Вы здесь

Композитор Константин Яськов: К моей музыке нужно прикоснуться


Современность бросила вызов классической музыке. Времена Шопена, Бетховена и Моцарта прошли, и сегодня представителей этой профессии мало кто знает, особенно из любителей «попсы». Несмотря на это, белорусскую классическую музыку продолжают создавать действительно одержимые, среди них - молодой композитор и преподаватель Константин Яськов, произведения которого можно услышать в некоторых спектаклях, филармонических залах и на собственных альбомах автора. В этом году он стал еще и новатором - первым в Беларуси попробовал свои силы в популярной за рубежом музыкальной форме Composer in residence.


- Константин, музыка в качестве профессии была вашим сознательным выбором?

- Мои родители ее преподают, поэтому другой судьбы, наверное, не было. Хотя до последнего момента у меня были вопросы, какую профессию выбрать, но решил, что нужно идти именно этим путем. Я учился в Гродненском музыкальном училище как пианист, а параллельно изучал композицию у Виталия Родионова, кстати, мне она нравится больше исполнения музыки: всегда видел здесь много плюсов в виде собственного творчества.

- Как считаете, у нас понимают ценность отечественной музыки?

- Ситуация у нас такая, что нужно прививать любовь к ней. И думаю, что сначала следует делать это целенаправленно, чтобы после процесс стал естественным. Убежден, что в программе каждого коллектива должно быть хоть небольшое произведение белорусского музыканта, и не обязательно старое, а иногда премьерное. Не секрет, что у государственных коллективов есть план по концертам: можно добавить туда и белорусскую музыку - с таких шагов начинается узнавание отечественного творчества. Любовь в этом смысле - понятие относительное, а если помочь слушателю дойти до белорусской музыки сначала директивно, уже через 5-10 лет результаты будут заметны, а отечественные произведения начнут узнавать, они будут привычными для уха. Ведь как можно любить или не любить то, к чему не прикасаешься?

У нас просто не знают, что белорусская музыка - прекрасная, сейчас она очень разная и точно не хуже иностранной.

- Вы председатель Ассоциации молодых белорусских композиторов. Чем занимается организация?

- Мы входим в Белорусский союз музыкальных деятелей, и, хотя наша ассоциация сейчас не очень активная, у нас есть некоторые частные инициативы. В перечень проектов, к которым имеем отношение, входит несколько культурно-социальных инициатив вроде «Музыканты в метро», когда в метрополитене можно было послушать Баха и других композиторов. Мы помогали организовать акцию ко дню рождения Шопена совместно с Польским институтом в торговом центре «Столица». Также поддержали издание сборника детских фортепианных пьес.

- Вы стали первым белорусским композитором, который попробовал себя в форме Composer in residence: написали произведение для Камерного оркестра Беларуси...

- Такая практика очень интересна, но плоды принесет, только если будет повсеместной: эта форма должна быть в каждом коллективе с ежегодной сменой композитора, по конкурсу или волевым решению руководителя. Например, для западных театров это обязательный способ сотрудничества, так как написать оперу или балет - титанический труд. А здесь творец работает только над этим проектом и отбрасывает все остальное, за это его обеспечивают денежной поддержкой. Наши композиторы готовы писать музыку бесплатно, а если им будут еще хоть сколько платить - результат будет невероятный! Уверен, что такую ​​форму нужно ввести как обязательную и это решит ряд проблем: коллективы будут иметь новый репертуар, а композиторы - работу.

- Писать для большой группы музыкантов - очень ответственно. Легко оркестр пошел на контакт?

- Это очень профессиональный коллектив, который многому меня научил: хотя бы потому, что мне многому еще надо учиться! Мне повезло с оркестром: там есть костяк музыкантов, между которыми заметна сильная связь, они работают как единый организм, понимают и чувствуют друг друга в профессиональном плане. Вокруг этого коллектива есть особая аура, и я смог представить, какую музыку им было бы интересно играть, какое произведение раскрыло бы оркестр в большей степени. Такое изучение, углубление в атмосферу тоже существенно для композитора, чтобы он понимал, как действует этот организм. Поэтому Composer in residence важен еще и с этой точки зрения, хотя есть опасность, что контакт между автором музыки и исполнителями не установится. Но это не мой случай: я прислушивался к советам Евгения Бушкова и предложениям музыкантов.

- Как результат вы представили мистерию «Кросны Макоши», в которой проявилась ваша любовь к белорусскому народному творчеству...

- Да, фольклор всегда был для меня источником инспирации, народная музыка вдохновляет меня интонационно. Я точно знал, что это будет произведение для народного голоса и оркестра, Бушкова тоже захватила идея ввести народный тембр, символ национальной культуры. Хотелось написать женское произведение, потому что белорусская традиция пения где-то на 80 процентов женская, как и тематика песен. Поэтому было интересно создать обобщенный образ белорусской женщины в народной культуре: идея круга и круговорота понятна каждому и актуальна, а круг календарный тождественен кругу человеческой жизни, и природа тоже развивается по этой схеме. Цикличность природы и жизни женщины очень похожи и в белорусском фольклоре, а женское начало всегда было тождественно земле - они обе дают жизнь. Вместе с солисткой Эвелиной Щедриной мы очень долго выбирали песни для проекта, как, кстати, и название: хотелось, чтобы оно было связано с духовной сферой, и слово «кросны» показалось мне метким - ткачество всегда было сакральным процессом с символическим значением.

- А какие еще темы вдохновляют на музыкальные произведения?

- Реальность, но это широкое понятие. Творческий процесс для меня - лестница, а первая ее ступень - импульс со стороны, например заказ от кого-то. И я приблизительно знаю, каким должен быть состав композиции: каким может быть звучание инструмента или голоса. А дальше начинаю искать тему, которая была бы созвучной контексту. В последнее время меня вдохновляет что-то связанное с простыми вещами - важно, чтобы в произведении была четкая идея и минимальные средства, такой аскетизм. Мне нравится эстетика «новой простоты», и я нахожу в ней много идей. Мысли выражаются максимально лаконично и точно.

Я бы сказал, слушатель должен чуть ли не прикоснуться к моему произведению, чтобы он понимал, о чем говорю с ним на музыкальном языке.

- Вместе с классической музыкой вы интересуетесь и электронной - написали два альбома...

- Я воспринимаю электронику в качестве средства: почему бы не использовать все возможности? Причем с помощью компьютерных программ можно достигать самых невероятных художественных эффектов и передавать новую эстетику, которая не свойственна академической музыке. Это интересно и прогрессивно, а такого звучания никогда не достигнешь через акустические инструменты. Поэтому электроника - целая вселенная, и если заниматься ей серьезно, то можно писать музыку вообще без акустических инструментов и она будет не хуже, со своей эстетикой и подходами. Альбомы, которые выпустил, не совсем самостоятельные: я создавал их с белорусским электронным музыкантом Александром Цурко, именно он «втянул» меня в электронику, мы создали вместе два экспериментальных проекта. Я использую электронику и сам, например, когда озвучиваю фильмы во время фестиваля «Кинемо».

- Говорят, что в литературе существует ограниченное количество сюжетов. А что с музыкой? Она - бесконечна?

- Музыка может быть громкой и тихой, в ней есть кульминации и спады, вот и все формулы. Но и композитор, и опытный слушатель интересуется, как эта формула играет в данной ситуации и у конкретного человека, - искусство композиции именно в изучении таких схем и заключено. В этом смысле музыка неисчерпаема, как и другие виды искусства.

Маргарита ДЕХТЯРЬ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.