Вы здесь

Песнь (плач) о том, как не забыть голос ребенка, которого нет


Хорошая семья — об этом свидетельствует и фамилия Гудмен. Похоже, муж с женой не потеряли любовь. Но что-то явно не так. От этого страдает, прежде всего, дочь: ее жизнь будто совсем не интересует маму. Что (кто) интересует? Семейный праздник та устраивает на день рождения сына... Которого нет.


Премьера мюзикла «Недалеко от нормы» состоялась в Минске в день траура по погибшим в Кемерово. Странно? Не отменили. При том что жанр мюзикла традиционно считается развлекательным. Но это как раз тот вариант, который разрушает стереотипное мнение о бродвейском мюзикле и его задачах. Мало того, спектакль, представленный нашим театром «Территория мюзикла», только подчеркнул острые переживания людей в зале. У многих личные эмоции резонировали с тем, что происходило на сцене. Жизненность драмы семьи Гудмен и подчеркнутая серьезность постановки стали ее плюсом.

Впрочем, не мы первые это оценили — спектакль имел большой успех в США, востребован в мире. Автор пьесы Брайан Йорки и композитор Том Кит создали что-то такое, что коренным образом отличалось от традиционных мюзиклов, которые представляют из себя развлекательные шоу с хэппи-эндами. При том что сами герои к хэппи-энду очень стремятся, сильно стараются и работают над тем, чтобы жизнь была «хэппи». Но авторы также старались, чтобы история была максимально приближенной к реальной жизни, а в ней финал всегда непредсказуем (если не сказать больше: фактически никем не планируется заранее). Поэтому за этим произведением уйма наград и высоких оценок. Мюзикл «Недалеко от нормы» получил Пулитцеровскую премию в номинации «Драма», в том числе «За расширение возможностей и тематики самого жанра». Более 700 показов на Бродвее: жизненная, однако, тема — психическое здоровье человека, попавшего в сложную ситуацию. И если это есть, существует, случается, то почему же невозможно об этом петь? А фактически — кричать. Что иделают авторы: музыка в стиле рок для этой темы действительно подходит больше всего.

Хотя в начале все кажется очень обычным и в чем-познавательным — семейный быт, простые отношения, иногда дежурные реплики. Рутина. До того момента, пока не понимаешь: молодой человек, с которым постоянно контактирует Диана, — не живет. Его нет в мире, умер маленьким. Но он у нее в голове, и с этим надо что-то делать, ведь страдают дочь (живая! У нее, между прочим, первая любовь) и муж. Доктор (суперзвезда) советует терапию, после которой человек теряет память обо всем. Но потом пациенту можно помогать понемногу вспоминать то, что нужно. Диана на самом деле возвращается домой с абсолютно чистой памятью. Но как она могла забыть своего сына? Возможно ли его забыть? А главное — стоит ли вообще забывать тех, кто жил, был частью нас самих? И возможно ли научиться жить без них, не теряя при этом памяти? И не гнушаясь любовью тех, кто рядом?

Именно благодаря им держится Диана. Но не сложнее ли ее мужу: пережил ту же трагедию, но терпеливо живет рядом с человеком, который потерял себя и может напугать ненормальностью. О том, что такое норма и возможно ли жить, немного отступая от нее, поют герои.

Причиной успеха мюзикла «Недалеко от нормы» стал нетривиальный выбор темы, уверена режиссер-постановщик спектакля в Беларуси Анастасия Гриненко. Здесь нужно отметить, что в переводе на русский язык мюзикл «Недалеко от нормы» представлен именно в Беларуси, что наш частный театр «Территория мюзикла» может смело записать себе в актив: по условиям контракта с правообладателем, спектакль будет идти у нас в течение года. (Театр «Территория мюзикла» приобрел права на постановку с авторским режиссерским толкованием и оригинальным авторизованным переводом пьесы, который сделали Алексей и Анастасия Гриненко.) Осуществить постановку удалось при поддержке посольства США в Республике Беларусь.

Разумеется, проект привлекателен: все-таки бродвейский мюзикл. Правда, опыт такой постановки ранее получил Белорусский музыкальный театр, и некоторые участники «Недалеко от нормы» имели к ней отношение. Но в нынешней постановке даже самый богатый опыт пения на сцене — не гарантия успеха для артиста. Потому что здесь совсем другие песни. Не классический вокал, а душевный надрыв и кураж, чем обладают рок-исполнители. Понимая это, создатели белорусской версии спектакля специально работали над вокалом с приглашенным американским репетитором. И может быть, действительно ли эти уроки дадут плоды по мере того, как будет жить дальше спектакль. Придется совершенствоваться: спектакль идет в прямом сопровождении рок-группы (руководитель Тихон Золотов), находящейся на сцене все время. И придется глубоко ощутить весь этот рок — музыкальный и жизненный, что висит над героями, партии которых поют Светлана Матиевская и Дмитрий Якубович.

Исполнителям сложно всем еще и потому, что ничего не отвлекает внимание от их переживаний и, соответственно, пения. Немало помпезных декораций, что ассоциируются с мюзиклами, наоборот, очень простая универсальная конструкция позволяет показать сценическое пространство с разными зонами, где происходит действие (автор — художник Андрей Меренков). Для отечественного театра такой подход к декорациям — вовсе не норма, хотя уже и где-то недалеко. Все сценическое оформление здесь — какой-то металлический каркас, который можно использовать согласно поводам. Как и человеческое тело — фактически каркас для того, чтобы вложить в него ту невидимую суть, что потом будет жить по норме. Если получится, конечно...

 

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.