Павлу Сапотько всего 26 лет. Не удивительно, что его назначение директором Национального исторического музея для многих было неожиданным. Но тот, кто сталкивался с Павлом раньше, знает, что это человек, которые успел не только закончить магистратуру Белорусского государственного университета культуры и искусств и начать преподавать, но и поработать с разными учреждениями, чаще культурной направленности, — Белорусским фондом культуры, благотворительным фондом «Наследие Михаила Клеофаса Огинского», Белорусским обществом дружбы и культурной связи с зарубежными странами, Республиканской конфедерацией предпринимательства. Причем сотрудничество чаще всего происходило на волонтерских началах — просто потому, что интересно! Очевидно, что это настоящий энтузиаст, который, однако, имеет и соответствующее образование, и полезный опыт.
Мы пожаловали в кабинет Павла Сапотько, когда он только распаковывал вещи. Примечательно, что кроме пары папок с бумагами и двух пиджаков на плечиках вместе с ним переехали и некоторые художественные произведения — из собственной небольшой коллекции. Это «Начало» Анастасии Митько, выполненное в технике росписи по стеклу, живописных полотна Галины Рейлян «Старые» и Владимира Акулова «Собака на красном фоне», а также отличительный керамических кувшин Тамары Васюк. Эти и некоторые другие красивые вещи, сделанные белорусскими творцами, в скором времени украсят рабочее пространство директора. Павлу не нужно задавать много вопросов: он, как человек очень заинтересованный своим делом, сам стремится поделиться важным.
О выборе методов и новых идеях
— Наши ценности и достижения в истории и культуре нужно доносить до людей различными способами и формами. В том числе с помощью квестов, опен-эйров, даже флешмобов. Главное, чтобы они были наполнены полноценным содержанием и, конечно же, соответствовали понятию «музейная деятельность». Безусловно, форм работы должно быть много — начиная от научно-практических конференций, круглых столов, выставочных проектов, до, вероятно, развлекательных мероприятий.
У меня есть идея создать на базе Национального исторического музея филиалов некоторых кафедр — например, Белорусского государственного университета, Белорусского государственного университета культуры и искусств. Если к нам придут будущие музейщики, менеджеры в сфере межкультурных коммуникаций, в сфере маркетинга — это будет хороший опыт для студентов. Ведь хорошим специалистом можно стать только при условии реального сотрудничества со своей отраслью еще во время обучения. Мы всегда приглашали и будем приглашать студентов для организации Фестиваля экскурсоводов и Ночи музеев.
О назначении и символизме
— Когда мне сообщили о назначении директором Национального исторического музея, я прежде всего спросил, смогу ли продолжать преподавать в университете культуры и искусств. Моему вопросу очень удивились и сказали, что обычно в таких случаях сразу интересуются размером заработком и наличием служебного авто... Решили, что на половину ставки преподавать смогу, тогда я успокоился. Так как в противном случае, вероятно, не смог бы уйти из университета, так как это действительно моя альма-матер и очень родная сторона, которую я люблю. Надеюсь, что между этими двумя учреждениями наладятся теплые партнерские отношения. А фотография нашего последнего ректората совсем скоро украсит этот кабинет.
Примечательно, что в мой первый рабочий день в Национальный исторический музей по линии фонда «Наследие Михаила Клеофаса Огинского» зашла делегация из 12 человек из Литвы, в том числе мои друзья, — директора тамошних музеев. И это тоже для меня символично: люди, которые были моими учителями с большой буквы, стали первыми, кто посетил этот кабинет в качестве официальной делегации.
О богатых фондах, которые нужно показать миру
— У нас есть глобус, на котором указано, с музеями каких городов и стран мы сотрудничаем. Не хватает только отметки Омана, ведь буквально пару дней назад выставка из фондов исторического музея прошла в этой стране. Там был представлен в том числе и пояс Витовта.
Я уверен, что мы должны гордиться нашими достояниями, национальной историей, она очень богата и уникальна. Ее нужно представлять не только в Беларуси, но и за пределами. Убежден, что иностранцев мы интересны прежде всего своей культурой, традициями, языком, талантливыми, творческими людьми. Когда мы приезжаем в другую страну, интересно пожаловать в музей, в филармонию, пообщаться с местными жителями. А только потом мы обращаем внимание, какие там есть промышленные предприятия, как развита экономика. Поэтому одна из целей музея — очень активно транслировать культурные достояния Беларуси. Иностранцам стоит доказать, что мы интересны. Благодаря иностранным отношениям мы можем показать свою культуру и делать интересные международные проекты.
О мечте и белорусов зарубежья
— Вместе с коллегами мы планируем восстановить выпуск «Музейного Вестника», а точнее, сделать его регулярным. Хотелось бы, чтобы это был полноценный журнал по музейному делу, который входил бы в перечень изданий Высшей аттестационной комиссии. Как входит туда, например, «Белорусский исторический журнал» — издание, в котором за честь опубликоваться любому исследователю. Поднять «Музейный вестник» на новый уровень, с учетом имеющихся возможностей, чрезвычайно трудно, поэтому пока об этом приходится только мечтать. А если бы то сбылось, я был бы счастлив. В общем, грез у меня много — мечтать нужно.
Хотелось бы более широкую работу проводить с белорусами зарубежья. У наших земляков, которые сейчас живут и работают в разных странах, очень сильный потенциал. Это ученые, просветители, художники, преподаватели — мы очень мало о них знаем. Поэтому в галерее «Университет культуры» мы инициировали программу, которая называется «Белорусские таланты в мире». Считаю, что Национальный исторический музей должен к этой работе присоединиться. А в галерее мы работали системно: вместе с газетой «Голос Родины», Белорусским государственным архивом литературы и искусства делали такую серьезную работу по популяризации тех достижений, которых наши соотечественники добились за рубежом.
О важности юбилейных дат
— Хотелось бы и не пропускать важные юбилейные даты. В прошлом году повсюду звучали Колас, Купала, Скорина. Но были и знаковые даты других деятелей, о которых было сказано чрезвычайно скромно. Это наша недоработка, деятелей и работников учреждений культуры. Все-таки у нас есть и полководцы, и ученые, и писатели, и художники, наследие которых следует изучать ни только в пределах Национальной академии наук и двух-трех гуманитарных кафедр вузов, но и в музеях, в библиотеках, в кинозалах. Даже те же научно-практические конференции можно организовать ярко, красиво, с освещением в средствах массовой информации. Возьмем, например, 100-летие Машерова: не так много проходило торжеств, посвященных этому знаковому человеку, который строил страну в тяжелые времена.
У нас должна быть не только фондовая и научная деятельность, но и то, что мы называем public relation, или пиар. Ведь пиарить можно не только мебель, обувь или конфеты — мы должны пиарить интересные факты из нашей истории. Естественно, обычно мы говорим «популяризировать», «транслировать». Лично мне очень близко понятие ревитализации — оно касается конкретных дат, историко-культурных ценностей, имен, которые постепенно восстают из небытия. Нужно продолжать работу, начатую Мальдисом, Счастным, Скоробогатовым — для меня это знаковые люди, которые возрождают нашу культуру.
Об интересе и верности профессии
— Чтобы качественно заниматься своим делом и много успевать, нужен интерес. А что касается работников культуры, то чтобы быть успешными, нужны несколько условий. Во-первых, настоящая любовь к своей Родине, ее культуре и истории. Во-вторых, сильное желание сделать свое дело по возрождению, изучению, презентации культурных ценностей. Необходима склонность и верность своей профессии — той профессии, где денег будет заработано мало, где, безусловно, большая работа проводится «за кулисами» и не всегда можно получить истинное признание, награды. Это не эстрада, а совсем другое измерение. В нем работают только одержимые люди, которые понимают всю глубину и важность этой работы, связанной с историей, культурой и языком.
В нашей стране очень много было сделано благодаря общественным инициативам и внебюджетному финансированию. Без этого мы не увидели бы многочисленные благоустроенные территории памятников, не смогли бы провести многие работы по реставрации, консервации, музеефикации определенных объектов, не организовали бы некоторые научные и музыкальные празднования. Я всегда был уверен, что общественный сектор является помощником государства в реализации культурной политики и в определенном смысле является спасателем.
О скромности и том, что за ней скрывается
— Есть такое понятие, как скромность. И я его очень не люблю и вообще боюсь. Например, в университете культуры и искусств есть очень интересные, талантливые студенты. Но они скромные, и мало кто может узнать об их таланте. И не каждый преподаватель заметит его. Это касается и разных специалистов... Поэтому в разных проектах, в которых принимал участие, я старался отбрасывать эту скромность и, конечно, работал с разными людьми, организациями — и это мне помогло. Кто-то говорит, что распыляться нельзя, но на самом деле я никогда ни распылялся. Работа с Конфедерацией предпринимательства, Белорусским фондом культуры, фондом Михаила Клеофаса Огинского, университетом культуры и искусств, галереей, сейчас музеем — на самом деле это такое контактное, коммуникативное поле, благодаря которому можно более комплексно и интересно проводить различные проекты. Почти все мероприятия, которые я устраивал, могут быть причислены к активностям любой из перечисленных мной организаций. Ведь много было сделано именно на стыке. Я всегда знал, что главное — это системная работа. Надо поддерживать контакты, проводить проекты с самыми разными учреждениями.
О том, с чего началась любовь
— Вероятно, мой интерес к истории и культуре начался еще в школе № 7 города Молодечно. Ничего не происходит на пустом месте. Чего стоит только учительница белорусского языка и литературы Татьяна Буйко (ныне заместитель директора. — Авт.), которая вовлекала нас в различные проекты. Мне действительно было интересно то, что можно поучаствовать, сделать доброе дело, познакомиться с людьми, что-то создать (это может быть стенгазета, или ученическая импровизированная концепция чего-либо, или небольшая фотовыставка — мы все это делали). Я с нежностью и теплотой вспоминаю родную 7-ю школу, позже она стала лицеем, а ныне — гимназия. Также положительные ощущения вызывает и художественная школа, университет. Я книг прозы или стихов не пишу, танцевать не умею, живописью не занимаюсь, не пою, но занимаюсь менеджерским делом в области культуры, что также является творчеством.
Мои родители — люди, никогда не имевшие отношения к отрасли культуры. И когда я поступил в университет культуры и искусств, они схватились за голову, потому что не знали, как можно работать в культуре. Это золотые люди, которые все-таки всегда поддерживают меня во всех начинаниях. Папа у меня строитель, мама — метролог, бабушка — учитель, дедушка был руководителем отдела на радиозаводе «Спутник», а потом занялся преподаванием физики в вечерней школе. Но они увлеченные, неравнодушные люди, всегда возили меня в экспедиции и путешествия. С женой мы любим путешествовать и сейчас. Причем у нас культурные туры — с посещением музеев, театров, я во многих музеях бывал, и далеко не все нравилось там. Но наиболее впечатляют обычно мемориальные квартиры — Гнесиных в Москве, Пушкина и Достоевского в Санкт-Петербурге, Чюрлениса в Вильнюсе. Я всегда наблюдаю, каким образом происходит диалог между музеем и посетителем, между экскурсантом и экскурсоводом, каким способом делается презентация коллекций — все это чрезвычайно важно.
Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ
Фото Анны ЗАНКОВИЧ
За девять месяцев 2024 года во всех странах ЕАЭС выросла зарплата
Члены Совета Республики провели единый день приема граждан во всех районах столицы
Искусство - важная и неотъемлемая составляющая в формировании личности молодого человека.