Дом номер 28 на столичном проспекте Независимости имеет несколько безусловных благ. Рядом Дворец Республики, парк Горького, Дом офицеров. За несколько шагов — только улицу перейти — Белгосцирк. Вот только во время представлений и массовых мероприятий жители оказываются буквально забаррикадированными в собственном дворе машинами «чужаков»...
Даже пожарная не подъедет
Хозяева двора рассказывают, что раньше три заезда во двор перекрывали декоративные металлические ворота, внутрь автомобили могли попасть только через большую арку со стороны улицы Янки Купалы. Но лет 15 назад ворота открыли.
Большинство припаркованных под окнами автомобилей принадлежит не хозяевам, имеющим здесь квартиры, а приезжим из других районов Минска, а то и регионов и даже стран. Разумеется, здесь даже речи о свободном передвижении на своем авто быть не может. Если повезет, можно позвонить по номеру, который оставил под стеклом владелец машины. Если нет — придется вызывать такси или идти до ближайшей остановки общественного транспорта.
— Вдоль проспекта и улиц установлены дорожные знаки «Остановка запрещена», ближайшие платные парковки находятся рядом с Дворцом Республики и «Президент-отелем». Посетители цирка обычно приезжают по линии метро. Там тоже есть парковки в шаговой доступности, но не всякий согласен пересесть на «подземку», если можно доехать до самого входа на собственной машине, — делится наблюдениями Александр, местный житель, который конфликт между «своими» и «чужими» автомобилистами видел, считай, с самого начала. По его словам, ситуация стала критической еще лет десять назад. Во-первых, у минчан увеличился автопарк, а во-вторых, было запрещено парковаться рядом с Домом офицеров.
— Если бы парковка «рядом с танком» возобновилась, пусть и на платной основе, желающих оставить там авто было бы довольно. Город получал бы деньги, а мы — облегчение, — рассуждает Геннадий, еще один из тех жильцов, что решили отстаивать свои права на парковочное место и внутридворовую безопасность.
Летом прошлого года на четвертом этаже в первом подъезде случился пожар. Сосед вывел жителей из квартиры, а пожарные вынуждены были искать, каким образом подъехать к месту происшествия, так как пожарная машина протиснуться сквозь «коридор» легковушек не могла. Но это — особый случай. Даже вывоз мусора из обычной услуги превращается в испытание. Бывает, мусоровоз просто не может доехать до площадки с контейнерами, пакеты и мелкий мусор ветер разносит по округе.
От неправильной парковки страдают не только нервы, но и имущество жильцов. В тесноте легко поцарапать как свою машину, так и авто приезжего. Отсюда — ссоры, угрозы, денежные растраты, постоянные разговоры с ГАИ. Некоторые из жильцов ставили самодельные металлические столбики, натягивали между ними тросик и таким образом выгораживали клочок для своего автомобиля. Периодически из ЖЭСа приходили требования демонтировать незаконные заграждения, но потом они все равно появлялись.
— Мы хорошо знаем друг друга и постоянно держим связь. Если мне, например, не нужно сегодня на работу, я звоню соседу и говорю, что он может меня «запирать». А если перед моей машиной припаркуется «чужак», то гадаешь: приехал он сюда на час, день или неделю? — резюмирует Александр.
Проезд сквозной или тупиковый?
Противостояние интересов длилось годами, пока у жильцов не появилась надежда — постановление Минского городского исполкома № 2786, которое упрощало установку шлагбаума при заезде во двор буквально до трех шагов.
— По правилам, проводить установку шлагбаума можно, если с этой процедурой согласны более половины жителей. На общем собрании было собрано около 80 процентов подписей, «за» высказывались даже те, у кого нет машины, — вспоминает Александр. — Мы выбрали запорный механизм, оплатили разработку проекта, наняли предпринимателя, который бы выполнил установочные работы...
Однако возникла неожиданная преграда. При рассмотрении заявления в горисполкоме посчитали, что двор на Купаловской имеет сквозной проезд и подчиняется другим правилам пользования, которые не позволяют устанавливать препятствия для транспорта. Жители с таким вердиктом не согласны и вот уже десять лет ведут переписку с различными инстанциями. Писем и ответов на них собралась целая стопка, причины для отказа возникали разные, а дело так никуда и не сдвинулось.
В феврале вопросы упорядочения автомобильного движения во дворах обсуждали в ходе пресс-конференции представители заинтересованных организаций. Например, Сергей Масляк, председатель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, отметил, что тема парковок одна из постоянных, хотя и не основная для его сотрудников:
— В рамках этой проблемы нами была инициирована постоянная акция «Я паркуюсь, как...» На первом этапе с жителями проводят информационную кампанию вместе с местными органами власти, ЖКХ Мингорисполкома, местными ЖРЭО и сотрудниками ГАИ. Администрация района предлагает гражданам несколько решений по парковочным местам. Однако нужно понимать, что, чтобы их осуществить, нужны финансовые расходы, 80 процентов которых ложатся на жителей. После первого этапа неправильно припаркованные автомобили вывозим с помощью эвакуатора и в присутствии работников ГАИ. Нарушители могут получить штраф.
По наблюдениям председателя комитета, примерно 95 процентов местных инициатив заканчиваются на этапе митинга. Однако Галина Гилевич, заместитель генерального директора по благоустройству, санитарному содержанию жилищного фонда ГО "Минское городское жилищное хозяйство", отмечает, что минчане стали не только активнее высказывать мнения по благоустройству придомовой территории, но и предлагать благоустройство за счет собственных средств.
Проект дороже шлагбаума
Получается, горожане готовы платить за услугу, если она сделает жизнь более комфортной. И здесь нужно упомянуть еще одну деталь. Приобретение и установку шлагбаума оплачивает тот, кто подает заявление. Он же должен профинансировать разработку проекта — это обязательное условие для проведения земельно-строительных работ. Вся проблема в том, что готовый проект иногда стоит вдвое больше, чем сам шлагбаум.
— Найти нужный запорный механизм сейчас не помеха. Можно подобрать длину, тип действия, скорость подъема. Другое дело, что проект, стоимость техники, ее установка для многих жильцов станут значительными затратами, — рассуждает Сергей Сахар, директор компании — официального представителя итальянского производителя техники. — Также хотел бы сказать об этапе согласования установки шлагбаума. В нашу компанию звонят клиенты, которые столкнулись с трудностями. Было бы удобно решать все вопросы не выходя из одного здания, чтобы службы могли проконсультировать заявителя в непредвиденных случаях.
Яркая цифра: 800 тысяч транспортных средств зарегистрировано в Минске, по данным ГАИ. В дальнейшем количество машин вряд ли уменьшится, так что методика, которую предложил Олег Лещинский, директор ГУ "Парковки столицы", кажется особенно интересной. Ее суть — отработка защиты придомовых территорий, детских дошкольных, медицинских учреждений, расположенных рядом с платными автомобильными парковками. В начале все дворовые территории на выбранных улицах попадают в зону информирования. Владельцев автомобилей предупреждают о начале мероприятий через информационные письма. За две-три недели граждане должны сообщить, кто живет или работает неподалеку. Сформированный «список доступа» согласовывается с администрацией района, после чего дворовые территории обозначаются запрещающими дорожными знаками, устанавливается система фиксации нарушителей. Последние могут заиметь неприятности с ГАИ.
— Наша методика себя оправдала. В прошлом году мы отработали по привокзальной площади в районе улиц Бобруйской и Кирова, по улице Чкалова от улицы Воронянского до Авакяна, и сейчас идет информирование владельцев транспортных средств по улице Карла Маркса. Ориентировочно, основная работа там начнется с марта этого месяца, — такой прогноз дал Олег Лещинский.
***
Что ж, дом по проспекту Независимости, 28 делит общий двор с сооружениями по улицам Янки Купалы и Карла Маркса. Возможно, в марте жители наконец почувствуют облегчение и им не понадобится добиваться установки шлагбаума... А пока поживем — увидим.
Рогнеда ЮРГЕЛЬ
Фото Сергея НИКОНОВИЧА и из личных архивов жителей
Два дня были насыщены уникальными выставками, полезными проектами и интерактивными площадками.
Один из лучших участковых Могилева-о пути к мечте и профессиональных буднях.