Вы здесь

Водитель должен быть пессимистом


Ежедневно на белорусских дорогах происходит примерно 5-6 аварий, в которых гибнут или получают ранения люди. Только за последние четыре года погибло около 2400 человек. За этой цифрой - трагедии конкретных семей. У кого-то дорога забрала маму или папу, у кого-то - мужа или детей... Как продолжать ездить на любимом автомобиле и при этом оставаться в живых и никого не травмировать? Об этом говорим с мастером спорта и неоднократным чемпионом Беларуси по авторалли, директором центра контраварийной подготовки Сергеем Овчинниковым. На интервью он приехал на своем Subаru Lеgасу серебряного цвета.


О крутом джипе и отношениях со скоростью

- Сергей Олегович, почему-то думала, что у вас дорогой джип. По каким критериям выбирали себе машину?

- Я много езжу по Беларуси, в том числе зимой, и мне нужна повышенная проходимость. Поэтому для меня важно, чтобы машина была полноприводная. Знаю людей, которые приобретают крутые джипы. Кому-то это нужно для имиджа, кому-то для перевозки большой семьи с лыжами, санками. Есть и те, кто пытается при помощи дорогой машины что-то доказать другим. Я никому ничего не собираюсь доказывать. Да и большой джип мне просто не нужен: зачем мне возить воздух. Я езжу преимущественно один. Принципиально не покупал машину из салона, так как часто перевожу что-то на дачу. Мой автомобиль далеко не новый, но он меня вполне устраивает.

- По статистике, большое количество аварий происходит из-за превышения скорости. Как вы, гонщик, к этому относитесь?

- Я очень уважительно отношусь к скорости, так как понимаю, что чем она выше, тем меньше у меня шансов. С физикой ничего не поделаешь. Я это проверял за пределами дороги. Во время соревнований не раз переворачивался, вылетал в кювет. Думаете, почему гонщики едут медленнее? Ведь не понаслышке знают, что есть граница, после которой от них ничего не зависит. Многие же из любителей погонять, чтобы почувствовать адреналин, к сожалению, не понимают всех последствий и не чувствуют этого предела.

Об экспресс-курсе выхода из заноса и коте на дороге

- Слышала, что вы решили открыть центр контраварийной подготовки после того, как сами в качестве пассажира попали в аварию?

- Да. Мы ехали по довольно широкой московской трассе, и машина попала в совсем маленький занос. Водитель повернул руль куда надо, но слишком много. И машина из маленького заноса тут же попала в следующий, очень серьезный. В результате ее вынесло на встречную полосу. Нам повезло: машина, по-видимому, зацепилась за снег и вылетела в кювет. Тем самым мы избежали столкновения с ЗИЛом, который ехал по встречке. Я увидел, что водители не умеют выходить из самой банальной ситуации, они просто беспомощны. Давайте покажу вам видео, где совсем маленький занос приводит к трагедии.

Понимаю, если бы водитель летел 150 км/ч, не вписался в поворот и перевернулся. Сам виноват. А тут ехал спокойно, по правилам, колесо попало в снежную кашу. Машину немного занесло. Водитель не справился... Мне захотелось передать свои знания и навыки. Теперь вижу, что это на самом деле нужно. Люди часто звонят, благодарят. Месяца три назад девушка ехала по дороге, за ней на своей машине ее муж (они у нас учились в центре). Неожиданно на встречную выскочила иномарка. Моя ученица успела свернуть, показав поворот, чтобы предупредить мужа, что она будет перестраиваться. В подобных ситуациях думать времени нет. Нужно реагировать мгновенно. Если человек поскользнулся и падает, он рефлективно подставляет руки. Так и здесь, важно нарабатывать авторефлексы. А вы, кстати, знаете, куда надо руль крутить, когда машину заносит? (Обращается ко мне.)

- В сторону, противоположную заносу.

- Это при каком приводе?

- Переднем.

- А если машина заднеприводная? Ага, задумались. А хотите научу? (Сергей Олегович усаживает меня на стул, протягивает руль-тренажер). Представьте, вы едете. Здесь вас вдруг заносит (поворачивает мой руль влево). Куда вы смотрите? Это самая распространенная ошибка большинства водителей, они смотрят на деревья и кювет (в таком случае они туда и въедут). А надо смотреть на дорогу. Туда же и руль крутить, в ту сторону, куда хотите ехать. И не важно, какая машина, передне-, задне- или полноприводная. Вот вы и прошли экспресс-курс выхода из заноса (улыбается).

- Вы просматриваете сводку с авариями, которые происходят?

- Приходится это делать. Но, если честно, мне это не приносит удовольствия. Когда вижу битые машины, понимаю, что произошло с людьми. Просматривая сводки ГАИ, вижу, что очень часто аварии происходят не с лихачами. Погибает не тот пацан на БМВ, который что-то кому-то демонстрировал, превышая скорость, как все представляют. Вылетают в кювет зрелые мужчины, которые везли родных из какой-то деревни, молодые матери с маленькими детьми...

- Имеете в виду ситуацию, когда женщина-водитель вылетела в кювет, потому что на дорогу выбежал кот?

- И эту тоже. В той же самой Америке при сдаче на права в билетах есть вопрос: «Что должен сделать водитель, двигаясь на большой скорости в плотном потоке автомобилей, если кошка или собака неожиданно выбежали на дорогу?» Как вы думаете, какой правильный ответ? Правильно: задавить. Прагматично, но это так. Если не задавить, значит, машину, скорее всего, занесет и она вылетит в кювет. На большой скорости нельзя маневрировать. Максимум - тормозить. А иногда и тормозить нельзя. Считаю, что подобную практику следует перенимать и нам. Мелочей на дороге не бывает. В американских автошколах будущим водителям показывают 7-часовой фильм. Он о том, как человек нарушает ПДД, погибает, потом лежит в гробу, а его родители, жена, сын плачут. Я тоже один подобный социальный ролик показываю своим ученикам, могу и вам показать.

- А в роли водителя хоть раз попадали в ДТП?

- Дважды. К счастью, у меня аварии были несерьезные. Один раз стоял на светофоре на спуске, на перекрестке возле цирка, и на мою машину «наехали» сзади. Деваться было некуда, спереди стояла другая.

Однажды зимой встречная иномарка не увидела меня из-за стоящих машин и начала поворачивать. Была скользкая дорога, я ехал на скорости 50 км/ч. Понял, что не успеваю остановиться, потому направил машину в переднее колесо, чтобы не травмировать людей (в салоне, кроме водителя, были две женщины - его жена и теща). Бывают ситуации, когда невозможно избежать столкновения, тогда нужно уменьшить последствия. Мы в центре учим, что в подобном случае лучше бить или в переднее колесо или в заднее, так как между колесами «жилая зона», там, как правило, находятся пассажиры.

О «мертвых зонах» и правиле трех «Д»

- Сергей Олегович, какой вы водитель?

- Пессимистический. На дороге лучше быть пессимистом, чем оптимистом. Когда въезжаю во двор, например, то всегда думаю, что там может бежать ребенок или выезжать машина. Если водитель допускает худшее, он к этому готов, снижает скорость, чтобы успеть остановиться. Я зимой езжу часто медленнее, чем другие. Ведь когда вижу снег, то допускаю, что под ним лед. А поворот крутой, и тот, кто едет быстро, вылетит в кювет.

У нас в автошколах учат вождению по ПДД, а за границей не только по ПДД, но и по правилу трех «Д» (Дай Дорогу Другому). Это, считаю, очень правильно. Если в Германии кто-то, несмотря на знак «уступи дорогу», несется на всей скорости, то водитель, хотя и имеет преимущество, обязательно притормозит. А у нас (наблюдаю это ежедневно) «я еду, не глядя по сторонам, так как на главной дороге». А может, знак за кустами и водитель его не видит или перекресток настолько скользкий, что он не сможет остановиться? Поэтому в Германии, когда ты едешь по главной дороге, а по второстепенной подъезжает другая машина, водители обязательно установят визуальный контакт, чтобы убедиться в своей безопасности.

- Можете назвать основные ошибки начинающих водителей, которые приводят к авариям?

- Их много. Назову лишь некоторые из них. К сожалению, не во всех автошколах учат контролировать поворотом головы «мертвые зоны». У нас это мина замедленного действия, которая, к сожалению, срабатывает. Сколько случаев, когда на кольцевой на скорости 90 км/ч такой недоученный водитель перестраивается и отбрасывает в отбойник машину, которая в этот момент находилась в «мертвой зоне». Если вы ничего не нарушаете, спокойно едете по дороге, все равно нет гарантии, что кто-то не повернет руль и не совершит аварию. Поэтому не нужно долго находиться в «мертвой зоне».

Чтобы решить эту проблему, не требуется финансовых вложений. Нужно только при приеме экзаменов ставить создание аварийной ситуации, когда претендент на водительское удостоверение не контролирует «мертвую зону». И тогда все автошколы будут обучать так, как надо, как делают вся Европа, Америка, Канада, Австралия... Невозможно в Германии сдать на права, если водитель не проконтролировал поворотом головы «мертвую зону» перед перестраиванием.

Если водитель пересаживается на машину с автоматической коробкой переключения передач, не всегда понимает, что она реагирует на педаль газа с опозданием. Это очень опасно, особенно перед крутым поворотом или разворотом. Водитель нажал на педаль газа, машина не едет. «Наверное, мало нажал», - думает и добавляет... Машина вылетает на встречную или в бордюр.

Также водители, к сожалению, не умеют экстренно (быстро) разгоняться и тормозить. Просто никогда в жизни не нажимали на педаль тормоза резко, чтобы сработала АБС. Иногда из-за этого возникают аварии. Например, водитель начинает тормозить, ему что-то стучит по ноге, он пугается, отпускает педаль тормоза и въезжает в другую машину. Советую попробовать в безопасных условиях, где-то за городом, применить экстренное торможение, чтобы почувствовать свой автомобиль. Иногда это может спасти жизнь.

Нельзя садиться за руль в усталом состоянии

Очень много ситуаций, когда водитель засыпает во время движения. Причем трагедии происходят обычно при подъезде к дому, так как человек расслабляется. Если устали, остановитесь и отдохните. У нас в центре есть правило: если в дальнюю дорогу отправляется большая компания, не спят водитель и пассажир справа. И ответственность на них одинаковая.


Лайфхаки от Сергея Овчинникова

Как остаться спокойным, когда встречаешь хамов на дороге?

Если кто-то вас, например, подрезал и внутри все кипит, можно сказать вслух какое-нибудь слово или выражение. И это будет выходом вашей негативной энергии. И езжайте себе спокойно дальше. Но желать плохого водителю-хаму не надо. Ведь это пожелание может бумерангом вернуться назад. Лично я, может с опытом, может с возрастом, к хамам на дороге отношусь довольно спокойно, смотрю на них как на неразумных детей. Вот, например, мой маленький внук нашкодил, он же не понимает. Неужели я буду на него обижаться?

Как избежать аварии на скользкой дороге?

Советую овладеть навыкам выхода из заноса. Будьте особенно осторожны перед пешеходными переходами. Это место, где все тормозят и разгоняются. Если посмотреть внимательно, там образуется два «катка». Иногда, чтобы не въехать в пешехода или в багажник переднего авто, следует переместиться немного влево или вправо, там снег утрамбован и торможение будет значительно лучше.

Надежда ДРЫНДРОЖИК

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Красоту создаем для себя

Красоту создаем для себя

Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.

Общество

«Строительную амнистию» продлили

«Строительную амнистию» продлили

Не разрушать, а регистрировать

Наука

12 молодых ученых стали лучшими

12 молодых ученых стали лучшими

По итогам ушедшего года.