С начала этой недели многие маршрутчики предупреждают о сбое в работе. Дело в новом законе "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках", согласно которому они не могут работать так, как раньше. Частные перевозчики, осуществляющие междугородние рейсы регулярно, должны заключить договор с оператором, отправляться с вокзала, утвердить график, интервал движения и остановки. Предприниматели жалуются, что их хотят вытеснить с рынка. Минтранс уверяет, что цель изменений в законе совсем не в этом.
Некоторые рейсы отменены
Пытаемся забронировать места у частных перевозчиков. На сайте маршрутки, которая отправляется из Минска в Полоцк и Новополоцк, висит красная вывеска — «Работа приостановлена с 26.02.2018». В вторник не выехали также некоторые автобусы из Солигорска.
— Можно заказать место на пятницу до Барановичей? — интересуемся у другой службы перевозок.
— Да. Мы принимаем бронирование на 16 дней вперед. Если что-то изменится, позвоним, — предупредила диспетчер.
Маршрутка на Гродно также совершает рейсы без изменений. «Пока работаем, — говорят в трубке. — Места по-прежнему можно бронировать по телефону и через сайт».
Почему новый закон так взволновал сферу перевозок? Предприниматели утверждают, что изменения в правилах лишат их источника дохода. Так, среди перевозчиков будет проведен конкурс на возможность совершать перевозки по конкретным маршрутам: частники опасаются, что предпочтение отдадут государственным автопаркам. Частью дохода придется делиться с автовокзалом: они требуют 15 процентов от проданных через них билетов.
У пассажиров, которые привыкли пользоваться частными маршрутками, вопросов тоже много. Неужели придется ехать на вокзал, чтобы сесть в автобус? Раньше же можно было попросить подобрать на любой остановке. Не снизится ли количество рейсов? Сейчас по многим направлениям ездить маршрутками гораздо удобнее. Так из Минска в Мозырь в будний день они отправляются каждый час с 6.50 до 19.50. Билет стоит 11 рублей. Государственный же автобус (маршрут Минск — Лельчицы) ходит до Мозыря раз в день, и поездка в нем дороже на шесть рублей. К тому же часто частники заезжали в деревни, в которые нет рейсов от автопарков.
Все для безопасности пассажиров
Заместитель министра транспорта и коммуникаций Александр ШИШКО отметил, что новый закон необходим для повышения уровня безопасности перевозок пассажиров, улучшения качества услуг и создания дополнительных условий для добросовестной конкуренции.
В документе уточнили критерии отнесения автомобильных перевозок к регулярным и нерегулярным. Дело в том, что многие рейсы считались нерегулярными (и, соответственно, не заключали договор с оператором), хотя выполнялись по определенным маршрутам с конкретным расписанием. Организаторы таких перевозок не несли ответственность перед пассажирами за несвоевременную подачу транспорта или отмену поездки. Часто они не выдавали билет (а он дает право получить страховку) — только чек о принятии денег.
За прошлый год было выявлено 979 фактов нарушения графика работы и отдыха для водителей авто, 153 случая допуска к работе водителя, не прошедшего перед рейсом медосмотр, 231 факт наличия неисправностей, при которых запрещается выезжать на дорогу. В 44 случаях не был пройден государственный техосмотр.
— Изменения в закон начали обсуждать еще в 2014 году. Инициаторами стали официально зарегистрированные перевозчики, которые находились в неравных условиях. В апреле 2015-го законопроект был размещен в интернете для общественного обсуждения. К нам поступило восемь предложений, и они были по максимуму учтены. В прошлом году было проведено 417 семинаров-совещаний, где объяснялись изменения в законе, что необходимо сделать перевозчикам, чтобы работать по новым правилам. И многие уже заключили договоры на выполнение регулярных услуг, — прокомментировал Александр Шишко.
Новый закон вступил в силу еще с 23 января. При этом пока никого из перевозчиков, кто не заключил договор, но продолжает выполнять рейсы, с начала года не привлекали к ответственности.
— Никто не собирается притеснять перевозчиков. Мы не запрещаем им самостоятельно продавать билеты пассажирам, подбирать людей на разных остановках, ездить по своему расписанию. Но потом надо будет заехать на вокзал или диспетчерскую станцию, чтобы отметиться и дать отдохнуть водителю, — говорит замминистра.
Что касается напряженных маршрутов, где частные перевозчики отменили рейсы (Полоцк, Новополоцк и Солигорск), то там до 8 марта включительно организовали дополнительные рейсы. Пустили государственные автобусы, ведут переговоры с другими перевозчиками.
В ведомстве поясняют, что совмещать функции оператора и перевозчика в одном лице запрещено. А значит, оператор не будет заинтересован в том, чтобы какое-то конкретное предприятие выиграло в конкурсе. Поэтому частник на равных условиях будет конкурировать с автопарком за право выполнять рейсы.
— Конкурсов не надо бояться. Но выиграл — выполняй требования к качеству. Или на твое место поставят другого, — прокомментировал Александр Шишко.
Он пообещал, что будут приняты все меры, чтобы обеспечить перевозками всех нуждающихся. Сейчас законом предусмотрено, что частник, который хочет работать на социальных маршрутах (заезжать в отдаленные деревни, например), может также получить субсидию. Это и для пассажиров будет плюсом, и снимет нагрузку с бюджета.
Наталья ЛУБНЕВСКАЯ
ОВЕН. У вас явно остались нерешенные проблемы, желательно попытаться справиться с ними, не откладывая на потом...
Эксперты — о трендах в продовольствии белорусов и предпраздничной торговле.
«Машиной кто угодно может управлять».