В минувшие выходные на СТВ состоялась премьера — в воскресенье в эфире появилась информационно-аналитическая программа "Неделя", рассказывающая о событиях семи последних дней. Новая студия, новые декорации, новая графика, а главное — новая ведущая. Как обещают на телеканале, это будет авторский взгляд на то, что произошло в стране и мире, а также эксклюзивные интервью и репортажи, ключевые ньюсмейкеры и экспертные мнения. Репортерский формат передачи с острыми формулировками яркой ведущей Юлии Огневой уже успели оценить зрители.
— Юля, извините за это сравнение, но вы очень похожа на российскую ведущую «Результатов недели с Ирадой Зейналовой» на НТВ...
— Еще меня сравнивают с Марией Киселевой и даже Анной Чапман... Мне кажется, каким бы ты ни был в кадре, избежать сравнения с кем-то другим трудно. Те, кто меня знает давно — с университета, по прежней работе, а новостями я занимаюсь уже почти 15 лет, подтвердят, что это мой не экранный, не надуманный образ. Я такая на самом деле. Программа максимально приближена к тому, чтобы назвать ее авторской — мой напор, мои тексты.
— На телевидение вы пришли чуть больше недели назад...
— Да. После университета я работала в медиа-холдинге «Минск-Новости» — преимущественно на «Радио-Минск», но писала и для газеты «Минский курьер», и для агентства новостей. Была сначала корреспондентом, после редактором, возглавляла дирекцию утренних программ, потом руководила отделом новостей. Затем был период, когда работала ведущей новостей на радиостанциях «Мелодии века» и «Би-Эй». А последние четыре года была обозревателем в информационном агентстве БелТА. Впрочем, я сознательно шла работать журналистам: хотелось побыть не руководитель, а исполнителем. В БелТА, кстати, как нигде, понимаешь, что у журналиста нет права на ошибку. Твои новости — первоисточник для многих изданий. Если ошибся ты, ошиблись все остальные. И эта работа дала основательный фундамент для сегодняшнего моего проекта. На телевидение меня пригласили в качестве, как бы сильно это ни звучало, известного журналиста. У меня есть «Золотая Литера» в номинации «Лучший репортер», которую я получила в 2016 году. Это был своеобразный итог на том этапе карьеры, и он дал мне уверенность, что в этой области я умею если не все, то многое. Программа «Неделя» задумывалась как авторская, с журналистом в качестве ведущей, и хотя так или иначе меня называют ведущей, я позиционирую себя прежде всего как журналиста. Я сама буду делать сюжеты, разбираться в теме, готовить вопросы и интервьюировать спикеров. Мне важно сохранить журналистскую составляющую в моей работе.
— Очевидно, что прийти на телевидение и начать работать в кадре с нуля очень непросто...
— Когда я работала на радио, занималась техникой речи. Мне помогал наш знаменитый мастер Владимир Ильич Курган. Кроме этого, у меня есть определенные театральные навыки. «Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота» — это про меня в школьное время. Девять лет играла на цимбалах, фортепиано, посещала театральную студию — все это сейчас помогает. Отзывы, кстати, после первой программы были положительные. Но, понятно, что в совершенстве нет предела, и я осознаю, что придется над собой работать.
— Понравились себе в первой программе?
— Я достаточно критичный человек, и понравиться мне непросто, тем более самой себе. Но на мой взгляд, все выглядело как надо. Знаю, что друзья и знакомые в любом случае скажут «Вау, ты крутая!», поэтому не ведусь на захватывающие отзывы. Есть близкие подруги, от которых я всегда жду правду. И мне кажется, они мне ее сказали: в целом неплохо, несмотря на то, что есть неровности. И если вложить много труда, усилий, сил, то это будет хорошая передача.
— В одном из сюжетов вам не только довелось посетить коровник, но и первый раз в жизни подоить корову. Надо признать, не каждая ведущая на такое согласится...
— Нельзя сказать, что раньше я не видела коров. Хотя я родилась в Минске и была достаточно городским, рафинированным ребенком, в моем детстве была деревня в самом классическом понимании: с коровами, гусями, курами, с парным молоком. Лето я проводила там, пасла стадо с дедушкой, правда, сама коров не доила... Да, в коровнике был своеобразный журналистский экстрим, но такова моя задача — чтобы подобные сюжеты имелись в каждой программе.
— Лично вам что интереснее: такой репортажный экстрим или интервью, скажем, в парламенте?
— Интервью в парламенте или с министрами — это привычная работа. А вот поездки в коровник — новое для меня. И я благодарна, что родилась такая идея, когда часть программы будет связана с живыми поездками на место событий.
— Раскроете планы, чем в ближайшее время собираетесь удивить зрителя?
— Возможно, на этой неделе будет что-то спортивное. Обещаю, что в каждой программе появятся сюжеты, где я стану частью того, что происходит в той или иной сфере нашей жизни.
— Такой бойкий и даже немного агрессивный стиль подачи новостей — требование сегодняшнего времени?
Я не могу сказать, что вся журналистика должна быть такой. Полагаю, у каждого телеканала должны быть конкретные программы, а у них — свое узнаваемое лицо. Надеюсь, программа «Неделя» в моем исполнении запомнится зрителям. Она может нравиться, может не нравиться, главное, чтобы не оставила людей равнодушными. Так или иначе, кому-то стиль подачи кажется резковатым, навязчивым, но сейчас такой мир: он динамичный, жесткий, стремительно меняется. Не о всех событиях можно говорить с улыбкой на лице.
— В программе не только новый формат и новая ведущая, но и интересная операторская работа...
— Да, мы стараемся взять все самое лучшее и современное, что есть на сегодня. Это и съемки с квадрокоптера, и камера, которой можно снимать во время движения. Все это будет максимально задействовано. Мы за современную картинку, за современную ведущую, за современную подачу новостей. Операторскую работу будем максимально организовывать таким образом, чтобы у зрителя создавался эффект присутствия.
— В стартовой программе имелась серьезная заявка на интервью с компетентными спикерами, среди которых председатель Совета Республики Михаил Мясникович, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко, министр информации Александр Карлюкевич...
— Да, в каждой нашей программе будет большое интервью. Кому, как ни министрам, другим vip-персонам, рассказывать о том, что происходит в области, за которую они ответственны. Программа итоговая, поэтому и зарубежных новостей мы не избежим. Но мы преимущественно ориентированы на то, чтобы рассказывать, что происходит в нашей стране. А поскольку у нас столичное телевидение, то в каждой программе будет сюжет о том, что волнует минчан. За моими плечами, за моим красным костюмом большая команда профессионалов, которые помогают сделать все это качественно и масштабно.
— Костюм, кстати, всегда будет красный?
— Нет. А вот красная помада будет всегда. Такой мой образ, и он появился в процессе подготовки программы. Посмотрев на меня в кадре, решили рискнуть и сделать образ ярким. Пришлось выяснить, сможет ли моя наружность выдержать испытание красным костюмом и красной помадой перед камерой. Все получилось, как видите. Также цвет волос сделали темнее. И если Ирада Зейналова, с которой вы меня сравниваете, всегда в костюме одного цвета — черного, у меня в разных программах будут разные наряды: и брюки, и юбки.
Возвращаясь к команде нашей передачи, отмечу, что работать в БелТА мне было просто, так как конечный продукт зависел только от тебя. На телевидении сложнее, здесь не все зависит от меня. Но понимаешь, что всегда есть тот, кто может тебя поддержать.
— И в то же время, тот, кто может сделать лучше вас...
— Я не претендую, чтобы мой сюжет в программе был лучшим. Я — визитка этой программы. А за мной журналисты Елена Сырова, Татьяна Ревизоре, Евгений Горин, режиссеры Станислав и Кристина Яркины-Москалевы, Нина Липская, Антон Гончар, видеоинженер Денис Зубович, операторы, гримеры, стилисты. Большое спасибо заместителю директора дирекции спецпроектов Ольге Сахаровой. И, конечно, генеральному директору, Игорю Луцкому, за то, что поверил в меня. В общем, большая команда делает эту программу. Так случилось, что мне посчастливилось быть ведущей и мое лицо, мой темперамент, мои качества удачно сплелись в этот экранный образ.
— Когда шли на телевидение, не было опасений, что вашу работу будут рассматривать под микроскопом, особенно коллеги, которые много лет работают на телевидении, и также хотели бы в кадр, но взяли вас?
— Разумеется, была такая боязнь. Когда шла на кастинг от улицы Кирова вдоль набережной Свислочи на Коммунистическую, делала два шага вперед и один назад... Я раньше никогда не представляла себя в кадре, у меня не было телевизионного опыта, экранного образа. И мне ничего не оставалось, как быть самой собой. На первом кастинге я должна была прочитать чужой текст, затем был второй кастинг, для которого я написала свой. Тогда и приняли решение, что я буду работать над программой.
— Вездесущность ведущих таких программ удивляет: за неделю успевают побывать во многих местах и снять множество сюжетов. Насколько это сложно и как с таким графиком находить время для семьи?
— Я пришла в программу не самоуспокаиваться и почивать на лаврах. Я не просто красивая ведущая в красном костюме. И с первого дня подготовки программы я работала достаточно напряженно. Не секрет, что мне еще нужно много пройти в постижении тонкостей телевизионной кухни. Но как шутят мои знакомые, ко мне можно подключать провода, и я буду освещать город: моей природной энергии хватает на все.
Моя семья — это муж и сын, которому девять лет. К счастью, у нас есть мои родители, которые очень помогают. Надеюсь, что удастся график организовать таким образом, чтобы успевать все. Семья для меня все равно на первом месте. Тем более что время отдохнуть есть: следующий день после эфира, понедельник — достаточно свободен, когда можно не спеша просмотреть новости, спланировать следующую передачу, послушать замечания и предложения коллег.
— Как, кстати, коллеги оценили первую программу?
— Отметили, что ранее на СТВ ничего такого не было. А на белорусском телевидении вообще итоговых аналитических программ с женщинами-ведущими не выходило никогда. Поэтому это в любом случае интересно. Похвалили, что у нас было много эксклюзивов. Поэтому мне кажется, если продолжать в том же темпе, мы завоюем нового зрителя и расширим свою аудиторию.
Елена КРАВЕЦ
Хорошо там, где молодежь есть!
Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.
Спросили у экспертов.