или разворотом. Водитель нажал на педаль газа, машина не едет. «Наверное, мало нажал», - думает и добавляет... Машина вылетает на встречную или в бордюр.
Также водители, к сожалению, не умеют экстренно (быстро) разгоняться и тормозить. Просто никогда в жизни не нажимали на педаль тормоза резко, чтобы сработала АБС. Иногда из-за этого возникают аварии. Например, водитель начинает тормозить, ему что-то стучит по ноге, он пугается, отпускает педаль тормоза и въезжает в другую машину. Советую попробовать в безопасных условиях, где-то за городом, применить экстренное торможение, чтобы почувствовать свой автомобиль. Иногда это может спасти жизнь.
Нельзя садиться за руль в усталом состоянии
Очень много ситуаций, когда водитель засыпает во время движения. Причем трагедии происходят обычно при подъезде к дому, так как человек расслабляется. Если устали, остановитесь и отдохните. У нас в центре есть правило: если в дальнюю дорогу отправляется большая компания, не спят водитель и пассажир справа. И ответственность на них одинаковая.
Лайфхаки от Сергея Овчинникова
Как остаться спокойным, когда встречаешь хамов на дороге?
Если кто-то вас, например, подрезал и внутри все кипит, можно сказать вслух какое-нибудь слово или выражение. И это будет выходом вашей негативной энергии. И езжайте себе спокойно дальше. Но желать плохого водителю-хаму не надо. Ведь это пожелание может бумерангом вернуться назад. Лично я, может с опытом, может с возрастом, к хамам на дороге отношусь довольно спокойно, смотрю на них как на неразумных детей. Вот, например, мой маленький внук нашкодил, он же не понимает. Неужели я буду на него обижаться?
Как избежать аварии на скользкой дороге?
Советую овладеть навыкам выхода из заноса. Будьте особенно осторожны перед пешеходными переходами. Это место, где все тормозят и разгоняются. Если посмотреть внимательно, там образуется два «катка». Иногда, чтобы не въехать в пешехода или в багажник переднего авто, следует переместиться немного влево или вправо, там снег утрамбован и торможение будет значительно лучше.
Надежда ДРЫНДРОЖИК
Фото Анны ЗАНКОВИЧ
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.
«Выборы мы проводим для своей страны и для своего народа».