Вы здесь

В Смоленск не только за покупками


В Смоленскую область жители белорусского приграничья чаще всего ездят лишь за покупками. Есть там и те наши земляки, кого в народе называют «гастарбайтеры». А ведь на Смоленщине много интересного и для туристов.

Например, вряд ли многие знают, что недалеко от Смоленска работал знаменитый художник, философ Рерих, именно там композитор Игорь Стравинский начал работу над своим знаменитым балетом «Весна священная». И сохранился «Терем», где они работали. Как и уникальная церковь, которая, что удивительно, до сих пор не освящена.


На территории быв­ше­го владения княгини Тенишевой во Фле­но­во, те­перь там историко-архитектурный комп­лекс «Те­ре­мок».

Соседей надо лучше знать

Журналист «СЕ» стал единственным представителем белорусских республиканских СМИ, участником проекта «Медиаплатформа: развитие информационного пространства российско-белорусского приграничья». Организатор — автономная некоммерческая организация «Смоленский центр развития журналистики». Проект реализуется за счет гранта президента России на развитие гражданского общества.

В числе основных мероприятий проекта создание «Медиаклуба» — постоянного профессионального сообщества журналистов и блогеров Смоленской и Витебской областей.

Создан «Медиаофис» — координационный центр, который занимается организацией информационного обмена между журналистами приграничных областей. Этот офис также разрабатывает стратегию развития информационного пространства приграничья. Запланировано проведение мастер-классов представителями ведущих СМИ России и Беларуси, проведут форсайт-сессии с участием экспертов в области журналистики, политики и истории...

Руководитель отделения посольства Беларуси в России в Смоленске Чеслав Шульга верит в успех этого проекта.

— Сегодня делается один из первых шагов. И я очень надеюсь, что он даст хорошие результаты... Благодаря вам отношения белорусско-российского приграничья выйдут на новый уровень, — сказал он.

Интересно, что будет сформирована команда для съемок двух документальных фильмов. В частности, задумано снять фильм «Между Днепром и Западной Двиной» — о жизни малых населенных пунктов российско-белорусского приграничья, местных традициях, обычаях и современном образе жизни. Вторая картина «Забытые архитектурные жемчужины Приграничья» — задумана как рассказ о дворянских усадьбах, их истории и судьбе владельцев.

Княгиня — эмальер, ученая, меценат...

Участникам проекта довелось побывать во владениях княгини Тенишевой. Это примерно в 20 километрах от Смоленска. Кстати, некоторые историки утверждают, что Тенишева — внебрачная дочь Александра ІІ.

Княжна была разносторонне развитой личностью. Она училась оперному пению в Париже, занималась науками. Что удивительно для женщины, была художником-эмальером. В 1916 году в Московском археологическом институте она защитила диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация», которая в 1930 году была издана в Праге. Изготовленные ею декоративные бронзовые фигурки, стилизованные изображения птиц, ларцы, подсвечники, блюда экспонировались на выставках в Париже, Лондоне, Праге. А еще она была педагогом, меценатом и коллекционером. Основала художественную студию в Петербурге, рисовальную школу и музей русской старины в Смоленске...

Имение Талашкино Мария Клавдиевна Тенишева приобрела в 1893 году. Она создала тут уникальную творческую атмосферу. И это привлекало сюда людей талантливых, одаренных, ищущих себя в искусстве.

Большой заслугой Тенишевой стало создание в Талашкино художественных мастерских, для руководства которыми в 1900 году был приглашен художник и архитектор Сергей Малютин. Он начал подбирать для обучения наиболее способных учеников талашкинской народной школы. Старался преподать им азы народного искусства, дабы возродить «заветы дедов и красоту, и прочность старинной работы».

В столярной, керамической и вышивальной мастерских изготавливали предметы быта, детские игрушки, вышитые полотенца, салфетки, портьеры. Позже стали изготавливать мебель, элементы декора...

Цер­ковь Свя­то­го Ду­ха укра­ше­на мозаикой по эскизам Николая Рериха.

Чудо «Теремок»

В 1901 году во Фленово недалеко от Талашкино начали строить «Теремок». В наше время так называется историко-архитектурный комплекс. Он чудом сохранился до наших дней. Главный фасад деревянного здания украшают резные с росписью наличники: солнце, сказочные коньки, завитки трав, спутанные ветром и дождем, и, разумеется, жар-птица с красным гребешком. Наличники поражают разнообразием красок. Кровля над фронтоном и спущенная с ее кромок резьба создают навесную нишу. Также шикарно оформлена комната над лестницей. Богато украсили и восточное окно «Теремка». В центре наличника — лебедь, а над ним — восходящее солнце, лунный серп и звезды.

Внутри дома особенно привлекательна балконная дверь с изображением медведя, цветов и рыбок...

Впечатляют многие аутентичные экспонаты музея. Например, балалайки. Художник Михаил Врубель поддержал идею Тенишевой расписать балалайки для оркестра. Вскоре он выслал ей готовые экземпляры с сюжетами росписи «Морская царевна», «Добрыня и Змей Горыныч». Приехав в Талашкино, Врубель продолжил роспись музыкальных инструментов... Произведения искусства после Всемирной выставки в Париже многие хотели купить. Но дворянка отказалась продавать. Их привезли в Талашкино вместе с балалайками, украшенными Александром Головиным, Сергеем Малютиным, Константином Коровиным.

На территории комплекса сохранилось и здание сельскохозяйственной школы для детей крестьян.

Уникальный храм

Но особо впечатляет храм, который неподалеку от «чудо-домика», на горе. Эта церковь Святого Духа создана по проекту Сергея Малютина, Марии Тенишевой и Ивана Барщевского в 1902—1905 годах. Храм в 1910—1914 годах украшен мозаикой по эскизам Николая Рериха. Она была изготовлена в мозаичной мастерской известного питерского мастера Владимира Фролова.

Спас Нерукотворный над центральным входом храма весьма отличается от традиционных изображений. Как и сама постройка, напоминающая одновременно буддийскую пагоду, египетскую пирамиду, древнерусский шатер. Храм можно назвать «церковью всех религий». Очевидно, это отступление от канонов и стало причиной того, что церковь до сих пор так и не освящена.

К сожалению, внутрь храма мы не попали — там продолжаются реставрационные работы. Поэтому увидеть росписи Рериха не довелось.

Но даже внешне храм поражает своей необычностью. Многие, впервые увидев его, делятся впечатлениями в интернете, называя церковь «местом силы»...

Александр ПУКШАНСКИЙ

Фо­то Алек­сея СПОТ­КАЯ

Выбор редакции