Вы здесь

Ермошина: Хочется, чтобы мы получили реальное местное самоуправление


Выборы в местные Советы депутатов находятся сейчас на пике активности. Идет период агитации - к сожалению, знает об этом не так много белорусов. Чтобы разобраться во всех тонкостях нынешней избирательной кампании, наш корреспондент побеседовал с председателем Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Лидией Ермошиной.


- В нашей газете иногда появляются опросы, посвященные выборам в местные Советы депутатов, и складывается впечатление, что люди плохо ориентируются в этом процессе. Почему так происходит и как изменить ситуацию?

- У нас граждане зачастую путают местные Советы депутатов с местной исполнительной властью. Поэтому и при опросах люди часто говорят, что депутат не должен быть коррумпированным, ему необходимо заботиться о народе, а не о своем кошельке. Но я сразу хочу подчеркнуть: у нас все депутаты - это общественные деятели, они априори не могут быть коррумпированы в силу того, что не получают зарплату и принимают только коллективные, сессионные решения. Ни один из них не обладает той личной служебной подписью, которая может распределить материальные ресурсы.

Почему не знают о депутатах? Во-первых, потому, что с ними редко сталкиваются. Они мало рекламируют свою деятельность, что вполне естественно для общественных деятелей. Во-вторых, граждане даже не знают, чем занимаются эти люди и какие у них полномочия. Я не уверена, правильно ли делаю, когда постоянно подчеркиваю, что они общественные деятели. Может, народ начинает думать: зачем ходить на выборы, что с них взять? С другой стороны, поддерживать у населения уверенность в том, что депутат имеет ту реальную исполнительную власть, которой граждане мысленно их наделяют, я тоже не могу. Поэтому думаю, что здесь нужна правдивая информация, - просто ее надо как можно больше. И это прежде всего рассказ простым языком о деятельности Советов - формальный материал в газете никто читать не будет, потому что это скучно. Надо рассказывать простыми словами, что делает депутат.

- На любых выборах каждый кандидат озвучивает конкретные заявления - что он сделает, если люди отдадут за него свой голос. К сожалению, реализация обычно хромает. Нужно как-то контролировать выполнение предвыборных обещаний?

- Я не считаю это необходимым. Более того, я думаю, что это прежде всего общественная власть, депутаты работают в рамках закона о местном самоуправлении. Зачастую то, что они рекламируют, - это только намерения. Может быть, они даже не знают, справятся ли с этим. Как и все граждане, депутаты сталкиваются с проблемой выполнения намерений. Почему? Потому что не всегда экономика позволяет их выполнить. Например, если депутат обещает построить дорогу, он же все равно ее не построит - может только обратиться к местным властям с соответствующей просьбой.

Лучше всего работа депутата видна в деревне, потому что там местное самоуправление и власть представлена ​​в одном лице - председателе сельского Совета. Это люди, которые и принимают решения, и выполняют их. Что касается города и района, то существует разделение. У депутата есть просьбы, а вот сможет ли их реализовать исполнительная власть?.. Поэтому я думаю, что у нас и так есть проблема поиска кандидатов в депутаты и отпугивать их отчетами не стоит. Они и так приносят пользу для населения, а мы еще пытаемся привязать какую-то ответственность. Не стоит относиться к депутатам местных Советов слишком строго - предъявлять претензии нужно не отдельному представителю депутатского корпуса, а исполнительному органу города, района или региона.

- Отказ в регистрации на выборах получили 311 человек. По каким причинам это произошло?

- Могу сказать, что ряд кандидатов в депутаты оспорили эти решения. В том же Минске было подано 25 жалоб - и пять из них были удовлетворены. У нас эта цифра постоянно меняется: кто-то из кандидатов снимается - например, так называемые дублеры. Это люди, которые идут, скажем так, в связке с основным кандидатом. Они уходят, чтобы не мешать основному кандидату, что естественно, это мировая практика.

В основном все отказы были обоснованы, хотя, может быть, не обошлось без формализма. Например, частая причина отказа - ошибки в заполнении декларации о доходах и имуществе. У комиссии есть право зарегистрировать кандидата, несмотря на эти недостатки, но можно и отказать, - обычно выбирается второй путь.

Еще одна причина для отказа - это ошибки при заполнении подписных листов. Здесь в пример можно привести отказ по формальным основаниям кандидату по Борисовскому районному Совету. Он - инвалид-колясочник, сам не смог подать документы. Это сделал руководитель его инициативной группы - и человек допустил ошибку в написании округа. Комиссии следовало обратить на это внимание, зная, что это за кандидат, но она не обратила. Мы предложили вернуться к рассмотрению этого вопроса снова - а оказалось, что указанный человек даже не собрал необходимое количество подписей: надо было 75, а у него было меньше 70. Ошибки были допущены в связи с неопытностью группы. Хотела бы сказать, что этот кандидат позже прислал благодарственное письмо в ЦИК, в котором отметил наш неформальный подход к его проблеме и пообещал учесть ошибки в будущей компании.

Регистрация и выдвижение - это своеобразное чистилище. Любой человек, поступая на работу, проходит через какие-то испытания. По сути, это первый экзамен для кандидатов, - и если человек не может его сдать, то комиссия имеет право считать его неподготовленным.

- Число кандидатов в депутаты моложе 30 лет на нынешних выборах - чуть более 5 %. Почему молодежь неохотно идет в политику?

- Прежде всего молодежь считает выборы делом старшего поколения. Да и в целом молодые люди вообще пассивны в этом плане по всему миру, не только в Беларуси. Они часто не голосуют, потому и не выдвигаются, дистанцируются от этого процесса. Молодежь считает выборы формализованным и бюрократическим действом, для которого они не созрели.

Еще одна причина: молодежь просто не видит кандидатов, близких по возрасту. В свою очередь молодые кандидаты думают: зачем им идти в это сборище старых? Получается замкнутый круг. Свойство всякой молодости - протестовать против формальных способов существования.

- Если говорить о безальтернативных округах, то по областным Советам депутатов в Гродненской области их - 40, а в той же Могилевской области - ни одной. С чем вы связываете такую ​​корреляцию?

- Все абсолютно связано с работой местных властей. Политика могилевских областных властей однозначно направлена ​​на то, чтобы все выборы проходили на альтернативной основе. Они не ждут инициативы партий, они сами принимают меры к тому, чтобы подбирать и способствовать выдвижению необходимого количества кандидатов, чтобы их было не менее двух на избирательный округ. Кстати, никто не жалуется, что им так уж трудно от этого, - я имею в виду тех самых работников местных исполкомов.

Что касается Гродненской области, то там говорят: мы же никому не мешаем, они сами не выдвигаются. Дело в том, что если пустить все на самотек, то мы можем вообще не получить кандидатов, потому что этот пост не является завидным, он не дает доходов и преференций. Так что все зависит от региональной политики: там, где подбирают людей, где с ними говорят, будет и альтернатива. Кстати, по той же Гродненской области так не везде: в самом Гродно округа альтернативные, функционируют партии.

- Минимальный барьер явки избирателей на местных выборах не установлен. Недавно вы предположили, что реальный показатель составит более 60 %. Как изменяется уровень явки, если сравнить с предыдущими избирательными кампаниями?

- В основном она на прежнем уровне. Показатель на местных выборах, конечно, ниже, чем на президентских. Но на самом деле в этом случае барьера нет вообще, выборы состоятся при любой явке, даже если проголосуют только члены избирательных комиссий. Но мы не можем доводить ситуацию до абсурда. Снова скажу, что это «заслуга» местных властей. Меня не всегда устраивает, когда они рьяно работают на явку избирателей. Почему? Потому что граждане жалуются. Многие считают, что участие в выборах является свободным решением, поэтому люди против того, чтобы на них давили и рекомендовали посетить избирательный участок по месту работы или учебы.

Я считаю, что нет ничего плохого в том, чтобы руководитель организации переговорил с подчиненными и попросил их принять участие в голосовании. Более того, когда мне жалуются студенты бюджетной формы, я все время им говорю: ребята, а вам трудно это сделать? Можно же проголосовать как хотите, но нет ничего противоестественного в том, чтобы послушать преподавателя и принять участие в выборах.

Моя позиция такова: с людьми надо работать, им надо объяснять и настойчиво предлагать прийти на избирательный участок. Но никаких угроз быть не должно - это уже нарушение конституционных прав граждан. Пусть просьба назойливая, но она должна быть в рамках закона.

- В прошлогоднем интервью вы говорили, что в принципе не против того, чтобы упразднить сельские Советы и выбирать руководителей поселков и маленьких городов прямым голосованием граждан. Какова ваша позиция сейчас?

- Она абсолютно не меняется. Почему? Потому что я хочу, чтобы в наших маленьких территориальных единицах мы получили реальное местное самоуправление вместо иногда декоративных органов. Если выборы в сельский Совет проходят на безальтернативной основе и при этом ни избранные депутаты, ни граждане не проявляют к этому интерес, то тогда и орган работает формально.

Существует и функционирует только исполнительная власть, которая представлена ​​одним человеком - председателем сельского Совета, который одновременно является и председателем сельисполкома. Так давайте эту реальную власть будем избирать всем населением. И тогда у нас, во-первых, конкурс будет, а во-вторых, это будет реальное местное самоуправление, о котором будет знать население.

- Как меняются участки для голосования в отношении людей с ограниченными возможностями? Какие здесь существуют проблемы и как они решаются?

- Действительно, проблемы есть. К сожалению, у нас далеко не все участки имеют безбарьерную среду. Это связано с тем, что участки для голосования размещаются и могут располагаться только в бюджетных учреждениях - и все зависит от их количества на определенной территории. Часто на большой микрорайон это всего одна школа, в которой могут быть два-три участка - и не факт, что они будут на первом этаже.

Более того, у нас есть период досрочного голосования, которое осуществляется не на первом этаже в холле школы, а на втором этаже в кабинете завуча, например. Это связано с тем, что идет учебный процесс, комиссия не должна мешать детям. Конечно, в таком случае попасть на участок людям с ограниченными возможностями очень сложно. Кстати, проблемы с регистрацией инвалида-колясочника в Борисовском районном Совете депутатов возникли прежде всего потому, что комиссия располагается на третьем этаже здания, мужчина просто не смог туда подняться. Я считаю, что наличие безбарьерной среды - это норма для всех участков, но, к сожалению, не все входные места оборудованы пандусами.

Тем не менее делается многое. Центральная комиссия держит этот вопрос на контроле. Более того, к нам присоединился БРСМ: волонтеры во время голосования будут помогать людям с ограниченными возможностями добираться и заходить. Конечно, они будут делать это только в том случае, если указанные лица не выберут такой способ, как голосование на дому.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

Фото Марины БЕГУНКОВОЙ

Фото БЕЛТА

Вопросы безопасности - на повестке дня

На этой неделе органы внутренних дел обследуют участки для голосования в целях обеспечения общественной безопасности. Согласно решению министра внутренних дел, во время досрочного голосования и в основной день выборов предусмотрены дополнительные меры по охране общественного порядка.

- С 12 февраля будет организована круглосуточная работа оперативно-ситуационных штабов на разных уровнях с целью эффективного управления силами и средствами, задействованными в обеспечении правопорядка. Личный состав переводится на усиленный вариант несения службы, - сообщил начальник отдела управления охраны правопорядка ГУОПП МВД Владимир СТАНИЛЕВИЧ.

Сотрудники территориальных органов внутренних дел будут содействовать избирательным комиссиям в поддержании порядка на участках. Кроме того, помещения для голосования возьмут под круглосуточную охрану.

ГАИ также будет работать в усиленном режиме. Сотрудники автоинспекции предупреждают водителей, которые решат приехать на избирательные участки на собственном авто, - где-то появится регулировщик или изменится движение из-за временных дорожных знаков.

Обеспечен и противопожарный мониторинг избирательных участков, отработаны схемы эвакуации, проведены инструктажи.

В случае плохого самочувствия избирателей на помощь придет дежурный медик. Под вниманием санитарных служб также и места проведения голосования, и пункты питания избирателей. Подготовлены условия для волеизъявления пациентов на больничных избирательных участках.

Мария ДАДАЛКО

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.