Если кратко охарактеризовать деятельность Казимира Ягайловича, младшего сына Ягайло и Софьи Гольшанской, то можно сказать, что это удивительный пример, как можно достичь многого, не прилагая особых усилий. Можно было бы фантазировать, что сделал бы на его месте - великом княжении - более деятельный и волевой правитель, который целенаправленно проводил бы свою государственную политику. Возможно, Великое Княжество Литовское наконец стало бы королевством и по праву заняло бы свое место в европейской политической жизни. Так не случилось, а оказалось, что за 52 года правления государством наших предков Казимир так и не возвысил его, не укрепил и не достиг былого величия. Были здесь и объективные причины (управление двумя государствами, предпочтение польских дел, активность Московского государства и т. д.), и субъективные (нерешительность, избегание конфликтных ситуаций, медлительность в решении сложных вопросов). Казимира Ягайловича не назовешь выдающимся политическим и государственным деятелем. Как государственный деятель, он явно уступал своему отцу. И его подданные как в Литве (ВКЛ), так и в Польше роптали на Казимира. Хотя результаты его правления для Литвы и Польши были разные. При Казимире Польское королевство, победив Тевтонский орден, стало сильной европейской державой. И признанием этого было то, что королевские престолы в Чехии и Венгрии занял сын Казимира Владислав.
И совсем другие результаты правления Казимира в Литве. Великим князем литовским и русским он стал в 1440 году в 13-летнем возрасте. Феодалы ВКЛ выбрали его своим правителем, хотя старший брат, польский король Владислав, отправил его на Литву как своего заместителя.
Юный правитель, еще подросток, перенес государственное бремя на плечи своих вельмож - радных панов (панов-рады) во главе с фактическим правителем виленским воеводой Яном Гаштольдом. А сам великий князь пропадал на охоте.
Опытный Ян Гаштольд удержал от мятежа Жамойть, вернул под великокняжескую власть Смоленск, отразил попытки сына Сигизмунда Кейстутовича Михайлы вернуть отцовское Трокское княжества. Однако вскоре Казимиру пришлось повзрослеть и взять на себя бремя государственного правления. После гибели в битве под Варной с турками в 1444 году Владислава поляки предложили Казимиру королевскую корону. Как ни упирался юный Казимир, как ни хотел остаться в милой ему Литве, а все же дал свое согласие и 25 июня 1447 года короновался в Кракове на польского короля. Таким образом он стал правителем Польского королевства и Великого княжества Литовского, соединив их личной унией. Если учесть, что у юного монарха не было опыта правления, то можно представить, как непросто и тяжело пришлось ему. Надо было заботиться о польских интересах и одновременно не вредить литвинским, а они часто не только противоречили друг другу, а были враждебными. Вот тут Казимир должен был проявить если не твердость, то политическую сдержанность и тактичность, чтобы примирить обе стороны. И оттуда, и отсюда наседали на него, требовали своего, заставляли, обвиняли... Литвины считали, что он благоволит к полякам, и хотели возвести на престол другого великого князя. А поляки предполагали, что он благоволит к литвинам, и требовали, чтобы «поляков заровно, как литвинов, миловал», справедливо относился к просьбам и занимался защитой королевства. И даже, не имея доводов, пугали Божьей карой. Особенно поляки наседали на Казимира с требованием присоединить к Польше Волынь и Подолье и соединить ВКЛ с Королевством. А это привело бы к неминуемой войне между Польшей и Литвой. Казимир отказывался выполнить польские требования, ссылаясь на клятву литвинам защищать их государство. Впрочем, спасение от настойчивых домогательств Казимир находил в Литве, куда часто приезжал.
Угрозы поляков лишить его королевской короны огорчали и заставляли идти на уступки. Польским панам и шляхте он не мог противопоставить ни силу королевской власти, ни интриги, ни свою особую волю. Летописцы называли Казимира несчастным, которому судьба принесла немало огорчений и неприятностей. Все-таки это слишком суровый приговор. Что-что, а на судьбу Казимиру грех было жаловаться. Он чудом избегал смерти в Воложинских лесах, когда убежал от заговорщиков, и на поле брани, когда после поражения от крестоносцев в Хойникской битве спасся от погони. Спасся он от гибели и в 1480 г., когда был раскрыт заговор против него. Судьба одарила его счастливым браком с Альжбетой Габсбург, с которой он имел 13 детей. Благоволила она Казимиру и в государственных делах. Не обладая военным талантом, а только своим упрямством Казимир довел до победы 13-летнюю (!) войну с Тевтонским орденом и вернул Польше Гданьское Поморье, Хельминскую и Михаловскую земли, присоединил западную Пруссию вместе с Мальборком к Королевству, а Орден сделал польским вассалом. Польским вассалом в 1485 г. стало и Молдавское государство. После затяжных споров с литвинами к Польше отошло Подолье. На чешский и венгерский престол сел сын Казимира Владислав. Кто еще из польских королей добился таких значительных результатов? Никто.
А вот для ВКЛ правление Казимира - это время упущенных исторических шансов. Пренебрежение литовскиими делами привело к вялой внешней политике ВКЛ.
Литва только реагировала на внешнюю опасность и не проявляла ни политической инициативы, ни военной силы для создания выгодного для себя международного положения. Этим и воспользовался молодой и деятельный московский правитель Иван III, который возвысил Москву над Владимирской Русью и начал претендовать и на бывшие земли Киевской Руси. Его союзники, крымские татары, опустошали набегами южные земли ВКЛ, а в 1480 г. захватил и сожгли Киев.
Такая безынициативность государя вызвала недовольство. Часть литвинских магнатов хотела снять его с великокняжеского престола, а в 1480 г. даже составили против него заговор с целью убийства и возведения на великое княжение Слуцкого князя Михаила Олельковича. Заговор был разоблачен, и заговорщики казнены, что отбило охоту у оппозиции впредь выступать против государя. В зрелые годы Казимир умел проявить твердость. Как бы там ни было, а свою клятву литвинам он сдержал - сохранил ВКЛ в целостности, да еще дал свод законов «Судебник Казимира» 1468 г. Если не великий воин, прославившийся победами, не мудрый властитель, который умножил мощь страны, то Казимир был хорошим работником на государственном поприще, и плоды его работы остался в истории.
Витовт ЧАРОПКО
Понедельник для Львов — благоприятный день для творчества и новых идей.
Прогуляться по болоту, посетить необитаемый остров.