Вы здесь

Павел Сапотько: Здесь работают одержимые


Новый директор Национального исторического музея — о секретах успешности культурного работника и планах по пиару нашего прошлого.

Павлу Сапотько всего 26 лет. Не удивительно, что его назначение директором Национального исторического музея для многих было неожиданным. Но тот, кто сталкивался с Павлом раньше, знает, что это человек, которые успел не только закончить магистратуру Белорусского государственного университета культуры и искусств и начать преподавать, но и поработать с разными учреждениями, чаще культурной направленности, — Белорусским фондом культуры, благотворительным фондом «Наследие Михаила Клеофаса Огинского», Белорусским обществом дружбы и культурной связи с зарубежными странами, Республиканской конфедерацией предпринимательства. Причем сотрудничество чаще всего происходило на волонтерских началах — просто потому, что интересно! Очевидно, что это настоящий энтузиаст, который, однако, имеет и соответствующее образование, и полезный опыт.


Мы пожаловали в кабинет Павла Сапотько, когда он только распаковывал вещи. Примечательно, что кроме пары папок с бумагами и двух пиджаков на плечиках вместе с ним переехали и некоторые художественные произведения — из собственной небольшой коллекции. Это «Начало» Анастасии Митько, выполненное в технике росписи по стеклу, живописных полотна Галины Рейлян «Старые» и Владимира Акулова «Собака на красном фоне», а также отличительный керамических кувшин Тамары Васюк. Эти и некоторые другие красивые вещи, сделанные белорусскими творцами, в скором времени украсят рабочее пространство директора. Павлу не нужно задавать много вопросов: он, как человек очень заинтересованный своим делом, сам стремится поделиться важным.

О выборе методов и новых идеях

— Наши ценности и достижения в истории и культуре нужно доносить до людей различными способами и формами. В том числе с помощью квестов, опен-эйров, даже флешмобов. Главное, чтобы они были наполнены полноценным содержанием и, конечно же, соответствовали понятию «музейная деятельность». Безусловно, форм работы должно быть много — начиная от научно-практических конференций, круглых столов, выставочных проектов, до, вероятно, развлекательных мероприятий.

У меня есть идея создать на базе Национального исторического музея филиалов некоторых кафедр — например, Белорусского государственного университета, Белорусского государственного университета культуры и искусств. Если к нам придут будущие музейщики, менеджеры в сфере межкультурных коммуникаций, в сфере маркетинга — это будет хороший опыт для студентов. Ведь хорошим специалистом можно стать только при условии реального сотрудничества со своей отраслью еще во время обучения. Мы всегда приглашали и будем приглашать студентов для организации Фестиваля экскурсоводов и Ночи музеев.

О назначении и символизме

— Когда мне сообщили о назначении директором Национального исторического музея, я прежде всего спросил, смогу ли продолжать преподавать в университете культуры и искусств. Моему вопросу очень удивились и сказали, что обычно в таких случаях сразу интересуются размером заработком и наличием служебного авто... Решили, что на половину ставки преподавать смогу, тогда я успокоился. Так как в противном случае, вероятно, не смог бы уйти из университета, так как это действительно моя альма-матер и очень родная сторона, которую я люблю. Надеюсь, что между этими двумя учреждениями наладятся теплые партнерские отношения. А фотография нашего последнего ректората совсем скоро украсит этот кабинет.

Примечательно, что в мой первый рабочий день в Национальный исторический музей по линии фонда «Наследие Михаила Клеофаса Огинского» зашла делегация из 12 человек из Литвы, в том числе мои друзья, — директора тамошних музеев. И это тоже для меня символично: люди, которые были моими учителями с большой буквы, стали первыми, кто посетил этот кабинет в качестве официальной делегации.

О богатых фондах, которые нужно показать миру

— У нас есть глобус, на котором указано, с музеями каких городов и стран мы сотрудничаем. Не хватает только отметки Омана, ведь буквально пару дней назад выставка из фондов исторического музея прошла в этой стране. Там был представлен в том числе и пояс Витовта.

Я уверен, что мы должны гордиться нашими достояниями, национальной историей, она очень богата и уникальна. Ее нужно представлять не только в Беларуси, но и за пределами. Убежден, что иностранцев мы интересны прежде всего своей культурой, традициями, языком, талантливыми, творческими людьми. Когда мы приезжаем в другую страну, интересно пожаловать в музей, в филармонию, пообщаться с местными жителями. А только потом мы обращаем внимание, какие там есть промышленные предприятия, как развита экономика. Поэтому одна из целей музея — очень активно транслировать культурные достояния Беларуси. Иностранцам стоит доказать, что мы интересны. Благодаря иностранным отношениям мы можем показать свою культуру и делать интересные международные проекты.

О мечте и белорусов зарубежья

— Вместе с коллегами мы планируем восстановить выпуск «Музейного Вестника», а точнее, сделать его регулярным. Хотелось бы, чтобы это был полноценный журнал по музейному делу, который входил бы в перечень изданий Высшей аттестационной комиссии. Как входит туда, например, «Белорусский исторический журнал» — издание, в котором за честь опубликоваться любому исследователю. Поднять «Музейный вестник» на новый уровень, с учетом имеющихся возможностей, чрезвычайно трудно, поэтому пока об этом приходится только мечтать. А если бы то сбылось, я был бы счастлив. В общем, грез у меня много — мечтать нужно.

Хотелось бы более широкую работу проводить с белорусами зарубежья. У наших земляков, которые сейчас живут и работают в разных странах, очень сильный потенциал. Это ученые, просветители, художники, преподаватели — мы очень мало о них знаем. Поэтому в галерее «Университет культуры» мы инициировали программу, которая называется «Белорусские таланты в мире». Считаю, что Национальный исторический музей должен к этой работе присоединиться. А в галерее мы работали системно: вместе с газетой «Голос Родины», Белорусским государственным архивом литературы и искусства делали такую ​​серьезную работу по популяризации тех достижений, которых наши соотечественники добились за рубежом.

О важности юбилейных дат

— Хотелось бы и не пропускать важные юбилейные даты. В прошлом году повсюду звучали Колас, Купала, Скорина. Но были и знаковые даты других деятелей, о которых было сказано чрезвычайно скромно. Это наша недоработка, деятелей и работников учреждений культуры. Все-таки у нас есть и полководцы, и ученые, и писатели, и художники, наследие которых следует изучать ни только в пределах Национальной академии наук и двух-трех гуманитарных кафедр вузов, но и в музеях, в библиотеках, в кинозалах. Даже те же научно-практические конференции можно организовать ярко, красиво, с освещением в средствах массовой информации. Возьмем, например, 100-летие Машерова: не так много проходило торжеств, посвященных этому знаковому человеку, который строил страну в тяжелые времена.

У нас должна быть не только фондовая и научная деятельность, но и то, что мы называем public relation, или пиар. Ведь пиарить можно не только мебель, обувь или конфеты — мы должны пиарить интересные факты из нашей истории. Естественно, обычно мы говорим «популяризировать», «транслировать». Лично мне очень близко понятие ревитализации — оно касается конкретных дат, историко-культурных ценностей, имен, которые постепенно восстают из небытия. Нужно продолжать работу, начатую Мальдисом, Счастным, Скоробогатовым — для меня это знаковые люди, которые возрождают нашу культуру.

Об интересе и верности профессии

— Чтобы качественно заниматься своим делом и много успевать, нужен интерес. А что касается работников культуры, то чтобы быть успешными, нужны несколько условий. Во-первых, настоящая любовь к своей Родине, ее культуре и истории. Во-вторых, сильное желание сделать свое дело по возрождению, изучению, презентации культурных ценностей. Необходима склонность и верность своей профессии — той профессии, где денег будет заработано мало, где, безусловно, большая работа проводится «за кулисами» и не всегда можно получить истинное признание, награды. Это не эстрада, а совсем другое измерение. В нем работают только одержимые люди, которые понимают всю глубину и важность этой работы, связанной с историей, культурой и языком.

В нашей стране очень много было сделано благодаря общественным инициативам и внебюджетному финансированию. Без этого мы не увидели бы многочисленные благоустроенные территории памятников, не смогли бы провести многие работы по реставрации, консервации, музеефикации определенных объектов, не организовали бы некоторые научные и музыкальные празднования. Я всегда был уверен, что общественный сектор является помощником государства в реализации культурной политики и в определенном смысле является спасателем.

О скромности и том, что за ней скрывается

— Есть такое понятие, как скромность. И я его очень не люблю и вообще боюсь. Например, в университете культуры и искусств есть очень интересные, талантливые студенты. Но они скромные, и мало кто может узнать об их таланте. И не каждый преподаватель заметит его. Это касается и разных специалистов... Поэтому в разных проектах, в которых принимал участие, я старался отбрасывать эту скромность и, конечно, работал с разными людьми, организациями — и это мне помогло. Кто-то говорит, что распыляться нельзя, но на самом деле я никогда ни распылялся. Работа с Конфедерацией предпринимательства, Белорусским фондом культуры, фондом Михаила Клеофаса Огинского, университетом культуры и искусств, галереей, сейчас музеем — на самом деле это такое контактное, коммуникативное поле, благодаря которому можно более комплексно и интересно проводить различные проекты. Почти все мероприятия, которые я устраивал, могут быть причислены к активностям любой из перечисленных мной организаций. Ведь много было сделано именно на стыке. Я всегда знал, что главное — это системная работа. Надо поддерживать контакты, проводить проекты с самыми разными учреждениями.

О том, с чего началась любовь

— Вероятно, мой интерес к истории и культуре начался еще в школе № 7 города Молодечно. Ничего не происходит на пустом месте. Чего стоит только учительница белорусского языка и литературы Татьяна Буйко (ныне заместитель директора. — Авт.), которая вовлекала нас в различные проекты. Мне действительно было интересно то, что можно поучаствовать, сделать доброе дело, познакомиться с людьми, что-то создать (это может быть стенгазета, или ученическая импровизированная концепция чего-либо, или небольшая фотовыставка — мы все это делали). Я с нежностью и теплотой вспоминаю родную 7-ю школу, позже она стала лицеем, а ныне — гимназия. Также положительные ощущения вызывает и художественная школа, университет. Я книг прозы или стихов не пишу, танцевать не умею, живописью не занимаюсь, не пою, но занимаюсь менеджерским делом в области культуры, что также является творчеством.

Мои родители — люди, никогда не имевшие отношения к отрасли культуры. И когда я поступил в университет культуры и искусств, они схватились за голову, потому что не знали, как можно работать в культуре. Это золотые люди, которые все-таки всегда поддерживают меня во всех начинаниях. Папа у меня строитель, мама — метролог, бабушка — учитель, дедушка был руководителем отдела на радиозаводе «Спутник», а потом занялся преподаванием физики в вечерней школе. Но они увлеченные, неравнодушные люди, всегда возили меня в экспедиции и путешествия. С женой мы любим путешествовать и сейчас. Причем у нас культурные туры — с посещением музеев, театров, я во многих музеях бывал, и далеко не все нравилось там. Но наиболее впечатляют обычно мемориальные квартиры — Гнесиных в Москве, Пушкина и Достоевского в Санкт-Петербурге, Чюрлениса в Вильнюсе. Я всегда наблюдаю, каким образом происходит диалог между музеем и посетителем, между экскурсантом и экскурсоводом, каким способом делается презентация коллекций — все это чрезвычайно важно.

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Жилье

В Минском районе открыли новый арендный дом

В Минском районе открыли новый арендный дом

Новый год — в новой квартире.

Финансы

В Беларуси зафиксирован самый высокий рост зарплаты в ЕАЭС в январе-сентябре

В Беларуси зафиксирован самый высокий рост зарплаты в ЕАЭС в январе-сентябре

За девять месяцев 2024 года во всех странах ЕАЭС выросла зарплата

Общество

Каждая проблема — на контроле

Каждая проблема — на контроле

Члены Совета Республики провели единый день приема граждан во всех районах столицы

Культура

Наполнять искусством душу, либо где найти ориентиры творчества и самопознания?

Наполнять искусством душу, либо где найти ориентиры творчества и самопознания?

Искусство - важная и неотъемлемая составляющая в формировании личности молодого человека.