Вы здесь

«Бум культурных стартапов станет новым витком экономики»


Несколько месяцев назад одна из популярнейших столичных улиц Октябрьская обогатилась еще одним «тусовочным» местом. Помещения Минского завода Октябрьской революции стали культурным инкубатором и культурным акселератором «Ок16», где уже сегодня проводятся концерты академической музыки, образовательные мероприятия и событие этих дней - фестиваль пластического театра «ПлаSтформа». Новое для себя пространство приобрел Белгазпромбанк, известный своей корпоративной коллекцией с произведениями Марка Шагала и Хаима Сутина, финансированием театрального фестиваля «ТЕАРТ», созданием краудфандинговой платформы «Улей» - одним словом, активностями в культурной сфере страны. Открытие «Ок16», с одной стороны, подтверждает некоторые столичные тенденции, с другой, новое место выступает с уникальной концепцией, о которой мы расспросили у руководителя проекта Георгия Заборского.


- Использование заводских помещений - уже не новая практика, и открытие культурных пространств в Минске стало определенной тенденцией. Значит, если открывается новая независимая площадка, она должна предложить что-то, чего никто другой пока не предложил. Что предлагает «Ок16» из того, чего не хватает Минску?

- Для ответа нужно разделять «Ок16» сегодня и «Ок16» через три-четыре года, когда полностью закончится реконструкция. Наше ключевое отличие в самой геометрии пространства: очень высокие потолки и отсутствие колонн позволяют преобразовать помещение в театральный зал в отличие от многих лофтов, прекрасных в качестве галерей и для организации хэппенингов, небольших концертов и ярмарок. Объективно только у нас пространство позволяет зрителю видеть сцену с любого места, поэтому мы можем стать площадкой для альтернативного экспериментального театра. К тому же «Ок16» - это большая инфраструктура: не просто зал и не просто ряд помещений, а большой кусок недвижимости, который позволяет провести фестиваль на пять тысяч человек - событие городского масштаба, культурное, образовательное или в сфере IT.

- Здесь может поместиться пять тысяч человек?

- В сумме во всех залах. Мы открываем их по одному, пока мы можем охватить пятьсот человек, с первого марта будет помещаться уже около полутора тысяч, с первого сентября - две с половиной тысячи и так далее. «Ок16» - не один зал, а двадцать помещений, в которых параллельно могут происходить разные вещи, поэтому IT-конференцию можно в перспективе преобразовать в целый университет. Еще одним нашим отличием являются механизмы, позволяющие консультировать и развивать проекты. Например, фестиваль «ПлаSтформа» пришел к нам с небольшими бюджетом и сценическим активом, но, если проект нам интересен, наша система позволяет найти дополнительные финансирование, оборудование, актеров, мы можем организовать лекции. Причем у нас нет собственного художественного или театрального вкуса в отличие от лофтов с конкретной эстетической ориентацией, мы учитываем взгляды различных экспертов, даже если они радикально разные, поэтому все, что можно развивать, мы будем развивать. Интересно также поэкспериментировать - показать в «Ок16» что-то массовое и того же зрителя сохранить для ультраконцептуальных вещей, сделать так, чтобы он их увидел, объяснить, как смотреть этот авангард. Лофтовое поле Минска чудесное, но это закрытые сообщества (первоначально и в Москве, и в Берлине так было). Если ты принадлежишь к определенной субкультуре, то заходишь в лофт и чувствуешь себя хорошо, а если ты, условно говоря, пенсионер, который любит классические музеи, - тебе неуютно, на тебя никто не обращает внимания и не объясняет, какие здесь правила поведения. Мы, наоборот, стремимся стать современной альтернативной культурной площадкой, но для каждого.

- Пять тысяч посетителей - это, конечно, хороший план, но как вы планируете привлечь такое количество гостей, учитывая, насколько активно у нас в принципе посещаются культурные мероприятия?

- В первую очередь благодаря подготовке публики. Мы уверены, что современное искусство и современные технологии могут быть интересными массам, если предлагать способы их понимать. На «ПлаSтформу» придет много зрителей, которые никогда не видели пластический театр, но мы проводим лекции, обеспечиваем интернет-публикации, объясняющие, как тут что работает. А еще благодаря дружелюбию. В своем первом пространстве «Место» я на входе встречал каждого посетителя и рассказывал, что здесь можно делать. За счет этого лофт становился дружественным той публике, которая бы иначе там потерялась. Для меня хорошим показателем является то, что люди из окружения моих родителей ходят в «Ок16» на классические концерты, то есть это пространство может подойти для разных поколений, а значит, привлечь пять тысяч очень разных людей. Нужно просто выйти за рамки арт-субкультуры, которая привыкла ходить по лофтам. Это, кстати, уже происходит повсюду: на открытии «ПлаSтформы» в пространстве «Верх» я видел много людей, которые с удивлением смотрели на ревитализированный завод, но пришли с открытым к нему интересом. Где-то двадцать процентов из них в «Фейсбуке» написали жесткие комментарии, зато остальные откликнулись положительно.

- Объясните, пожалуйста, определения «культурный инкубатор» и «культурный акселератор», которыми вы характеризуете «Ок16».

- Это термины из бизнес-мира, мира стартапов. В инкубаторе большому количеству молодых команд дается шанс с нуля на льготных условиях создать, например, свой бизнес. Акселератор - место, куда приходит уже живой проект, чтобы вырасти в качестве, размерах и эффективности. «Ок16» - и инкубатор, и акселератор культурных проектов. Мы хотим стать своеобразной песочницей, куда можно прийти со своей командой и с нуля что-то создать, но основная наша цель - помочь проектам, которые уже существуют, вырасти за рамки маленьких независимых пространств, с аудитории в несколько десятков человек до нескольких сотен. Следующим мы запустим финтех-инкубатор, то есть инкубатор проектов, связанных с финансовыми технологиями. Нам это интересно, потому что финтех очень тесно взаимодействует с культурой, например, на краудфандинговой площадке «Улей» большинство проектов - культурные, только с помощью «Улья» они получают средства для реализации. Мы понимаем, что культура нуждается в новых инструментах, а новые инструменты нуждаются в новом рынке, к тому же культура способна ускорять технологическое развитие, поэтому мы уверены, что бум культурных стартапов станет новым витком экономики.

Фото Николая Васильева из архива «Ок16».

- Почему вы в этом уверены?

- В гонку вступают разные видения следующего этапа: технологии и дроны либо культура и поиск смысла жизни. Хорошим примером является так называемый «финдесьекль» - период, который охватывает конец XIX и начало XX века и начинается с ультратрадиционной викторианской Англии, а заканчивается русским авангардом. Технологии рванули вперед, но еще сильнее рванула культура, которая пользовалась технологическим прогрессом, но его опережала, в том смысле, что осваивала мир и готовила его к будущему. Примерно за пятьдесят лет живопись от реализма пришла к абстракционизму, Кандинскому и «Черному квадрату» Казимира Малевича, а если бы не было «Черного квадрата», вся технологическая история ХХ века была бы другой. Мы бы не могли пользоваться символами на экране смартфона, если бы кто-то не научил нас, что нереалистичное изображение может быть ценным. Если бы мы по-прежнему рисовали барышень в кринолинах, не было бы смартфонов: умение воспринимать абстрактные образы зародилось в математике и искусстве, а выросло после во в том числе цифровую революцию. Мы верим, что начинается что-то подобное, но уже со своей повесткой дня. Приходится снова искать ответы на вопросы, что мы здесь делаем или как измерить успех - автомобилем, возможностью путешествовать или вкусным Флэт уайтом с утра? У ХХ века была большая американская мечта: собственный дом в пригороде, автомобиль и доступ к культурным мероприятиям. Ультрауспех - это пентхаус в центре города, три автомобиля, один из которых спортивный, яхта и самолет. Такой точный критерий успеха рано или поздно приходит к кризису. Сегодняшний человек работает, как правило, в сфере обслуживания или в IT-сфере, это значит, что он постоянно общается с людьми или смотрит в монитор. Обрадует ли его дом с телевизором? Кто-то говорит, что новым критерием является возможность путешествовать - работать на Бали и тратить деньги в Нью-Йорке. Есть третий вариант: сильные переживания. Ответы на эти вопросы дает только культура, открытия в театре, литературе, fashion-индустрии. И мы в «Ок16» собираемся их искать.

- Вы планируете ориентироваться на мероприятия, которые впишутся не только в белорусский контекст, но и мировой...

- Да, и связь должна идти в две стороны - импорт и экспорт. Раз в два месяца из мира к нам при помощи сообщества «Artemp» приходят концерты современной академической музыки с широкой географией музыкантов и композиторов. Происходят даже мировые премьеры. Это наш способ нанести «Ок16» на карту любителей культуры старших поколений и на карту иностранных творцов, потому что резонанс от этих концертов в профессиональных кругах мира куда больший, чем у минского массового зрителя. В то же время совместно с «Аrt соrроrаtiоn» мы ставим спектакли, которые показываются отборщикам и имеют возможность быть отобранными на международные форумы. Более того, на фестивале «ТЕАРТ» планируется убрать такие категории, как иностранные и белорусские постановки. Если сначала он стремился защитить молодых, возможно, не очень опытных, авторов, то за два года работы акселератора мы усилим белорусских постановщиков настолько, что они смогут смело соседствовать с Хайнером Гёббельсом в общей программе. Если это произойдет, белорусский театр активно начнет показываться в мире.

- Вы сказали, что резонанс от концертов классической музыки в «Ок16» в мире куда больше, чем в Минске. Как вы это замечаете?

- По заявкам. Сначала к нам обращались только белорусы, но в арт-кругах хорошо работает сарафанное радио, пост в интернете менее эффективен, чем рекомендация в кулуарах. Этот кулуарный процесс идет, и как один из результатов - скоро у нас будет мировая премьера шведского современного театра. Обращаются и музыканты из академического поля, мол, у нас есть интересное произведение, в Восточной Европе мы его еще не играли, давайте мы за свои деньги приедем из Нью-Йорка и сделаем концерт.

- Из тех, кто придет к вам с надеждой на комплексную помощь, кого вы выберете, а кого отсеете?

- Во-первых, это должен быть проект, который по понятным причинам не подходит для независимых площадок меньшего размера, нам важно не выжигать поле вокруг. Во-вторых, он должен быть достаточно универсальным в смысле языка и тематики. Мы не против локальных белорусских идей, но мы знаем, что для них есть инфраструктура, а наша задача - преодолевать границы. В-третьих, хочется видеть потенциал к синергии между различными направлениями, которые мы развиваем: нам понравится театр, который интегрируется с технологией VR, выставка с интересной экономической моделью поддержки художников, галерейный проект с использованием классической музыки, короче, разные странные взаимодействия. Но все предыдущее может перекрыть только одно условие - предназначенность именно для нашего завода с высокими потолками, старыми стенами и железными балками. Если проект может этот антураж осмыслить и преобразовать в творческий или образовательный акт, то, конечно, он наш, потому что изначально рожден для этого места.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.