Вы здесь

Трагедия одиночества


Уже почти написала колонку о человеческой неосмотрительности, но развернула газету с материалом коллеги Нелли Зигули о смерти пенсионерки за закрытыми дверями малосемейки... и передумала писать веселые заметки. Тяжелое впечатление остается от истории смерти бывшей учительницы в небольшом районном городке. Она сломала ногу и тихо угасала в своей комнате, никого не позвав на помощь. Самое неприятное, что таких пенсионерок можно встретить чуть ли не в каждом городе.


И я знаю одну такую, правильнее сказать, знала. Когда-то давно мы работали в одной газете. Татьяна была техническим работником отдела писем, а еще будто неформальной старостой всего коллектива. Любила порядок во всем. Молодые ее даже немного побаивались. Еще она писала очень остроумные стихотворные строки, иногда выходили довольно хорошие стихи. Позже была заинтересованным нашим читателем. Даже сколько ее строк было опубликовано среди писем, например, такая: «Ціскай ты мяне — не ціскай, я ахоплена падпіскай». Или: «С характером свинским, скандальна всегда, иду я за «Клинским» с пакетом «Звязда». Ну вы поняли, с юмором у женщины было все в порядке.

Была у нее особенность: на вид ей никогда бы не определил возраст, с одинаковым успехом можно было дать и сорок и шестьдесят, а работоспособности у нее было за двоих. Но так случилось, что незадолго до пенсии она осталась без работы. И вся замкнулся. Если еще в начале изредка встречалась с отдельными коллегами, с остальным миром только разговаривала по телефону. Дальше — больше, постепенно перестала выходить из квартиры. Говорили, что за продуктами иногда наведывалась в ночные отделы, позже и вообще еду стали приносить соседки. И все равно звонила каждый день, сыпала шутками, могла сходу человеку дать такую ​​остроумную характеристику, что и сейчас, глядя на того человека, ее вспоминаешь...

Потом женщина заболела. Оказалось, что в поликлинике она вообще не была никогда. Врача вызвать категорически отказывалась. А высокое давление требовало постоянного наблюдения, может и госпитализации. Даже по голосу было слышно, что человек слабеет, тех таблеток, что приносят соседи, явно не хватало. И в одно из утр, когда дверь никто не открыл, соседи забили тревогу. Сценарий такой же, как в Круглом, пришлось ломать дверь. Татьяна была неживая.

Еще одна история женщины, более давняя, но не менее печальная. Я писала довольно давно о бывшец учительнице, которая жила на чердаке школы. На том самом чердаке сельской школы она прожила почти всю жизнь. А о том, что была Орденоносным участником войны, окружающие узнали только тогда, когда бабушку оформляли в дом-интернат. Об этом еще раньше знала одна коллега, но слово дала, что никому не скажет. И Мария Петровна, назовем ее так, никогда не надевала пиджак с наградами, когда шла на митинг 9 мая вообще старалась не ходить на массовые мероприятия. А все потому, что в ее молодые годы какой-то идиот сказал, оскалив зубы: «Не там носишь награды, надень на то место, которым заработала». Сказал и сказал, многим женщинам-ветеранам приходилось слышать подобное, они и не обращали внимания, мол, у дурака и песня дурная. А для нее это стало ударом. Она всю войну связисткой рядом с линией фронта, а тут такое...

Вот и стала замыкаться. Никогда ничего не просила, особенно у тех, кто имеет власть. Сразу ту комнату в чердаке дали как временное жилье, потом привыкла. Временность растянулась на десятки лет. А когда колхоз стал строить многоквартирные дома, ей якобы предлагали однокомнатную квартиру. И она, по словам коллеги, отказалась, так как соседями были те, кто мог позволить себе шутку по поводу ее семейного положения, значит, одиночества. Словом, так и вышла на пенсию на том чердаке. И там бы без сомнения дожила свой век. Но в начале нового века случилась волна проверок приспособленного жилья. И пошли предписания: пожарный надзор, санитарная служба потребовали от местной власти выселить человека из нежилого помещения. На то время отдельной квартиры не нашлось. Оставался только интернат для престарелых. Ее долго уговаривали, она не хотела, но наконец сдалась. И Марию Петровну отвезли в социальное учреждение. Все тогда обвиняли саму, почему не позаботилась о себе, не пообивала пороги кабинетов, тем более, ветеран войны.

Но не все могут вот так — сами за себя. А за нее было некому просить. Трагедия одинокого человека, скажете? И да, и нет. Есть же сотни и тысячи одиноких, которые достойно живут и так же доживают. Но не все имеют стержень внутри, не все сильны духом. Здесь еще следует учесть психические особенности человека, который выстраивает вокруг себя замкнутое пространство своего одиночества. И такому человеку почти невозможно помочь. Иногда он и сам сопротивляется, так как считает, что никому не нужен, всем только мешает. И это действительно трагедия.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».