Прошедший год для ЖКХ, как и предыдущий, прошел в режиме жесткой экономии, однако система сработала достаточно стабильно, без серьезных сбоев. Потребителям оказаны услуги в востребованных объемах. Сокращается количество задолженностей за жилищно-коммунальные услуги и планируется корректировка соответствующих законов. В основу концепции развития ЖКХ до 2025 года положено приоритетное направление: обеспечение граждан комфортными условиями проживания за счет повышения надежности функционирования объектов с одновременным снижением затрат на оказание ЖКУ. Об этом в ходе итоговой коллегии ведомства рассказал министр жилищно-коммунального хозяйства Александр Терехов.
Себестоимость ЖКУ и управление затратами
Несмотря на то, что задание по снижению затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг в стране в целом выполнено, отдельные коммунальные хозяйства допустили превышение себестоимости услуг над установленными нормативными ценами. Таким образом, сверхнормативные затраты составили около 3 млн рублей. (Правда, в позапрошлом году эта цифра была 4,5 млн.)
- Собственникам, региональным властям надо взять под особый контроль эти организации. Должны быть пересмотрены и утверждены бизнес-планы их развития, - заметил министр. - Главными методологами-аудиторами должны выступить государственные объединения жилищно-коммунального хозяйства областей. Я прошу вас найти себе практическое применение и оправдать деньги, которые вы собираете со всех предприятий области.
С управлением затратами тоже есть сложности, отметил Александр Терехов. В себестоимость ЖКУ лучше всех уложились брестчане и Витебская область. Это значит, что от планово-расчетных цен указанные регионы получат наибольшую отдачу и прибыль. Остальные пока демонстрируют готовность к успеху и покрывают свои расходы за счет возможного дохода, а это немалые объемы средств. «Если бы планы выполнялись, то Минск мог бы направить на развитие более 11 млн рублей, Могилевская область - более 6 млн, Гомельская - около пяти».
Потери, связанные с содержанием непрофильных активов, возросли в Гомельской и Минской областях. По поручению правительства Брестским, Витебским, Гродненским, Могилевским облисполкомами и Минским горисполкомом для работы с непрофильными активами созданы соответствующие предприятия. Их в стране 11. Однако такие организации не созданы в Гомельской и Минской областях.
Задолженность по субсидиям и услугам
Просроченная задолженность за услуги ЖКХ в стране существует как у населения, так и у юридических лиц. Причем у последних эта цифра втрое выше, чем у физических лиц. 43 % из них - это сельскохозяйственные предприятия.
- Здесь вы должны и можете применить все меры административного воздействия к должникам, вплоть до отключения, - призвал министр. - Мы сегодня выискиваем фонды, привлекаем кредиты, чтобы строить станции обезжелезивания, очистные сооружения, перекладывать теплосети и сети водоснабжения, а в дебиторской задолженности юридических лиц находится около 40 млн долларов.
Вместе с тем сокращается просроченная задолженность бюджетных организаций. «В прошлом году это была зона критики, а в этом году, я прогнозирую, вопросов быть не должно», - отметил положительный момент министр.
Уменьшилась также задолженность организаций по субсидированию оплаты услуг ЖКХ населению. В прошлом году задолженность с прошлого года была почти 24 млн рублей, в этом году она составляет не более 10 млн. В Витебской и Гомельской областях рассчитались полностью.
Тепло по себестоимости
Производство тепловой энергии - самая дорогая услуга. И Президент поставил задачу снизить в 2018—2019 годах себестоимость энергии, которую вырабатывают организации ЖКХ собственными источниками энергии, и это достижимо, заметил министр.
Себестоимость использования на новых котельных щепы и торфа – 70—75 рублей за Гкал и даже меньше, и снизить ее еще более реально. В прошлом году введено в эксплуатацию 84 МВт высокоэффективных мощностей на местных видах топлива (МВТ), а это 130 % от плана. В этом году задача гораздо более сложная - ввести котельных на более чем 160 МВт.
Себестоимость теплоэнергии по стране была 99,3 руб. за одну Гкал при прогнозируемой цене 101 рубль. Цель снизить ее до 80 руб. При этом в системе остался еще 1191 теплоисточник, который имеет высокую себестоимость выработанной энергии. Причина этого - неэффективная загруженность котельного оборудования.
Минусы и плюсы капремонта
Под особым контролем находится и жилищный фонд. В прошлом году отремонтировано 2,6 млн м2 жилья. По словам министра, несмотря на все принятые меры, остаются факторы, которые замедляют проведение капремонта: сроки выполнения работ, отсутствие комплексности и индивидуальной работы с населением. Не удалось пока исключить дома с превышенным нормативным сроком строительства. Сегодня их в стране пять, три из которых - в Витебской области.
- Дешевое строительство - это быстрое строительство. Резервы в сокращении сроков проведения работ показал капремонт за месяц. Необходимо собрать все положительное и внедрить в широкую практику. Снижение стоимости и сокращение сроков не должно влиять на комплексность ремонта, - обозначил Александр Терехов. - А про работу с населением и говорить стыдно. Дошло до того, что собственники хотят внести свои деньги в утепление своего жилья, а организации отрасли не имеют желания организовать соответствующие работы. Отсутствует диалог с клиентом при оказании одной из самых главных коммунальных услуг. Практика утепления жилых домов населением во время капремонта должна применяться повсеместно, где люди хотят это выполнить.
Министр также отметил, что отдельным направлением при проведении капремонта должна стать организация поквартирного регулирования потребления теплоэнергии. «Ни одно задание не должно выполняться без предварительного собрания с собственниками. Результатом всему должен быть заключенный договор", - резюмировал он.
В прошлом году законом о республиканском бюджете по пяти направлениям (капремонт, замена лифтов, модернизация котельных, замена теплосетей и сетей водоснабжения и канализации) установлены минимальные нормативы бюджетной обеспеченности. Это сделано, чтобы местные органы власти не имели возможности уменьшать общий объем бюджетных средств, предусмотренных на указанные направления. Можно только перераспределять средства между этими мероприятиями без уменьшения общей суммы, заметил Александр Терехов. Однако, кроме Витебской области и столицы, по всем регионам видны нарушения. В Брестской области с указанных мероприятий снято 2 млн рублей, Гомельской - 3,7, Гродненской - 1,6, Минской - 2,3, Могилевской - 6,1 млн. «С капремонта исполкомами снято 53 млн рублей. А это даже по предельным цене более 300 тысяч м2 введенного жилья», - обозначил министр.
Совершенствование и модернизация системы сопровождается разработкой и принятием нормативно-правовых актов. В прошлом году министерство разработало 36 таких документов, в этом году должна пройти не меньшая работа, заметил Александр Терехов. Основные документы для корректировки: Жилищный кодекс, Налоговый кодекс, изменения в закон о защите прав потребителей ЖКУ, закон об изменении закона по вопросам захоронения, закона по благоустройству и поддержке в надлежащем санитарном состоянии территорий населенных пунктов. А также как минимум 15 проектов указов Президента, которые будут регулировать вопросы деятельности товариществ собственников, обращения с отходами пользования, создания залогово-депозитной системы, внедрение тепловой модернизации домов. Будет скорректирована программа «Комфортное жилье и благоприятная среда».
Ирина СИДАРОК
ОВЕН. У вас явно остались нерешенные проблемы, желательно попытаться справиться с ними, не откладывая на потом...
Эксперты — о трендах в продовольствии белорусов и предпраздничной торговле.
«Машиной кто угодно может управлять».