Вы здесь

Нужны ли Минску очередные торговые центры


В последнее время торговые центры, или, как их правильно называют, мультифункциональный комплексы, стали настоящей «приманкой» для горожан. В выходные многие проводят там дни напролет. В одном месте можно приобрести продукты, выбрать новые наряды, пообедать, а напоследок немного развеяться — сходить на каток или выставку. К тому же в самых популярных из них практически каждую неделю еще и проводят бесплатные мероприятия для посетителей. Картина кажется идеалистической, пока не начнешь считать, сколько огромных торговых центров уже открылось в Минске, а сколько еще строится. И вот тут хочется закричать: «Хватит, сколько же можно, кто туда будет ходить!» На самом деле, нужны ли новые масштабные торговые объекты города, мы и попытались разобраться.


Мода на центры

Горожане возмущаются и все равно продолжают их посещать. Самое удивительное, что здесь, как и во всем другом, есть своя мода. Например, еще десять лет назад подростков привлекал торговый центр «Столица». Сейчас вы вряд ли встретите там хотя бы одну группку школьников. Потому что новым центром молодежной «тусовки» стал открытый в прошлом году комплекс Galleria Minsk. И вообще, магазины в двух торговых объектах могут быть почти одинаковые, но один — считается супермодным, а второй — пользоваться куда меньшей популярностью. Вот она, сила общественного мнения в действии!

Кстати, о «Столице». Именно ее многие начали приводить в качестве примера торгового центра, который потерял свою популярность с появлением новых. Мол, оттуда уходят все иностранные бренды. Но это имиджу центра пошло даже на руку: он стал уникальным, где сейчас расположены фирменные магазины преимущественно белорусских производителей. Чем не туристическая точка? Согласитесь, иностранцу гораздо интереснее узнать, что производят местные фабрики, чем заново увидеть ряд магазинов-близнецов известных брендов, которые можно найти по всему миру.

Но, конечно, потребности у покупателей за последний десяток лет выросли! Теперь минчане обращают внимание не только на наличие определенных магазинов, но и на дизайн здания, дополнительные услуги, которые можно получить, удобство парковки и перемещения по торговому центру и, конечно же, на безопасность. Имидж состоит даже из мелочей: наличия бесплатного туалета или гардероба. Так что просто построить торговый центр и рассчитывать на успех вряд ли стоит: своих покупателей, как оказалось, надо еще и развлекать, и всячески привлекать.

Одна из важных тенденций в строительстве мультифункциональных комплексов — размещение ближе к спальным районам. Пример тому — два гиганта: Dana Mall у станции метро «Восток» и Green City на Каменной Горке. Если Dana Mall уже успел благодаря уникальным для Минска магазинам собрать свою постоянную аудиторию, то Green City, что открылся менее месяца назад, пока выглядит как филиал пустыни. Завешенные баннерами витрины магазинов и немного покупателей на огромную площадь — не слишком радостная картина. Но, как показывает практика, в течение года все, вероятно, кардинальным образом изменится.
В кафе, открытые там, вечером в пятницу уже не попасть.

Получается, что удобные центры Минску пока нужны, так как своего покупателя получается заполучить каждому. Вопрос в другом. Пугает то, что поход в торговый центр становится главным развлечением для многих семей. Конечно, там происходит много интересных событий, но стремление к тотальному потреблению, пожалуй, не лучшая из целей...

1000 метров на тысячу человек?

С обывательской точки зрения все может выглядеть одним образом, а вот цифры скажут совсем другое. Чтобы расставить все точки над «i» и выяснить, какая ситуация с торговыми центрами на самом деле, мы обратились к начальнику управления торговли и услуг Мингорисполкома Нине Емельяновой.

Специалист отметила, что строительство торговых объектов в Минске осуществляется на основании генерального плана развития с учетом строительных норм. Кстати, социальные нормы по объему торговых площадей на душу населения в Минске тоже есть. Они определены постановлением Совета Министров и составляют минимум 600 метров квадратных на тысячу человек. На сегодня обеспеченность торговыми площадями немного выше нормы — 650 метров квадратных на тысячу человек. Но это еще не предел: к 2020 году показатель должен достичь 900 метров квадратных на тысячу человек. Пугаться такого роста не стоит.
По сравнению со многими другими крупными городами цифры в Минске довольно скромные. Так, например, в Москве к тому же периоду планируют довести объемы торговых площадей до 1,5 тысячи метров на тысячу человек. Еще несколько лет назад в том же Санкт-Петербурге показатель уже превысил 1000 квадратных метров на тысячу человек. Кстати, именно такие цифры характерны и для крупных городов Западной Европы.

На размышление «Кому это все нужно?» лучше всего ответят цифры. Если на 1 января 2016 года уровень фактического использования торговых мест составлял 62,3%, то в начале 2018 года — уже 81,2%. Причем общее количество торговых центров и рынков за этот период возросло со 106 до 119. Так что все просто с точки зрения экономики: спрос рождает предложения.

Что будет с рынками

Сейчас на территории Минска их работает 23, и отказываться от такого формата торговли никто не собирается. Как подчеркнула моя собеседница, их главная функция — обеспечить доступность для фермеров и физических лиц, которые выращивают и реализуют сельхозпродукцию. Да и вещевые рынки также находят своих покупателей: если молодежь стремится покупать брендовые вещи масс-маркета, то представители старшего поколения предпочитают покупки одежды у знакомых, проверенных годами продавцов на рынках. И вообще во многих городах мира в справочнике по городу одним из первых пунктов посоветуют вам посетить местный рынок. Кстати, в Минске такой объект тоже есть — за последние несколько лет Комаровский рынок стал сильным брендом.

— Что касается знаменитых многофункциональных комплексов, которые в последнее время появляются в столице все чаще, то они, в первую очередь, предназначены для удобства населения. Так как в них располагаются не только магазины торговых сетей, но и брендовые магазины, объекты общественного питания, бытового обслуживания, развлекательные центры для детей и взрослых — катки, кинотеатры, игровые зоны. Разве есть что-то плохое в том, чтобы все необходимые товары и услуги получить в одном месте, к тому же недалеко от дома, а не искать их по всему городу? Вряд ли. К тому же здоровая конкуренция на покупателях сказывается только выгодным образом, — считает Нина Емельянова.

По мнению специалиста, строительство новых торговых центров положительно влияет и на появление магазинов недоступных ранее марок. Если говорить о зарубежных производителях, то белорусы перестают ездить в другие страны «на закупки» и не вывозят валюту из страны. Если речь идет о фирменных магазинах белорусских производителей, которые раньше можно было найти только в интернете, то плюс — в поддержке своего легпрома.

Только цифры

Сейчас розничная сеть в Минске состоит из 8681 торгового объекта, из которых — 5,5 тысячи магазинов и 96 торговых центров. Кстати, за первые два месяца этого года темпы розничного товарооборота возросли на 111,7%. В первую очередь это коснулось торговли промышленными товарами длительного пользования и автомобилями.

Дарья КОСКО

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.