Вы здесь

Почему учителя любят Льва Толстого больше, чем своих учеников?


Как построить эффективную систему образования? В чем основная проблема современной школы? Можно ли учить детей для удовольствия, а не для получения оценки? Насколько оправдано изучать отдельные предметы, когда в жизни требуются общие межпредметные умения и навыки? Имеет ли учитель право на ошибку? В чем вообще заключается миссия современного педагога? Эти и многие другие вопросы оказались в центре внимания первого международного образовательного форума "ПроШколу: ТакМожно!". Его спикерами стали эксперты и практики в сфере школьного образования из пяти стран: Беларуси, Эстонии, России, Швеции и Украины. Интерес к мероприятию со стороны педагогов и родительской общественности оказался настолько высоким, что зал не смог вместить всех желающих, поэтому организаторы предусмотрели онлайн-трансляцию на портале Ребенок.BY.


Фото: shkola-novosel.ru

Автономия учителей

— Мы не можем совершать в школе чудеса, но делать ее лучше ежедневно в наших силах, — уверена Лайне Беловас, основатель и директор Nоаrооtsi Gumnааsium, одного из самых известных заведений образования в Эстонии (возглавляет его уже 30 лет), ментор руководителей в сфере образования . — Говорят, что эстонцы не очень религиозные люди, но мы верим в наше образование!

Надо заметить, что по итогам последнего исследования, проведенного в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (РISА), Эстония вошла в тройку лидеров в мире, а в Европе она занимает первую позицию. При этом в школах никто отдельно к тестированию РISА не готовится. Идет обычный ежедневный учебный процесс. "Образование — это не только тесты, а РISА — не самое главное", — подчеркивает директор гимназии.

Кстати, эстонские ученики показали самый высокий результат в Европе по решению проблем в группах и оказались на шестом месте в мировом рейтинге РISА по этому показателю. "Зачем приходить в школу, чтобы в одиночку решать задачи, это можно сделать и дома, — рассуждает Лайне Беловас. — А на уроках обязательно должна присутствовать совместная работа, отработка умения решать какую-то проблему в команде".

Когда в Эстонии двадцать лет назад решили сделать ставку на образование, то в основу реформирования своей школы положили опыт финнов. А сегодня "ученики" уже даже превзошли своих "учителей" — обошли Финляндию в международном рейтинге благосостояния 15-летних подростков.

— Первое, что мы одолжили у финских коллег, это автономия школ и свобода учителей, — констатирует Лайне. — Министерство образования доверяет директору, а директор доверяет учителям. Педагогов не контролируют, а поддерживают. План урока учитель пишет для себя: директор никогда не проверяет его наличие или отсутствие. Главное — чтобы урок прошел успешно. За тридцать лет своего директорства я посетила только несколько уроков своих учителей. Каждый год мы проводим в школе анонимный опрос, чтобы выяснить у учеников, их родителей и педагогов все "плюсы" и "минусы": что в нашей гимназии хорошо, а над чем еще надо работать. А потом вместе обсуждаем, что можно сделать.

Учителя опираются на государственную учебную программу, но сами решают, что, с помощью каких методов и по каким учебникам они будут преподавать, корректируют программу под нужды своих учеников и собственное видение предмета, поэтому креативность очень высокая. От учителя не требуют планов и отчетов: вся нужная информация содержится в электронных дневниках.

Лайне убеждена, что право на ошибку есть у всех: у учеников, учителей и директора. Без ошибок не получится внедрять новые методы и способы работы, невозможно экспериментировать.

Ученик может спорить и не соглашаться с учителем, может высказать пожелания по содержанию изучаемого предмета — и он будет услышан. Очень важный момент — возможность выбора. Количество обязательных курсов для гимназистов за последние годы уменьшилось с 96 до 64. Из основных предметов — языки, математика, физика, химия, география, биология... Остальное ученики и школы выбирают сами. Например, можно изучать религию мира, психологию, экономику, французский, русский языки и другие дисциплины.

В последнюю неделю учебного года гимназисты имеют возможность отправиться в другую гимназию в другой регион, чтобы прослушать курс, который предлагается там: выбор чрезвычайно широк — 80 курсов. Происходит обмен гимназистами. Надо заметить, что гимназия — это старшая ступень общего среднего образования в Эстонии (10—12 классы).

Комфортное окружение для всех

Каникулы в течение года распределяются так, чтобы дети не успевали устать: неделю — в октябре, две недели — на Рождество, затем неделя в феврале и в апреле. Старшие школьники заканчивают учебу в середине июня, младшие — в конце мая и до 1 сентября все отдыхают.

В Nоаrооtsi Gumnааsium действует несколько простых, но важных правил: в школе должно быть хорошо всем — и тем, кто учится, и тем, кто там работает. Ученик и учитель являются партнерами. "Наши воспитанники настолько привыкли к бесплатному Wi-Fi в гимназиях и школах, что воспринимают его уже как свои гражданские права", — шутит директор.

Среди запретов, распространяющихся на учеников, — пропуск уроков, употребление алкоголя и наркотиков. Нельзя также находиться на улице после 23 часов, ходить по школе в уличной обуви и быть невежливым.

— В отличие от Финляндии, где статус учителя очень высокий, зарплаты педагогов превышают среднюю по стране и в профессию идут лучшие выпускники, у нас ситуация другая, — призналась Лайне Беловас. — Средний возраст учителей в Эстонии — 48 лет. И каким будет результат эстонских школьников на РISА еще через десять лет, я, честно говоря, не знаю. Но уверена, что главная составляющая успешной школы — это учитель, который не только хорошо знает свою дисциплину, но и может передать ценные знания детям. Мы сейчас думаем над тем, как максимально связать школьные предметы с реальной жизнью и мотивировать детей на учебу.

Застрявшие в прошлом

— Мотивация — сложная штука. Как работать, если у тебя не получается? Что делать, если не хочется садиться за уроки? Как себе помочь? Это более важные вопросы, чем сколько будет 2+2, — уверена известный российский психолог и публицист, автор многих книг, лауреат премии президента Российской Федерации в области образования Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ. — Дети должны хотеть учиться, но все уверены, что это что-то нереальное. Почему-то считается, что мотивация может формироваться только через чувство долга. Просто какой-то общий заговор лжи. Учительница пишет родителям: "Ребенок не работает на уроке, примите меры!" Те прочитали, но что они должны сделать? Есть идеи? Особенно мне нравится вариант "пообщайтесь с ним". Что бы делала мама, если бы ей не сказали об этом? Подобная мысль, наверное, никогда ее не посещала, сейчас, к счастью, ей подсказали "выход", и теперь все будет хорошо. Это ложь, когда все делают вид, что решают проблему. Маму вызывают в школу, просят поговорить, она говорит, что ребенок кивает, но ничего не меняется.

Проблема еще и в том, что для того, чтобы научить ребенка быть хозяином самому себе, ставить цели, учитывать свои ошибки, работать над мотивацией, учитель должен уметь делать это сам. А вот с этим беда... Шведские коллеги рассказывают, что у них стоит задача — совместить знания и демократию, а российская школа пытается решить другую задачу — как сделать вид, что мы даем знания, причем чтобы у детей даже не зародилось мысли о демократии. Сложно, потому что дети только об этом и думают, они хотят свободы, изменений, справедливости, у них возникают многочисленные вопросы.

Людмила Петрановская замечает, что мы живем уже не во время научно-технической революции, а во время научно-технического взрыва. И наша школа — это большой анахронизм в современном мире. Какой-то случайно уцелевший мастодонт, который ходит по улицам и уклоняется от Tеslа. Школа — та, что есть сейчас, была создана для эпохи индустриализации, где успех зависел от того, насколько слаженно будет работать огромная система с большим количеством как металлических, так и человеческих винтиков. Насколько точно они будут выполнять предписанные им алгоритмы.

И тогда школа блестяще справлялась с этой задачей, она хорошо готовила научно-технические кадры для индустриализации, рабочих — для конвейера. Но мир изменился. И как ни странно, в менее выгодной ситуации оказались те страны и системы образования, у которых были заслуги. Реформировать систему образования маленькой и компактной Эстонии — сложная, но решаемая задача. А вот сделать это в России или Германии непросто. Заслуженные педагоги говорят: "Мы всю жизнь делали так, и все у нас получалось. Так зачем сейчас по-другому?" И родители их поддерживают: "Сделайте, как было раньше. С нас людей воспитали, сделайте то же и с нашими детьми!"

"Сосуды" для знаний

— Задача стоит глобальная. Хватит использовать детей для того, чтобы вкладывать в них знания, надо, наконец, начать их учить, — констатирует Людмила Петрановская. — Как построена индустриальная школа? Мы берем массив знаний (Лев Толстой, интегралы, молекулы бензола) и переносим его, пересаживаем в головы следующего поколения. И какова роль во всем этом отводится ребенку? Оно всего лишь средство, "сосуд" для того, чтобы наш Лев Толстой не выветрился. Есть такие учителя, которые очень любят литературу и Льва Толстого, они все о нем знают и понимают. Проблема в том, что они любят Льва Толстого больше, чем детей. И обижаются на учеников за то, что те не любят его так же, как они.

Дети чувствуют, что не они главные, что школа не для них, они лишь средство. А ребенок хочет, чтобы с ним разговаривали, чтобы учитель ходил в школу для него, чтобы поговорить с ним о нем, чтобы ребенок мог реализовать свой потенциал. Ему неинтересно быть средством для хороших показателей школы при сдаче экзаменов.

— Концепция индустриальной школы — учить всех и всему одинаково — не в интересах ребенка. Мы набиваем головы учеников каким-то хаосом и не даём пройти свой путь, почувствовать, на что откликается их сердце, в чем заключается их миссия. Потому что все утопает в огромном количестве неосознанного и непонятного. Если говорить о содержании, о sосiаl skills (развитие социальных навыков), то с этим тоже беда, — подчеркивает психолог. — У нас все образование построено вертикально, никакая деятельность в команде не предусмотрена. Когда дети начинают перешептываться, то сразу же звучит: "Не смотри не говорить, не списывай". Какая работа в команде? Только если это имитация на открытом уроке перед комиссией, где мы показываем элементы игры. В реальности детям не разрешено работать вместе над чем-то серьезным. Все взаимодействие происходит только вертикально — через учителя.

Живой организм

Школа постоянно сравнивает детей с каким-то стандартом. Помните, в парках раньше было развлечение: вырезали из фанеры силуэт девушки и предлагали сравнить, чья фигура лучше совпадет. Так и с ребенком, которому учитель говорит: "Здесь ты недотянул, здесь у тебя не получилось..." И все ошибки трактуются однозначно как его вина, а не как возможность для развития, что существенно сдерживает рост. Если человек не ошибается, значит, он делает то, что уже умеет. Значит, он в этот момент не учится. Отношение к ошибке — одна из больших проблем нашей школы. Почему-то считается, что лучший способ заставить ребенка учиться — сделать так, чтобы он начал от страха заикаться. Но ни ребенок, ни даже взрослый человек не могут обучаться в состоянии стресса. Это физиология...

Сегодня нужно отходить от стандартизации, от того, что все дети должны "ровненько сидеть за партами". Это полный переворот в головах и огромные материальные ресурсы, необходимые для воплощения такой системы в действительность. Но те страны, которые вложат средства в подобное обучение, будут далеко впереди. Каждое десятилетие разрыв между реформированными и нереформированными системами образования будет расти. А пока вместо реформы мы наблюдаем рябь из каких-то формальных и хаотических изменений, самым разумным было бы, чтобы чиновники убрали руки от школ и дали возможность им самим развиваться. Школа — это живой организм, который самостоятельно сможет адаптироваться под нужды учеников и времени...

Людмила Петрановская констатирует, что работа педагога сегодня недостаточно осознается как гуманитарная деятельность, не принимается во внимание, что дети — тоже люди. В университетах студенты изучают биографии выдающихся педагогов, но им не рассказывают, что делать, если ученик залез под парту и там кричит.

— Найти своего учителя — большая удача. Если вам повезло, то держитесь за него мертвой хваткой, берегите, защищайте от администрации, так как такие педагоги всегда находятся под постоянным давлением, — посоветовала Людмила Петрановская родителям. — Он постоянно должен чувствовать вашу поддержку.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Здароўе

Антивирусный «коктейль». Какие прививки следует сделать осенью?

Антивирусный «коктейль». Какие прививки следует сделать осенью?

Все, что важно знать перед сезоном вирусных инфекций, рассказали специалисты.

Здароўе

Ошибки, которые делает наш мозг. Можно ли их исправить?

Ошибки, которые делает наш мозг. Можно ли их исправить?

«Эффект шофера» считается одной из распространенных ментальных ловушек.