Вы здесь

Выпускники надеются на репетиторов, удачу и расположенность учителя


В старшей школе к услугам репетиторов обращались 81,4% учащихся. Наиболее критически оценивают достаточность своих знаний для поступления в вуз, как ни странно, учащиеся гимназий (среди них количество недовольных составляет 62%). Вообще доля тех, кто занимается с репетитором и недоволен своими знаниями, существенно возрастает вместе со средним баллом. Таким образом распространенное мнение о том, что отличники реже прибегают к помощи репетиторов, не находит своего подтверждения. Эту интересную тенденцию выявило социологическое исследование «Учат в школе»: как, почему и зачем?». Его результаты представил Исследовательский центр Института приватизации и менеджмента. Исследованием было охвачено более тысячи молодых людей в возрасте от 17 до 21 года, которые закончили учреждения общего среднего образования в последние годы, а также эксперты. В качестве последних выступили учителя городских и сельских школ, гимназий, лицеев и частных школ, а также преподаватели высших учебных заведений.


Если не хватает знаний...

Исследователи обратили внимание на следующее противоречие: с одной стороны, содержание вступительных испытаний полностью соответствует школьной программе, а с другой — учащиеся не надеются на школьные знания и пытаются повысить свои шансы на поступление, прибегая к услугам репетиторов. По мнению экспертов, это может быть свидетельством общей неэффективности учебного процесса, вызванной самыми разными факторами: личностными характеристиками учеников или учителей, особенностями организации обучения и другими. Многие из них отмечают, что по действующим нормам основная учебная нагрузка должна приходиться на школьные уроки. Однако в классах, где учится одновременно как минимум 20 человек, за время урока можно выделить для каждого ученика по две минуты в лучшем случае. Таким образом получается, что для кого-то урок идет слишком быстро и объем информации, которую нужно усвоить, — чрезмерно велик, а для кого-то наоборот — слишком медленно.

В общем учебная нагрузкa состоит из нескольких компонентов: непосредственно на уроках, при выполнении домашних заданий, а также при подготовке к экзаменам. Теоретически нагрузка при подготовке к экзаменам в вузы/ссузы не должна выделяться в отдельную категорию, однако эксперты отмечают, что в реальности ученикам приходится восполнять и восстанавливать знания по тем предметам, которые они выбрали в качестве экзаменационных, и делают они это, как правило, дополнительно . Во всех трех случаях большинство респондентов сообщили, что считают нагрузку оптимальной. Однако следует обратить внимание на то, что более четверти опрошенных оценивают ее как недостаточную при подготовке к экзаменам и одновременно с этим пятая часть респондентов считает нагрузку при выполнении домашних заданий чрезмерной.

Чуть более 21% респондентов тратят на выполнение домашних заданий меньше часа, 44% — от часа до двух, 27% — от двух до трех часов и 8% — более трех часов в день. Это значит, что реальная нагрузка не превышает требования Министерства здравоохранения, но, по мнению экспертов, она не дает того объема знаний и навыков, требуемых для эффективного продолжения обучения и выхода на рынок труда.

Респонденты с низкими оценками тратят на домашнее задание гораздо меньше времени, чем остальные. Во всех группах, кроме группы с неудовлетворительными оценками, большая часть опрошенных тратит на них от часа до двух. Но чем выше у учащегося балл — тем больше времени он отводит на домашнюю работу.

Среди причин, по которым учащиеся обращаются к репетиторам, фигурируют следующие: «не понимал некоторые школьные предметы и приходилось разбираться дополнительно», «хотел знать предмет лучше — не хватало знаний, которые давали в школе», «необходимость к поступлению в вузы/ссузы, потому что в школе уровень подготовки был слаб», «необходимость подготовиться к поступлению в вузы/ссузы, потому что до последнего класса успел все забыть», «настояли родители». И тут снова прослеживается та же тенденция: недостаток знаний и желание знать предмет глубже чаще всего упоминают учащиеся с высоким средним баллом.

39,5% респондентов признались, что школьных знаний для поступления в вуз им оказалось недостаточно, еще 10% сообщили, что их совсем не достаточно.

Не контролировать, а вдохновлять!

Учителя, которые принимали участие в опросе, отметили, что в последнее время вовлеченность родителей в образовательный процесс значительно возросла. Некоторые считают это результатом информатизации, поскольку появилась возможность более активно общаться с педагогами в социальных сетях и мессенджерах. Но эксперты по-разному оценивают нынешние возможности. С одной стороны, родители могут своевременно получать информацию об актуальных проблемах, связанных с обучением их детей, а с другой — некоторые учителя уже жалуются на чрезмерную активность некоторых из них.

Исследователи попытались установить зависимость между вовлеченностью родителей в образовательный процесс и его результатами. Во-первых, важно было выяснить мнение респондентов о том, должны ли родители в принципе помогать своим детям с выполнением домашних заданий. Большинство опрошенных (64%) считают, что должны, если дети их об этом попросят. Пятая часть ответила, что для того есть учителя. А 15% опрошенных заявили, что родители обязаны это делать. Однако результаты опроса свидетельствуют, что в большинстве случаев родители не часто помогают детям с выполнением заданий: более чем у половины респондентов они проверялись редко или очень редко. Учителя в интервью отметили, что некоторые родители считают контроль важнейшей мотивацией для детей. Однако, по мнению педагогов, контроль в некоторых случаях сказывается негативно на заинтересованности детей в получении образования, а постоянная «опека» не позволяет ученикам почувствовать полную меру ответственности за собственное обучение.

Несмотря на умеренную степень вовлеченности родителей в образовательные процессы, конфликты из-за оценок с ними возникали у 72% респондентов. У 14% участников опроса такие конфликты происходили часто или очень часто. Исследование установило, что и отличников, и «двоечников» наказывают за оценки с одинаковой периодичностью. И, как и в случае с контролем, это не оказывает значительного влияния на успешность.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что родители должны принимать участие в процессе образования детей, но не в качестве контрольного или карательного органа (и контролем, и санкциями занимается школа), а в качестве помощников в случае необходимости, а также в качестве вдохновителей. Конечно, заинтересовать ученика должен прежде всего учитель, но эксперты полагают, что в этом случае первоначальный вклад матери и отца также может сыграть значительную роль в формировании интереса к учебе в целом.

Оценки — для красивой статистики?

Одной из задач исследования было определить отношение к действующей системе оценивания как педагогов, так и учеников. В качестве основной проблемы учителя назвали требование постоянного повышения среднего балла по классу и школе в целом. Они вынуждены регулярно проводить подсчет средних баллов и отправлять соответствующие сведения в руководящие органы.

Еще одна «специфическая особенность» — учитель не может поставить всему классу одинаково высокие или низкие оценки, ведь, как правило, уровень учеников различается. Поэтому сильные сравниваются со слабыми, и именно по такому принципу всем учащимся в классе выставляются оценки. Случается, что педагог сравнивает текущие успехи одного ученика с его предыдущими успехами и в зависимости от этого выставляет ему высший или низший балл. Поэтому одна и та же оценка (цифра) может стоять в аттестате двух очень разных по уровню подготовки учащихся.

Также эксперты отмечали, что существуют некоторые сложности при выставлении одних и тех же баллов за различные виды работы. Например, 9 баллов за выполнение контрольной и 9 баллов за работу у доски — это совершенно разные по содержанию, но равные по значению оценки. Оценивание работы с новым материалом и с уже пройденным — тоже разные вещи. Многие считают, что часто отметки воспринимаются не как объективный инструмент, который помогает определить уровень знаний, а как карательный или поощрительный. Получение неудовлетворительной оценки часто носит эмоциональную окраску: она может как мотивировать ученика на улучшение успеваемости, так и вызвать у окружающих гнев, чувство собственного превосходства, провоцировать конфликты или травмировать учеников. В некоторых классах это работает наоборот, и с неодобрением встречаются хорошие оценки, полученные одноклассникам. Таким образом у учеников может возникать страх перед совершением ошибок, хотя последние в процессе обучения просто неизбежны. Подобная боязнь провоцирует аналогичные ситуации в будущем: на рынок труда выходит большое количество неэффективных сотрудников, которые боятся совершить ошибку и не готовы взять на себя ответственность.

А что думают о школьных оценках выпускники? Поскольку средний балл учитывается при поступлении в высшие учебные заведения, многие из тех, кто собирается продолжать образование, заинтересованы в получении максимально высокого среднего балла аттестата о среднем образовании. Честно говоря, заинтересованы в этом и учителя (в том числе и для отчетности). Закономерно, что большинство респондентов считают оценки важными или очень важными. Крайнюю степень важности оценок для себя отмечают почти 16% респондентов. Они уверены, что от них зависит будущее! Эти представления могут быть в некотором смысле идеалистическими и способны спровоцировать желание получить хорошую оценку любой ценой, вместо того чтобы сконцентрироваться непосредственно на учебе.

Более половины респондентов сообщили, что в наибольшей степени на успешность влияет постоянная работа с учебным материалом в школе и дома. Следующий за ним по частоте выбора ответ — «умение запоминать большие объемы информации» (так считают более 40%).

По мнению экспертов, высокая популярность этого варианта ответа может быть индикатором того, что система образования работает в направлении заучивания, а не понимания и умения рефлексировать и выстраивать причинно-следственные связи. Некоторые из них отмечают, что в определенном смысле заучивание — путь наименьшего сопротивления как для учеников, так и для учителей. Тем не менее результативность такого обучения остается сомнительной, поскольку подобный подход не позволяет развить ни когнитивные, ни прикладные навыки у учащихся и формирует малоэффективных участников рынка труда в будущем.

Следует обратить внимание и на то, что респонденты чаще выбирали в качестве фактора успешности везение, чем помощь репетиторов. 23% заявили, что существенное влияние на оценки оказывает умение списывать, а 21% упомянули хорошие отношения с учителем и его личное отношение к ученику. Эксперты отмечают, что культура списывания, свойственная белорусским школьникам и студентам, в долгосрочной перспективе также приводит к негативным последствиям: рано или поздно те сталкиваются с трудностями, когда продолжают обучение на более высокой ступени или выходят на работу.

Пустая трата времени?

На вопрос «Чем должна заниматься школа?» 82,5% респондентов ответили, что ее задача — передача знаний. Остальные пункты (развитие личности, творческих способностей, воспитание) выбирают гораздо реже, что, по мнению педагогов, несколько противоречит настоящему предопределение школы, которая должна заниматься всеми перечисленными аспектами, хотя и не в равной степени. Некоторые из них заострили внимание на том, что развитие творческих способностей учеников выбирает не так много респондентов, как они ожидали, хотя, на их взгляд, это задача школы не менее важна, чем передача знаний.

Для того, чтобы еще лучше понять, как относятся к проведённым в школе одиннадцати годам выпускники, им задали вопрос «Чем, прежде всего для вас, является школьное образование?». Наибольшее количество респондентов считают ее возможностью для получения нужных знаний и навыков. Как возможность образование чаще всех рассматривают выпускники лицеев и колледжей, а как необходимость — ученики общеобразовательных школ и гимназических классов. Наибольшее количество тех, кто рассматривает образование как основу для личностного развития, принадлежит к семьям с совсем небольшим доходом.

Более трети опрошенных называют школу необходимым условием для поступления в вуз. «Для этой группы людей среднее образование является лишь длинной подготовкой к чему-то на самом деле важному и не имеет ценности само по себе», — делают вывод эксперты. А 8% участников опроса и вовсе считают свое обучение в школе пустой тратой времени.

Наиболее важными предметами респонденты назвали иностранный и русский языки, математику, медицинскую подготовку и информатику. Но, отвечая на вопрос, какие предметы понадобились им после школы, 53% назвали русский язык, 16% — белорусский, 7,6% — математику, 4,4% — иностранный язык. Актуальность же других школьных дисциплин выпускники оценили еще ниже — от 0% (как, например, астрономию) до 3,4% (как информатику).

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора и Марины БЕГУНКОВОЙ

Выбор редакции

Общество

Как обезопасить себя от нитратов?

Как обезопасить себя от нитратов?

Медики советуют налегать на весеннюю зелень.

Экономика

Кто, на что и на каких условиях сегодня может получить кредит

Кто, на что и на каких условиях сегодня может получить кредит

С первых дней февраля Беларусбанк возобновил кредитование покупки квартир на вторичном рынке жилья и в уже сданных новостройках.

Общество

Вместо «Антоновки» — «Имант»? «Яблочные» заботы белорусских селекционеров

Вместо «Антоновки» — «Имант»? «Яблочные» заботы белорусских селекционеров

Хочешь быть молодым — ешь яблоки, хочешь быть здоровым — ешь яблоки, хочешь быть умным — ешь яблоки.