Вы здесь

Женщины-воины в истории человечества


Вы когда-нибудь задумывались о том, почему образ женщины-воина настолько будоражит воображение? У кого-то он вызывает патриархальный гнев и возмущение, у кого-то — любопытство и даже вожделение (фантазии о сексуальной полицейской — из той же серии). Все дело в том, что воительница — это не просто женщина, которой в силу обстоятельств пришлось взять в руки оружие. Это — мощный архетип, который существует столько же, сколько существует цивилизованное человечество. И в истории тому есть масса подтверждений, часто спорных, а потому еще более увлекательных.


Сарматы, кельты и Герардеска

В каменном веке гендерные роли были проще некуда: лохматый и здоровый мужик ловит дичь, пока его лохматая и здоровая женщина сидит в пещере и растит лохматых и здоровых детей или собирает коренья в лесу. Но с развитием общества все становится не так однозначно, особенно у кочевых народов, для которых умение справляться с лошадью стало важнее внешних качеств. Особенно ярким примером тому служат сарматы, ираноязычный народ, две с половиной тысячи лет назад живший на территории современных Украины, России и Казахстана. Их женщины имели высокий социальный статус и участвовали в охоте и войнах наравне с мужчинами.

Они бросали дротики и стреляли из лука, и, как сообщают нам многие из историков Древней Греции, нередко им удаляли правые груди, чтобы все жизненные соки перешли в правую руку, что должно было сделать такую ​​девушку сильной, как мужчина.

Скорее всего, это не более, чем басня, в которую поверили падкие на красочные истории классики. Немного больше доверия вызывает Геродот, который сообщает нам, что замуж сарматская девушка могла выйти, только убив врага. Учитывая воинственность племени, в такое вполне верится. Довольно очевидно, что античным авторам хотелось показать дикость варваров-животноводов, противопоставив их мирным земледельцам, которые прозорливо держали своих женщин в узде.

Вот только сами оседлые народы не всегда придерживались этого правила. Те же кельты были не против того, чтобы их женщины наравне с мужчинами участвовали в боях и походах. Согласно сообщениям античных авторов, кельтские девушки часто бились и боролись друг с другом из-за мужчин, да и с мужчинами вполне могли вступить в бой. Если вспомнить знаменитую Боудикку, возглавившую антиримское восстание, можно сделать выводы, что даже звание военного лидера не было недоступно для женщин. Пожалуй, единственное, в чем были критически ущемлены жены кельтов, так это в том, что им, в отличие от мужчин, не разрешалось драться полностью обнаженными.

 

Кстати, сами римляне, хотя и не пускали своих женщин в битву, были не против того, чтобы те сражались в качестве гладиаторов.

Судя по всему, это было настолько распространено, что даже свободные гражданки были не против рискнуть жизнью на арене. Об этом свидетельствует закон, принятый в 19 году н. э., согласно которому запрещалось вербовать дочерей и внучек членов сенаторского и вершницкого сословий в гладиаторы. Да и декрет императора Септимия Севера, который в 200 году н. э. полностью запретил женщинам участвовать в гладиаторских боях, говорит о том, что до того явление было очень распространено.

Широко известна история Герардески Манутиус, которая присоединилась к восстанию Спартака, правда, скорее в роли наложницы. Когда рабов разбили, ее прелестями соблазнился генерал Красс. Однако по ходу кампании та, видимо, нахваталась азов гладиаторского искусства. Так что полководец, еще сильнее увлекшись этой женщиной (и, скорее всего, испугавшись за свою жизнь), отправил ее в школу гладиаторов. После обучения Герардеска победила на арене, по одним данным, около 200 противников, пока ее саму не убили двое карликов, один из которых воткнул ей сзади трезубец. Стекая кровью, она упала на песок с поднятым пальцем левой руки. Это был жест, который означал просьбу о помиловании, но разгоряченная толпа жаждала финала, и все, что увидела Герардеска в последние минуты своей жизни, это ладони с опущенными вниз пальцами. Она вызывала восхищение только до тех пор, пока получала победы. Однако такого рода легенды — насчет 200 побед — надо просеивать через сито скептицизма. Известно, что самый знаменитый гладиатор — Фламма — становился рудиарием (тот, кто получал свободу, но возвращался на арену) четыре раза, провел тридцать четыре боя, выиграв двадцать один. Девять сражений закончились вничью, и только четыре он проиграл. Это примерно 10 лет, т.е. в среднем — 3-4 боя за год. Так что количество побед Герардески сильно преувеличено, и, скорее всего, в 8—10 раз.

«Девы щита» и онна-бугэйся

В Средневековье с женщинами-воинами все тоже было в порядке. У викингов (хотя женщине запрещалось выступать в роли мужчин, т.е. носить мужскую одежду и оружие) в женские захоронения иногда помещали наконечники стрел, топоры и копья. Ведь в те времена в могилу клали инструменты, которые могли пригодиться в загробном мире и использовались покойным при жизни. То есть ремесленникам не положат меч, а воину — сельхозинвентарь. К тому же в исландских сагах можно поискать упоминание skjаldmær, то есть «девы щита», «щитоносицы». Но и это еще не все.

В начале 20-х годов нынешнего столетия была прочитана ДНК скелета знатного воина-викинга, раскопанного в одном из курганов еще в 1880-х годах в Бирке, крупном торговом центре шведских викингов IX—X веков. Воин оказался женщиной.

Хотя многие исследователи (в том числе и женщины) в целом довольно скептически относятся к женщинам-воинам в письменных источниках, и не без оснований. Skjаldmær встречаются в сагах о легендарных временах и поэтому уже вызывают сомнения — вполне возможно, что это архетипический персонаж из мифологии. Истина, вероятно, как обычно, лежит где-то посередине. Действительно, в дохристианском германском обществе женщины имели значительно больше прав, чем после, — отсюда, вероятно, и спорадические выступления их с оружием в руках. Но маловероятно, чтобы женщины (тем более в большом количестве) были профессиональными воинами на постоянной основе — скорее, это исключение из правил.

На Востоке в это время происходили подобные вещи — в воинственном обществе женщинам тоже приходилось быть воинственными. Женщины из самурайских родов, которые назывались онна-бугэйся, обучались владению холодным оружием на довольно серьезном уровне. Особенно они преуспели в использовании нагинаты — холодного оружия с длинной ручкой и изогнутым клинком. В течение XI—XVII столетий женщины из самурайских родов тренировали искусство боя различными видами оружия и были готовы, в случае чего, защищать свой дом от неприятеля. Если дела шли особенно плохо, жены помогали мужьям совершить ритуальное самоубийство, а затем и сами отправлялись к праотцам. Причем перед этим они предварительно связывали себе щиколотки веревкой, чтобы даже после смерти выглядеть прилично, как и подобает благородной даме.

Интересна и показательна история Томоэ Годзэн, которая принимала участие в войне Гэмпэй (1180-1185) в качестве старшего офицера, а заодно, по разным версиям, либо любовницы, либо жены Минамото-но Ёсинаки, одного из вождей клана Минамото. В сражениях она участвовала и как стрелок из лука, и как боец ближнего боя, причем в полном доспехе самурая. Когда же Ёсинака потерпел поражение, она либо погибла, либо по его просьбе сбежала, наверное, попутно отрубив не одну вражескую голову.

Одной из самых великих воительниц на Востоке стала китаянка Фу Хао. Она была одной из 60 жен императора У Дина (1250—1192 годы до н. э.), А стала первой в китайской истории женщиной-полководцем. Однажды во время одной из войн она попросила мужа отправить ее на фронт — просьба эта для Китая тех пор звучала как безумие. Но, на удивление императора и всего китайского народа, духи дали на это согласие. Через пару месяцев Фу Хао уведомила мужа о своей победе. После этого император разрешил жене управлять десятой частью армии. Постепенно армия Фу Хао увеличилась до 13 000 человек — большая цифра для того времени. Все без исключения солдаты, пусть и по приказу правителя, но подчинялись одной женщине, что для Китая того времени является очень необычным фактом. Кроме того, император настолько преклонялся перед женой, что позволял ей большую часть времени проводить в военных походах, а жить в доме своих родителей. Фу Хао участвовала во множестве сражений и побеждала более чем в 20 странах.

Кроме того, без отрыва от военных будней она родила императору четырех сыновей. Умерла женщина-полководец в возрасте 30 лет.

Екатерина-дуэлянтка

В эпоху Возрождения и в Западной Европе, и в России благородные дамы не только манерничали при дворе и восхищались произведениями поэтов и художников, но и резали друг друга на дуэлях из-за мужчин. Часто такие бои проводили обнаженными, полностью или до пояса, потому что женская одежда была совершенно непригодна для любой физической активности. Та же будущая российская императрица Екатерина Вторая в своей молодости билась на дуэли с троюродной сестрой, да и позже смотрела на женские поединки сквозь пальцы. В период ее царствования в России было проведено как минимум двадцать женских дуэлей, три из которых закончились смертями.

Приблизительно в то же время в самом сердце Африки сложилась совершенно уникальная ситуация. В XVIII-XIX веках личная охрана царя Королевства Дагомея (сегодня это территория Республики Бенин) состояла исключительно из женщин, точнее его псевдо-жен, которых было от четырех до шести тысяч.

Формально гарем (а на деле личные карательные войска или королевская гвардия) составлял до трети всей армии Дагомеи и существовал в том числе и на случай армейского переворота. Считалось, что женщины-воины будут преданы своему мужу до последнего. Чаще всего так и получалось. Назывались эти женские отряды «n'nоnmіtоn», что с местного языка переводится как «наши матери», что было не добродушной кличкой, а вполне формальным названием этих подразделений. Амазонки принимали присягу девственницы, прикосновение к ним каралось смертью. Этим женщинам было запрещено выходить замуж или иметь детей, пока они служили, считалось, что они замужем за королем. Их визитной карточкой было мгновенное отсечение головы.

Только самые сильные, здоровые и смелые девушки избирались для тщательной подготовки, которая превращала их в машины для убийства, наводившие ужас на всю Африку более двух веков. Их учили быть сильными, быстрыми, безжалостными и способными выдерживать нестерпимую боль. Упражнения чем-то напоминали гимнастику и включали в себя прыжки через стены, которые устилались колючей акации. Также женщин отправляли на так называемые голодные игры, где они проводили по 10 дней в джунглях, имея при себе только мачете. После таких тренировок они становились фанатичными бойцами. Чтобы доказать, чего стоят, они должны были стать в два раза выносливее мужчин. Дагомейские амазонки стояли в бою до последнего, и если от короля не поступал приказ отступать, они никогда не сдавались.

Даже после усиления колониальной экспансии Франции в Африке в 1890-е годы амазонки продолжали вызывать страх. Солдат французской армии, которые затягивали кого-нибудь из них в постель, находили утром с перерезанными глотками. Во времена франко-дагомейских войн многие французские солдаты колебались, прежде чем убить женщину. Такая недооценка врага приводила к многочисленным потерям во французской армии, а также воинственные девушки целенаправленно атаковали французских офицеров. Конечно, эта тема не была упущена парижскими журналистами, и с первых полос столичных газет не сходила карикатура, на которой темнокожая амазонка перегрызает зубами горло французскому офицеру.

Последняя дагомейская амазонка по имени Нави ушла из жизни в 1979 году в далекой деревушке в возрасте более ста лет.

Амазонки на ринге и в армии

Пройдя такой долгий и насыщенный путь развития, архетип женщины-воина наконец нашел свое логическое завершение в современных боях гладиаторов — MMА. Причем девушки-бойцы, этакие современные амазонки, часто радуют не только совершенством боевой техники, но и красотой форм, иногда даже совмещая, казалось бы, несовместимое — профессию бойца и модели. Отличный пример — Пейдж ВанЗант, прозванная «12 калибр». Она выступала в самом легком весе, называемом еще «мушиным весом» или «весом соломинки», в самой сильной лиге ММА мира — UFС. При этом успевала принять участие в шоу «Танцы со звездами», где смогла поразить зрителей своей грациозности.

Также во многих государствах мира девушки и женщины проходят службу в армии, а в Израиле, например, она является обязательной. Женщины-солдаты присутствуют в рядах не только медицинских, войск связи и каких-либо войск обслуживания и штабных подразделениях, но и во вполне боеспособных частях, даже в спецназе и десанте. А на волне всеобщей эмансипации только увеличивается количество дам в форме, которые постоянно стремятся доказать и себе, и мужчинам, что они никапли не уступают последним на военной ниве. Не останавливаясь на простой службе, женщины-военнослужащие достигают крупных постов в армии и даже становятся министрами обороны своих стран.

Феминизация оборонной сферы разных стран особенно проявила себя в Европе. Первопроходцем среди женщин-министров обороны стала финка Элизабет Рен, которая занимала этот пост с 1990 по 1995 года. Урсула фон дер Ляйен является действующим министром обороны Германии с 2013 года, причем она первая женщина (кстати, по профессии гинеколог и мать семерых детей) на упомянутой должности в этой стране. Также действующими министрами обороны своих стран являются итальянка Роберта Пинотти (с 2014 года) и испанка Мария Долорес де Коспедаль (с 2016 года). А вот в консервативной Японии, где военное дело практически всегда было уделом только мужчин, Томоми Инада только год занимала эту высокую должность, с августа 2016-го.

Однако, как с тревогой отмечают эксперты, мода на эмансипацию приводит к тому, что ключевые посты, от которых зависит армия государства, занимают женщины, которые не имеют должной подготовки. Например, среди вышеупомянутых дам нет ни одной профессиональной военной. Хотя это, пожалуй, уже тема для отдельного разговора.

Как и во времена Герардески Манутиус, профессия бойца становится все более популярной у женщин, и общество видит такое положение дел вполне приемлемым (к счастью, теперь без смертоубийства). Глядя вглубь веков и наблюдая за различными народами и эпохами, можно понять, что женщины много раз брали на себя долю солдата и бойца, борясь наравне с мужчинами, а потому архетип женщины-воина вполне естественный.

Иван КУПАРВАС

Выбор редакции

Регионы

Сок с доставкой и с сосульками: на Брестчине начался сезон заготовки березового сока

Сок с доставкой и с сосульками: на Брестчине начался сезон заготовки березового сока

Как мы березовый сок покупали на торговой площадке лесхоза и в лесничестве,

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.