Вы здесь

Иван Кирчук: Я 14 лет жил один и более не планировал никакой семьи


«Ой, Иван Иванович, а где ваша борода?» Само собой вырвался у меня этот вопрос, когда открыла дверь в этнолабораторию и увидела лидера группы «Этно-трио «Троица».


— У меня же маленькие дети. Агнешке — 1,5 года, Стефану — 3,5. Играя, повыдирали всю (смеется). Поэтому и решил оставить маленькую, сейчас мне так удобнее. Борода ведь не зубы, отрастет.

— Для вас борода имеет какое-то сакральное значение?

— Да, это связь с родом. Чем длиннее борода, тем, считается, глубже ты прикоснулся к предкам. Все передается через поколение. Мой дед носил длинную бороду. А папа не любил, постоянно брился. Деды производили музыкальные инструменты — скрипки, аккордеоны. А папа был инженером. Сейчас я продолжаю дело дедов, мне это на роду было написано. Мои же дети вряд ли будут заниматься музыкой, сколько бы я их ни заставлял. А вот внуки могут быть хорошими музыкантами.

— Поздние дети, наверное, отдаляют старость?

— Понимаю, что в свои 59 должен нянчить внуков, а нянчу своих детей. Но я никогда не считал себя старым, даже когда носил длиннющую бороду. Однажды кто-то написал письмо «Троице». «Ой, хорошо, что Ивану Ивановичу не 85 лет. Я думал, что он скоро умрет... А кто же тогда будет петь в «Троице»?» На то время мне было лет 50 (смеется). У меня есть и два взрослых сына, 31 и 37 лет. Когда они родились, я был еще совсем «зеленый», много гастролировал, мало времени с ними проводил. Со Стефаном и Агнешкой все по-другому, это уже такое сознательное родительство, которому я радуюсь.

— Как проводите время с детьми?

— Как все родители. И рисуем, и книжки читаем. Со Стефаном придумываем разные истории. У нас это очень хорошо получается. Переделываем на свой лад старые сказки. Например, колобок у нас остается жив, его не съедает лиса...

— Видела на вашей странице в Фейсбуке пляжный снимок, где вы несете Агнию в слинге, Стефана на плечах... С детства приучаете детей к путешествиям?

— В прошлом году мы всей семьей ездили на море в Болгарию. Тогда мы с Катей (женой. — Авт.) Решили добраться до могилы Ванги, что в болгарском селе Рупитэ. Это был неблизкий свет, 800 километров только в одну сторону.

— Почему именно к Ванге?

— Нас интересовала не так Ванга, как те места, где она похоронена. Там вулкан, очень сильная энергетика. К сожалению, не так долго в том селе были, надо было до темноты вернуться в отель, так как дети маленькие, их надо кормить и укладывать спать. Решили, что обязательно когда-нибудь еще съездим, чтобы еще больше пропустить через себя это необычное место.

С детками у могилы Ванги.

«Женщины мне не мешали. Это главное»

— Семья, «Троица», моноспектакли, книги, преподавание... Как вы все успеваете?

— Рано просыпаюсь. Даже во время гастролей с «Троицей» могу лечь в два часа ночи, но в пять утра я уже на ногах.

— Что вы успели сделать до нашей встречи (пожаловали мы в гости к Кирчуку в десять часов утра. — Авт.)?

— Сейчас все мои мысли с новой книгой фолк-фэнтези «Города восхождений», на которую я собираю средства на краудфандинговой платформе. Поэтому, как только проснулся, начал рассылать кому только мог ссылку, выложил кусочек новой главы, чтобы заинтересовать. Дело движется сложно, по-видимому, сегодня много людей собирает таким образом деньги.

— Правда, что это Катя вдохновила вас на новую книгу?

— Да. Три года назад я показал ей свое фантастическое повествование. Она сказала, чтобы попробовал себя в другом стиле (до этого я писал дневники). Попробовал и сам не заметил, как меня затянуло, сами собой начали появляться новые персонажи, нереальные обряды, загадочные ритуалы. В моей книге нет ни змей, ни мышей. Мне хотелось показать другое: что есть та Вселенная, где мы бываем будто бы во сне. И эта Вселенная дает нам ценные знания.

— Вы пережили два развода. Поняли ли, что главное в семье, чтобы она была крепкая?

— Как-то в экспедиции одна старушка сказала: «Каждому Бог пару дает. А вот сколько кому отведено быть вместе — неизвестно. Даже на один день есть пара и человек счастлив». Универсального рецепта нет. Но важную роль играет фундамент, на котором строится семья. Есть такой обряд, когда незамужние девушки подходят к березке и завязывают ленточки. Одна — красную, чтобы была любовь, вторая — зеленую, чтобы было здоровье, а третья — желтую, чтобы были деньги. Некоторые спрашивают, можно ли завязать несколько ленточек. Так вот нельзя, нужно выбрать что-то одно, главное.

Наши предки с уважением относились к Рождественскому посту. Во время него не вступали в брак. Считалось, что в это время свои свадьбы играли волки. Но молодежь сейчас к этому, к сожалению, не прислушивается. Я своим студентам всегда рассказываю историю о том, как соседку-гадалку не пригласили на свадьбу. Она угрожающе сказала: "Вы меня еще вспомните". И незаметно положила поясок на пороге молодых. Когда они переступили через него, то превратились в волка и волчицу. И прожили в волчьей шкуре семь лет, пока гадалка их опять не превратила в людей. Эта история учит, чтобы мы с уважением относились к соседям, родственникам, особенно во время свадьбы, когда создается новая семья. Ведь если мы кого-нибудь не уважаем или обижаем, они могут сделать так, что мы семь лет будем жить, как волки. Не в прямом, а в переносном смысле. Может, молодые друг с другом, а может, с друзьями или с родней.

— Говорят, успехи мужчины зависят от женщины, которая рядом. Какую роль в том, чего вы достигли, сыграли ваши жены?

— Самое главное, что не мешали. Я человек занятой, с увлечениями у меня всегда под завязку.

— Насколько мне известно, Катя на момент вашего знакомства была аспиранткой...

— Да, будет скоро защищаться. С рождением детей она приостановила работу над диссертацией. Мы работали вместе на бывшей кафедре этнологии и фольклористики. Катя вела семинары и практические занятия у студентов и по белорусскому фольклору... Иногда ей приходилось подменять Кирчука на занятиях (улыбается).

— Как уживаются два этнографа-фольклориста в одной семье?

— У Кати другой подход к фольклору. Она ученый, а я больше практик. Почти за 35 лет сделал много реконструкций обрядов и праздников. Опять-таки мы друг другу не мешаем. Если бы были двое ученых, не знаю, как бы это было.

— Почему остановили свой выбор именно на Кате? Не пугала разница в возрасте в 28 лет?

— Надо спросить где-то там наверху. 14 лет до Кати я жил совершенно один, не планировал больше никакой семьи. Не знаю, как это объяснить. Особенно когда есть продолжение — двое детей. Видимо, это надо космосу, земле, людям... У каждого своя дорожка...

«Мама знала снадобья от бесплодия»

— Вы уже более тридцати лет собираете по деревням фольклор. Во время одного из интервью сказали, что главная этноэкспедиция будет к матери, которая согласилась спеть вам все польские песни, что знает. Состоялась ли она?

— Да, но мамы уже нет больше года. У Деда Томаша по маминой линии было 14 детей. Когда к нам приезжали тети и дяди и пели за столом, вот тогда нужно было их записывать. Но кто же думал, что люди так мало могут жить на свете?! Когда я уже решил эту запись сделать, то из 14 братьев и сестер мне пели двое — моя мама и крестная. Ее тоже нет, к сожалению. Правда, они больше плакали, чем пели. Всегда во время своих лекций советую начинать собирать фольклор со своей семьи, своего рода.

Моя мама была очень известной в Лиде целительницей. Она знала травы от бесплодия. Сам трижды видел, как на рынок девушки приносили своих маленьких детей, говорили: «Галина Тимофеевна, они родились благодаря вам». Очень жалею, что не узнал у мамы про те снадобья. Много всего записывал в разных странах, где только мы с «Троицей» не были. Свое же как-то сбоку было. Думал, успею...

— Как-то вам задавали вопрос о самый счастливый день в жизни. Вы ответили: «Период, когда был жив отец». Можете расширить ответ?

— Папы нет более 10 лет. Мне и до сих пор не хватает разговоров с ним. Он интересовался «Троицей», с удовольствием смотрел фотографии с гастролей, которые я привозил. Кстати, моя первая экспедиция состоялась именно благодаря отцу. В 1983 году я делал обряд «старинная свадьба» и мне понадобились ручник и покрывало. Говорю папе: «Давай купим?» — «Зачем покупать? Твои тети это все делают», — услышал в ответ. В результате мы привезли целую машину экспонатов. Отец есть отец. Очень бы хотелось, чтобы современная молодежь это понимала, ценила и уважала своих пап.

В детстве бабушка мне рассказывала, что первый человек родился с хвостом. Но Богу это не понравилось, потому что звери тоже с хвостами ходят. Он наслал на Адама очень крепкий сон. И пока тот спал, отрезал ему хвост да положил рядом. С тех пор и повелось, что муж — главный, а жена — хвостик. А сейчас в современном мире все наоборот. Идет сильная женщина и такой небольшой хвостик рядом. Это ненормально. Если есть Отец в семье — это совсем другая энергетика.

«Понимаю, что в свои 59 должен нянчить внуков, а нянчу своих детей. Но я никогда не считал себя старым, даже когда носил длиннющую бороду.» Фото Сергея Никоновича.

 

— Почему так важно знать свои корни и почитать родителей?

— Лучше нарисую (берет карандаш и лист бумаги). Эта линия — земля, или моя мать, а вот эта линия — дождь, или мой отец. Когда дождь пролился на землю, появился росток, или я. Когда у меня с родителями хорошие отношения, то получаю от их силы, здоровье, деньги. Если я с папой, например, поссорился или нет взаимопонимания с матерью, энергетический канал закрывается. Я могу потерять работу, развестись с женой, начать пить...

— Покажите мне какую-нибудь вещь, благодаря которой я смогу узнать о вас что-то новое.

(Показывает камень в форме пальца.) Когда я был ребенком, нашел у себя в Лиде во дворе большой валун. И на нем была какая-то буква. Я его перетаскивал с одного места на другое, чтобы он красиво лежал. Прошло много времени, интерес к камням не пропал. Куда бы ни ехал с «Троицей» или семьей, отовсюду тяну целый рюкзак интересных камней.

Сад камней Кирчука на даче, которую подарила мама.

— Как пограничники на это реагируют?

— Нормально. Говорю, что это реквизит для сцены. Несколько лет назад мама мне подарила дачу в 20 километрах от Лиды. Я там разбил сад камней. Какой только формы их там нет! Сын, как увидел те камни, тут же стал их перетаскивать с места на место. Стефан — это моя копия. Все, что он делает, я делал в детстве.

Кстати, с камнями происходили различные мистические вещи. В течение пяти лет я носил в кармане кремень. Однажды, во время моего возвращения из Варшавы, он упал и разбился на пять кусков. И у меня умер друг. Наши предки с большим уважением относились к камням, они верили, что все это живое.

— В нескольких своих интервью вы вспоминаете Мулявина, увлекаетесь его творчеством. А были ли вы с ним лично знакомы?

— Мы стояли на одной сцене, но лично, к сожалению, не были знакомы. Когда в 1997 году был проект "ПесняРок", различные группы делали свои аранжировки на "песняровские" хиты. "Троица" перепела тогда "Рэчаньку". В результате мы получили первое место и деньги на запись альбома. Мне говорили (я точно не знаю, так это или нет), что Владимир Мулявин сам отбирал песню-победителя.

— Бывали ли у вас творческие кризисы?

— Я не успевал об этом задуматься. 10 лет существовала группа "Дзіва". После этого появилась "Троица". За 19 лет, что существует эта группа, вышло 7 компакт-дисков, дневники... Мы приняли участие в более чем 100 международных фестивалях. Где тут кризис? У меня нет на него времени. Конечно, можно лечь на диван и сказать: "Не трогайте меня. У меня творческий кризис". Может, знаете историю про деда, который лег умирать? Его дети пригласила священника, чтобы тот отпел старика. Потом сели возле кровати и ждут. День сидели, два сидели... На третий день дед не выдержал, встал с кровати и говорит: "Я пошел работать, потому что вы так и умрете с голоду".

— О чем сегодня мечтаете?

— Перевезти к юбилею (В сентябре Ивану Кирчуку исполняется 60 лет. — Авт.) свой трехъярусный вертеп из Варшавы на дачу. И чтобы у «Троицы» появилась достойная репетиционная точка. Пока мы репетируем в Щомыслице. В сельском клубе, где комнатку, наверное, в три раза меньше, чем эта этнолаборатория.

А еще мы с Катей все чаще говорим о том, чтобы переехать жить в деревню. В многоэтажных домах нездоровая энергетика. Там, в квартире наверху, будут ссориться, где-то внизу квартира наркомана, справа — алкоголиков. В связи с тем что люди живут не так, как их предки, возникают определенные проблемы, в том числе и со здоровьем...

Блиц-опрос
— Ваше главное богатство на сегодня?

— Маленькие дети.

— Что для вас счастье?

— Чтобы была работа. Если просыпаешься и тебе нечего делать, по-видимому, ты самый несчастный человек.

— Где ваше место силы?

— Когда мама была жива, я приезжал к ней, можно было подержать за руку... Сегодня же мое место силы везде, где я нахожусь в конкретный момент.

— С кем из знаменитых людей, которых уже нет в живых, вам хотелось бы пообщаться?

— С Чеславом Неменом. Я очень много лет слушаю то, что он оставил. "Троица" была на его могиле в Варшаве. Мне очень нравится видео, где Чеслав Немен в майке поет под гитару народные песни. Он с них начинал. Как-то вышел журнал "Jаzz-Квадрат". И так получилось, что в нем статья обо мне и о Немене. Мне было приятно, что мы хотя бы там вместе. Кстати, мой псевдоним "Иван Лида" очень созвучен с псевдонимом Юлиуша Выдрицкого. Он взял его себе в честь реки Неман, на которой вырос.

Надежда ДРИНДРОЖИК

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.