Фотопроект «Родны склон», который сейчас представлен в столичном Национальном центре современного искусства, — явление очень интересное. Суть его в том, что известные отечественные фотомастера на своих работах на этот раз представили... собственные семьи. Один из вопросов, который интересовал кураторов выставки, — как будут выглядеть работы мастеров, когда они фотографируют нечто привычное, обыденное?.. Придется ли им сохранять определенную дистанцию от объекта съемки? Какие художественные достоинства будут у работ, когда сняты они с того, что видишь каждый день?.. И это только одна сторона медали, которую держат в своей руке создатели экспозиции.
Существенный и другой аспект. Безусловно, профессиональным фотографам (да и всем любителям этого искусства) очень важно регулярно снимать своих родных и близких! Чтобы не остаться, как говорится, как сапожник без сапог. Через объектив фотографа постоянно проходят сотни отражений жизни. Однако, безусловно, когда в кадр попадает семья, — именно эти фото останутся как ценная семейная память, как те моменты, которые ни в коем случае нельзя потерять.
Очень трогательную историю о своей дочери Варваре рассказала фотохудожница Юлия НАЗАРОВА: «Варвара, маленькая иностранка, которая говорит на неизвестном мне языке, неожиданно ворвалась в мою жизнь 11 лет назад. Каждый день она стремительно взрослеет: играет и ищет себя. В ее мире можно быть космонавтом или знаменитой фотомоделью, красноволосой русалкой или маленькой феей, иностранкой или просто невидимой. Она ходит на грани снов и реальности. Ее время совсем не похоже на взрослое. Оно полно чудес и перевоплощений. Оно неповторимо и незабываемо».
Так же и на фотоработах Юлии Назаровой Варвара представлена в разных образах. Здесь она и в самом деле и космонавт, и русалка, и иностранка. Огромные цветные полотна посетители выставки рассматривают с охотой. Однажды маленькая Варвара повзрослеет, а эти произведения искусства навсегда останутся ее семейной памятью.
Об интересном мире отношений между близкими людьми рассуждают кураторы выставки. Они отмечают, что, на первый взгляд, семья — понятная каждому из нас система. Но в то же время это сложное понятие, которое вызывает огромное количество самых разных чувств и ассоциаций: традиция и род, близость и доверие, травма и боль. Семью можно определить по-разному, но она всегда содержит в себе отношения между ее членами, которые так или иначе имеют общие связи, рожденные в единстве места, дружбой, преданностью, любовью, интересами, убеждениями. «Фотографирование семьи напоминает создание рассказа о ней. Фотография старается отражать отношения внутри семейной системы, структуру семьи, традиции, она озвучивает центральные и запретные темы, — говорят создатели «Родного склона». — Однако фотография всегда объявляет об индивидуальном восприятии мира и определении в нем самого себя».
— Этот проект задумывался как работа с архивами и темой семьи. Снимать своих близких родственников — общая тенденция в современной фотографии, — говорит куратор выставки Дина ДАНИЛОВИЧ. — Нам хотелось показать белорусских авторов, которые также работают с этой темой. Наши проекты обычно строятся по следующему принципу: есть как современные работы, так и знаковые подборки, которым уже десятки лет, — они тоже входят в экспозицию. Среди последних — произведения Сергея Кожемякина и некоторых молодых авторов. Таким образом мы даем возможность увидеть конкретную историю белорусской фотографии. Те, кто работал с архивами, исследовали как свои, так и чужие подборки фотографий. Были даже карточки, которые кто-то посчитал ненужными, выбросил на помойку. Но наши авторы их нашли и дали им вторую жизнь... Нам было очень интересно, что же происходит, когда культовый или концептуальный фотограф снимает какие-то совсем бытовые вещи, семейные праздники, — остается ли он при этом на определенной дистанции от того, что делает, как выглядят его работы?
По-особенному интересен проект Виктора Гилицкого. Фотохудожник снимал своего дедушку, а через небольшое время понял, что это была его последняя встреча со своим родным, — того не стало. Что же можно увидеть на тех снимках? Среди вещей, которые неизменно окружали дедушку, — старый радиоприемник и большое количество экземпляров «Звязды» — видимо, каждое свою утро дедушка начинал с любимой газеты.
Отличительный проект и Ольги Кирилловой. Она обработала видеопленки, которые когда-то в ее детстве снимал папа. Сейчас женщина с теплотой вспоминает то время и вспоминает отца немного наивным и мечтательным. О том, что отношения с родными иногда могут быть сложными и очень травматичными, в своей подборке рассказала Жанна Гладко.
Необычной историей создания собственного произведения поделилась фотограф Ольга САВИЧ:
— Небольшой старый чемодан со множеством разорванных фотографий был обнаружен на минской свалке в 2017 году. Первым моим желанием было составить и упорядочить все это, понять историю тех снимков. Но в процессе складывания я почувствовала: несмотря на то, что разорванные куски собираются в целое, полученное изображение со мной «не разговаривает». Я не могла иметь к этим снимкам никаких личных чувств, потому что меня с ними ничего не связывает. Почему от них отказались — мне неизвестно, они потеряли своих хозяев и через это лишились своих историй... Со времен традиционных семейных альбомов зона демонстрации семейных фотографий сильно поменялась. Сегодня историю семьи лишь изредка можно найти в бумажных альбомах, которые бережно хранят и показывают только близким людям. Теперь такие снимки чаще всего выкладывают в социальные сети и их может увидеть почти каждый... «Альбом», представленный на выставке, выполнен в технике коллажа, собран из фрагментов чужой жизни, но уже с другими собственными новыми историями.
Еще один куратор выставки, а также ее участник фотограф Владимир ПАРФЕНОК, отмечает, что все-таки с темой семьи белорусы работают мало. Если бы организаторы нашли больше необходимого материала, они сделали бы экспозицию, которая заняла бы не один этаж, а все здание НЦСИ. «Я надеюсь, что проект будет иметь продолжение, что появятся новые интересные работы о семье, отношения с родными людьми, — полагает Владимир Парфенок. — Хочется, чтобы все мы снимали круг своих близких людей, не стеснялись этого, выносили на поверхность — это очень важно».
Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ
«Я — человек команды. Важно, чтобы люди, находящиеся рядом, верили в меня».
«Наш слоган — „в ногу со временем“».
Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.